Независимость – не гарантия благополучия

В России сделать любой праздник значимым и даже любимым очень просто – нужно объявить его выходным днём. Но использование в 1991 году руководством РСФСР данного приёма для повышения статуса «Дня принятия декларации о государственном суверенитете Российской Федерации» 12 июня отнюдь не говорит о том, что праздник этот искусственный. Нередко бывает, что события, которые современникам кажутся случайными, на самом деле были закономерными и даже судьбоносными

В России сделать любой праздник значимым и даже любимым очень просто – нужно объявить его выходным днём. Но использование в 1991 году руководством РСФСР данного приёма для повышения статуса «Дня принятия декларации о государственном суверенитете Российской Федерации» 12 июня отнюдь не говорит о том, что праздник этот искусственный. Нередко бывает, что события, которые современникам кажутся случайными, на самом деле были закономерными и даже судьбоносными.

За принятием 12 июня 1990 года Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации каких-то высоких патриотических помыслов явно не стояло. Шла элементарная борьба за власть между союзным руководством во главе с Михаилом Горбачёвым, Эдуардом Шеварднадзе и другими столь же достойными личностями и руководством РСФСР, представленным Борисом Ельциным со товарищи. Союзный центр к тому времени себя основательно скомпрометировал, Верховный Совет РФ, напротив, был на пике популярности, но реальных полномочий распоряжаться российскими ресурсами и казной не имел. В результате появилась на свет «декларация независимости», которая предопределила распад СССР.

В общем, ничего героического в тех событиях не было. И всё же они решили пусть не все, но многие из проблем, которые стояли перед населением России. В последние два десятилетия своей жизни Советский Союз стал в худшем смысле слова «социальной империей». Социальной в том смысле, что все якобы униженные и оскорблённые на основании того, что они такие вот особенные, требовали от Москвы дотаций и преференций. В республики Средней Азии вкладывали средства, чтобы они успешно справлялись с пережитками феодализма. В республики Закавказья – в знак благодарности за многовековую дружбу. Построенные там российскими специалистами предприятия гарантировали всем работу и зарплату. Прибалтийским республикам пусть не явно, но выплачивали компенсацию за моральный ущерб, нанесённый советской оккупацией, – там строились современные порты, дороги, а снабжение было лучше, чем в Москве.

При всём многотерпении жителей России продолжаться бесконечно это не могло. Развязка, к счастью мирная и цивилизованная, произошла. Мы заплатили за независимость, а заодно и за тогдашнюю легковерность, дорогую цену, но сейчас Россия объективно живёт лучше большинства стран мира. Это можно доказать данными статистики, сравнивая уровень безработицы у нас и «у них», сравнивая соотношение количества собственного и съёмного жилья, уровни долговой нагрузки на семью, стоимость принадлежащих средней семье активов – недвижимости, автомобилей, накоплений. Правда, не меньше половины прочитавших эти строки возмутятся и скажут, что у них маленькие зарплаты, пенсии, что о новой квартире или дорогой машине они могут только мечтать – и что, была бы возможность, они бы из этой России свалили куда подальше.

Но ведь не валят же. Потому что их обличения, жалобы, призывы всего лишь показывают, как Россия методом проб и ошибок ищет баланс между социальным равенством и эффективностью. В эффективной экономике врач, учившийся семь лет, не должен получать столько же, сколько охранник, закончивший десятидневные курсы. Инженер – столько же, сколько водитель маршрутки. Но в силу всё ещё советского менталитета мы хотим именно такого равенства, а также требуем, чтобы власти содержали в порядке дорогу к деревне, вокруг которой нет ни одного возделанного поля, спасали завод, продукция которого никому не нужна…

 

23 года независимости слишком мало для того, чтобы узнать ответы на все вопросы. Независимость – это ведь не гарантия благополучия. Она всего лишь расставляет всё на свои места. Сейчас и мы, и все окружающие знают, что такое Россия. И многим она нравится именно такой, какая есть.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.