«Балет не может быть массовым»
По мнению знаменитого танцовщика Фаруха Рузиматова, никакого упадка балета нет, но этот вид искусства со временем станет камерным
По мнению знаменитого танцовщика Фаруха Рузиматова, никакого упадка балета нет, но этот вид искусства со временем станет камерным
В июне народный артист России отмечает полувековой юбилей, однако спокойно почивать на лаврах собственного успеха этот тонкий и изысканный маэстро не намерен. Встреча с ним, состоявшаяся в Балтийском медиа-центре, ещё раз показала, что танцовщик даже не мыслит себя вне сцены. Он не ищет ролей в кино и в театре, не задумывается о преподавании: он весь – в искусстве, хоть и не любит о нём рассуждать.
22 и 23 июня Фарух Рузиматов выступит на сцене ДК им. Горького в своих юбилейных концертах. Публика увидит его «коронные» номера, фрагменты балетов «Павана Мавра», «На смерть поэта», «Послеполуденный отдых Фавна», «Шехеразада», «Болеро» и «Посвящение Фредди Меркьюри». Отдельно в программе стоит премьера номера «Возвращение» в хореографии Владимира Романовского: монолог солдата, танец-посвящение всем павшим в Великой Отечественной войне. Танец специально поставлен к Дню памяти и скорби, который отмечается в России 22 июня. Бенефисы пройдут при участии народной артистки России Юлии Махалиной и других известных артистов.
В преддверии юбилея Фарух Рузиматов ответил на вопросы журналистов, выразив свою точку зрения насчёт будущего балета, границ искусства и много другого.
«Многие балетные труппы «вымрут»– Если заглянуть в историю, то балет родился как искусство придворное. Позже он вышел к широким массам, а в советское время расцвёл и воздействие его было колоссальным, на мой взгляд. Никакого упадка я сейчас не наблюдаю. То, что к балету нет интереса у определённого слоя населения, – так это было всегда. Это нормально: балет не может быть массовым искусством.
Мне кажется, что со временем балет придёт к камерности. Сейчас музыкальные театры есть во многих городах нашей необъятной России, и уровень балетных компаний в этих театрах, на мой взгляд, практически уже критичен. Поэтому, возможно, многие из них со временем, если так можно выразиться, «вымрут». Останется пара основных театров в столицах, у которых будет возможность иметь огромную поддержку (потому что содержать балетную труппу – это большие средства). Вот такие один-три города будут иметь и право, и возможность сохранять балет на достойном уровне.
Каково будет моё место в этом мире – сказать трудно. Я никогда не заглядывал ни вперёд, ни назад. Пытаюсь быть здесь и сейчас.
Так как Петербург – один из красивейших городов, у туристов, которые приезжают со всего мира, есть о нём определённая информация – Эрмитаж, Русский музей, Петродворец, Мариинка, Михайловский. Балет тоже входит в перечень «объектов», которые нужно посмотреть обязательно. Привести всех в Михайловский и Мариинский невозможно, есть маленькие компании, которые на время белых ночей собирают определённое количество «лебедей» – с тем чтобы на сцене Эрмитажного театра, Музкомедии, Консерватории показывать бессмертное произведение Петипа – Иванова на музыку Чайковского.
Об уровне этих компаний говорить не буду. Он априори не может быть высоким, если на два спектакля собирают артистов, которые не заняты в это время в своём театре. Балет требует определённых усилий, многочасовых репетиций, синхронности – особенно это касается кордебалета. Другое дело, что, будучи в Мадриде, я побывал на исполнении фламенко и увидел, что там происходит то же самое. По сравнению с тем фламенко, которое было 15 лет назад, качество кардинально поменялось. Туда тоже свозят туристов, но к фламенко это не имеет ровным счётом никакого отношения. Может быть, за исключением гитаристов.
«Уходит поколение выдающихся педагогов»– Не вижу большой разницы между балетом Большого театра и Михайловского или Мариинского. Это одна школа – российская, советская, постсоветская. Что касается спектаклей, сейчас в Большом делается много постановок с приглашёнными зарубежными хореографами. То же делает Мариинка, где недавно поставили «Весну священную» Саши Вальц. Всё время что-то происходит, что-то ставится – и это нормально, «имеют право», есть возможности приглашать новых хореографов, авангардистов, ставить классику – Баланчина, Пети, приглашать Бежаровские компании или переносить его лучшие постановки на свою сцену.
Наверное, определённый упадок в школе наблюдается просто потому, что уходит поколение великолепных педагогов (а для артистов балета педагог – основа основ), многие из них уже перешагнули порог 70–80 лет. Из тех, кто пришёл за ними, может быть, не все обладают необходимой информацией и опытом. Что касается Академии русского балета – пока не понимаю, что там происходит, я там бываю раз в десять лет. Но среди выпускников есть очень хорошие молодые артисты, которые попадают в Мариинку и Михайловский театр. Поэтому я считаю, что академия жива, и дай ей бог по-прежнему двигаться вперёд.
«Есть вещи, на которые покушаться нельзя»– В искусстве не может быть никакого объективизма. Это мнение человека – кому-то что-то не нравится, кому-то нравится.
Всегда теряюсь, когда спрашивают, что меня вдохновляет, и когда говорят о «творчестве». Мне кажется, что слово «творчество» приравнивать к таким областям, скажем, как балет и опера, – как-то странно. Мне кажется, творчество – это не «что», а «как». Можно творчески мыть посуду и очень нетворчески танцевать на сцене.
Многие театры сейчас пытаются привлечь к себе внимание – классические оперы ставят на современный лад, переносят в другие времена. Можно перелопатить произведение, не особо мудрствуя лукаво, назвать витиевато, показать какие-то странные вещи… Моё мнение абсолютно субъективно, это не критика, но: есть классические вещи, которые не то что трогать нельзя – трогай, но сделай в классическом обрамлении и чтобы было лучше. Когда берут «Евгения Онегина» и переносят в лагеря, к зэкам, я не готов воспринимать это в классических театрах. Есть вещи, на которые нельзя покушаться. Есть Пушкин, есть Чайковский, и понятно, что, «когда маляр негодный мне пачкает Мадонну Рафаэля», это не смешно. А так всё имеет место, каждый человек – и художник – может себя выразить. Другое дело – как.
О Бродском и Барышникове– Наша встреча с Бродским – как один из рассказов Довлатова, его можно было бы поместить в раздел «Неопубликованное». Это не была какая-то запланированная встреча. Мы танцевали в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке «Баядерку», куда нас пригласил Михаил Барышников. И после спектакля он позвал нас к себе домой, а там уже спросил, есть ли у нас время после одиннадцати вечера поехать к одному знакомому и очень близкому ему человеку. Мы согласились. Помню, он открыл холодильник и достал торт, который был уже наполовину съеден. Почему-то в тот момент меня это немножко смутило. Он его положил в пакет, мы сели в машину, поехали не помню куда, вылезли из машины и спустились в подвальчик (в Нью-Йорке очень много домов с полуподвальными помещениями).
И Миша стал знакомить нас: это Иосиф Бродский, а это артисты балета из Кировского театра, которые приехали на гастроли. Вот, собственно, и вся встреча. Минут сорок мы посидели, послушали их беседу. Не звучало какого-то монолога его или диалога с Мишей. Он что-то рассказывал, Миша что-то рассказывал, мы внимали. Потом он подарил нам книжку «Урания», по-моему, и я попросил его сделать автограф. Вот такая встреча с Бродским, называется.
У меня была идея сделать что-то совместное с Мишей, но почему-то он не хочет ехать в Петербург. Он занимается своими делами, фотографией, выходит на сцену в качестве драматического актёра. Это человек, который вызывает огромное уважение как великий профессионал.
«Век артиста короток»– Я не видел недавней трансляции «Лебединого озера» в 3D, так что своего мнения о подобных проектах нет, но я считаю, что снимать балет нужно обязательно.
Смотреть потом на себя со стороны, конечно, во многом странно. Прежде всего возникает дискомфорт между тем, что ты чувствуешь во время исполнения, и тем, что ты потом видишь на голубом экране. Я, по крайней мере, всегда чувствую несовпадение. И это не вопрос самокритики, хотя я, наверное, достаточно жёстко отношусь к тому, что делаю. Просто время идёт, и зачастую записи, которые были сделаны 10–20 лет тому назад, сейчас воспринимаются по-другому: балет идёт вперёд, меняется и эстетика – поэтому многие вещи, снятые тогда, сегодня я изменил бы кардинально.
Думаю, век любого артиста балета короток, хотя мне кажется, что при прочих равных вопрос не в возрасте, а в состоянии артиста. До того момента, пока он может держать публику, ему есть что сказать, – он имеет право выступать. И это уже вопрос не классического балета, а нахождения любого артиста на сцене, и неважно, классический ли это балет или фламенко. Это качество артиста.