Уговорим инвесторов?

Стратегическое партнёрство наведёт порядок в экономике Северо-Запада

Стратегическое партнёрство наведёт порядок в экономике Северо-Запада

Ещё в сентябре 2012 года при полпредстве был создан новый совещательный орган – Экспертный совет стратегического партнёрства по экономическому и социальному развитию Северо-Западного федерального округа. Задачей новой организации стало наведение порядка на диком инвестиционном рынке – теперь эксперты будут изучать перспективы всех проектов и инициатив, рассчитывающих на государственную поддержку. К сожалению, по словам помощника полномочного представителя президента на Северо-Западе Сергея Зимина, который возглавил Экспертный совет, никакой юридической силы решения совета иметь не будут. Они будут носить исключительно рекомендательный характер – как и многие другие аспекты деятельности полпредства.

Но всё же считать Экспертный совет абсолютно декоративным органом, призванным обеспечить занятость самого себя, не стоит. Поскольку в его работе уже принимают участие видные представители бизнеса, науки и государственных организаций, есть надежда, что развитие будут получать именно те инвестиционные проекты, которые нужны нашему региону (и стране в целом), а не только конкретному инвестору и кормящимся при нём чиновникам. Как подчеркнул Сергей Зимин, сейчас льготы и субсидии порой получают абсолютно нежизнеспособные, а порой и откровенно вредные идеи.

Кроме того, Экспертный совет создан для открытого обсуждения проектов. Порой из-за несогласованности в работе разных организаций прекрасная идея превращается в издевательство над здравым смыслом и над жителями территории. Яркий пример тому – строительство скоростной железнодорожной магистрали к Усть-Луге. Железнодорожники выполняют свою часть работы, но их совершенно не волнует, как будет их трасса влиять на пересекаемые ею автодороги, поскольку это не их зона ответственности. Затянувшаяся ситуация с проектированием и согласованием развязки в Гатчине приводит к проблемам с получением федерального финансирования. Причин несколько, одна из них в том, что железнодорожники и областные чиновники по-разному видят организацию временного объезда места строительства стоимостью около 342 миллионов рублей.

Такие ситуации и призван предотвращать Экспертный совет. Правда, как можно что-то предотвратить, не имея юридической силы, не очень понятно. Ведь если все деяния исполнителя проекта оформлены по закону, то рекомендациями тут не поможешь, а если не по закону – этим должна заниматься прокуратура, а не рекомендательный орган. Тот же гатчинский узел возник не вдруг, все документы оформлялись абсолютно легально, просто получается, что некому было взглянуть на проблему комплексно, а не с точки зрения своей узкой чиновничьей инструкции.

На первом заседании Экспертного совета, состоявшемся на днях, были представлены четыре проекта. Они очень разные и находятся в разной стадии – что-то уже успешно работает, что-то на стадии расчётов, – должны были показать членам совета, с какими задачами им придётся сталкиваться в своей дальнейшей работе. Оценка представленного проекта не означает его немедленный взлёт или падение, но во многом может повлиять на его развитие. Речь шла о таких проектах, как Белкомур (железнодорожная магистраль Белое море – Коми – Урал), льняной комплекс в Вологодской области, деревообрабатывающий комплекс в Калининградской области и социальная реклама в Санкт-Петербурге и других городах Северо-Запада. Понятно, что колоссальный Белкомур, практически второй БАМ, не может сравниться по значимости с социальной рекламой, но и то, и другое нужно. Все авторы презентаций были очень убедительны, всем им хотелось верить, сочувствовать и сопереживать, но члены Экспертного совета даже после беглого ознакомления с презентациями уже начали сомневаться в некоторых пунктах представленных планов. Впрочем, изучив предмет внимательнее, они могут и изменить своё мнение, которое, правда, всё равно не станет более весомым юридически.

Сергей Зимин подчёркивает, что главная задача Экспертного совета – тайное делать явным: чтобы ни один проект не был протащен втихомолку, без обсуждения, чтобы никто не мог лоббировать свои (или чужие) частные интересы в ущерб общественным. Ну а если инвестор не пожелает прислушиваться к мнению совета – самым страшным наказанием ему будет «отлучение от общества». Тогда, мол, приличные люди перестанут с ним иметь дело. Можно ли кого-то напугать таким образом в нашей стране – покажет время.

 

прямая речь

Юрий Дёмочкин, заместитель гендиректора ОАО «Межрегиональная компания «Белкомур»:

– Наша железная дорога впервые за послереволюционные времена будет концессионной. То есть часть средств даёт государство, часть – бизнес. До революции этот принцип работал очень успешно, дороги строились и окупались быстро. С Белкомуром тянуть нельзя – без железной дороги не развивается колоссальная территория, очень богатая в сырьевом отношении, да и развитый Урал получит короткий выход к морю, а это на пользу экономике всей страны.

Виталий Терлюк, финансовый директор ОАО «Лесной мир»:

– Мы намерены построить в Калининградской области завод по глубокой переработке древесины. При этом сырьё будет поставляться из Карелии и других лесных районов, а готовая продукция пойдёт на экспорт, также ею будет снабжаться быстро развивающаяся мебельная отрасль области. Предприятие планирует производить в год 495 тысяч кубометров пиломатериалов, 215 тысяч кубометров ДСП и ламинированного ДСП, а также 23 тысячи тонн топливных пеллет для котельных.

Алла Старцева, исполнительный директор ООО «Управляющая компания «Доминион»:

– Наш льняной комплекс в Вологодской области работает уже 4 года. У нас полный цикл – от выращивания льна и его обработки до готовой ткани. За эти годы пришлось вложить очень много средств в переоборудование устаревших льнокомбинатов и ткацкого производства. Если мы начинали с некрашеных тканей-полуфабрикатов, то теперь снабжаем швейные фабрики материалом для костюмов и платьев. Но ещё не решена главная проблема льноводства: куда девать короткое волокно, которого получается на две трети больше, чем длинного, пригодного на ткань. Возможно его применение в авиационной и автомобильной промышленности, но для его обработки нужно специальное оборудование.

Владимир Рябовол, руководитель представительства в Санкт-Петербурге ООО «Russ Outdoor»:

– Мы занимаемся только социальной рекламой. Сделать так, чтобы она была эстетической и доходчивой, чтобы она работала, а не тешила наше самолюбие, – это очень непросто, это креативные решения. А креатив требует денег.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.