«Моё творчество не привязано к конкретному времени»
В рамках Дней Тель-Авива в Санкт-Петербурге в Музее современного искусства имени Сергея Дягилева при СПбГУ открылась выставка живописи израильского художника Евгения Свердлова «Мифы и непредставимое»
В рамках Дней Тель-Авива в Санкт-Петербурге в Музее современного искусства имени Сергея Дягилева при СПбГУ открылась выставка живописи израильского художника Евгения Свердлова «Мифы и непредставимое».
Евгений после окончания Академии художеств, уже будучи преподавателем литографии, главным художником издательства «Васильевский остров», уехал в Израиль в 1991-м и с тех пор практически не навещал родной Петербург. Находясь в эмиграции, он прошёл свой нелёгкий путь как художник, как личность, выработал особый стиль в живописи и графике, где превалирует философское отношение к миру, к истории человеческих отношений, прежде всего Мужчины и Женщины, обращение к древним истокам, многослойность, дуальность. В экспозиции всего 19 акварелей и принтов.
– Я намеренно решил выставить в Петербурге то, что было создано мною давно, в 1990-х годах, для того чтобы доказать и себе, и зрителям, среди которых очень много моих друзей-художников, что моё творчество не привязано к какому-то конкретному времени, оно может оставаться актуальным и сегодня, – сказал Евгений Свердлов корреспонденту «НВ». – Я рассматриваю аспект творчества как сущность, данную нам свыше. Творчество всегда хочет заглянуть за грань жизни и смерти – это и есть тот смысл, ради которого стоит жить. Богу нужны оппоненты.
Частые образы на картинах – обнажённые мужчины и женщины, в постоянном противоборстве друг с другом, в диссонирующем звучании, в переходах состояний – от любви к жестокости, от игры к реальности, порой жестокой.
– Евгений Свердлов человек очень рисковый, острый, умеет бросаться в омут с головой, – сказала директор Дягилевского музея профессор Татьяна Юрьева. – И вот это желание сделать выставку здесь, в Петербурге, через 22 года после своего отсутствия совпало с желанием музея представить эту сложную живописную философскую серию. Она связана с театром абсурда, здесь отсылы к библейским сюжетам переплетены с собственным ощущением мира.
Выступивший на открытии выставки генеральный консул Израиля в Санкт-Петербурге Эдуард Шапира отметил, что событие в музее получилось не формальным, а «сложившимся по каким-то удивительным сопутствующим обстоятельствам, по душевным привязкам, оно связано с содержанием работ Евгения Свердлова, с самой личностью художника, а выставка символизирует духовную связь между Израилем и Санкт-Петербургом».
На вернисаже Евгений Свердлов представил зрителям также песочное шоу. Художник пригласил гостей выставки в милое, наивное путешествие, основанное на библейском сюжете о вечной истории любви. На световом столе сменялись одна за другой картины прохождения человека сквозь время и пространство, возвращения к истокам. Моря, пустыни, города – Нью-Йорк, Париж… А когда на экранах мониторов появился вид Стрелки Васильевского острова, в зале раздались аплодисменты.