Обратный эффект белых ночей
Словосочетание «белые ночи» принято произносить с придыханием, закатывая глаза и чувственно чмокая губами. Самое романтичное время года дарит массу положительных эмоций гостям Петербурга да к тому же солидную прибыль владельцам гостиниц и прочих опекающих туристов организаций. А вот у меня чуть не круглосуточное солнцестояние вызывает смешанные чувства, в том числе и негативные
Словосочетание «белые ночи» принято произносить с придыханием, закатывая глаза и чувственно чмокая губами. Самое романтичное время года дарит массу положительных эмоций гостям Петербурга да к тому же солидную прибыль владельцам гостиниц и прочих опекающих туристов организаций. А вот у меня чуть не круглосуточное солнцестояние вызывает смешанные чувства, в том числе и негативные.
Оставим в стороне чисто физические неудобства, которые белые ночи приносят горожанам, – спать при включённом солнце, согласитесь, весьма непросто. Начнём прямо с мироощущения: любимое поэтами и художниками природное явление умудрилось подпортить менталитет петербуржцев, а это, в свою очередь, пусть и не напрямую, отрицательно сказалось – только, пожалуйста, не удивляйтесь – на социально-экономическом развитии города.
Вот сами посмотрите. Петербург изначально строился в таких условиях и временных рамках, что это должно было заложить в генетику его жителей упорство, трудолюбие, смекалку, умение стратегически мыслить. По сути, петербуржцы могли стать российским клоном американских ковбоев, которые завоевали Дикий Запад и построили самую мощную державу в мире. Но не получилось. Отчасти, во-первых, потому, что Петербург долгое время был столицей империи, а это, как известно из мировой истории, расслабляет мозги и развращает тело. Во-вторых, из-за многочисленных революций, которые тоже не способствуют улучшению характера. Ну и, в-третьих, благодаря пресловутым белым ночам...
Сделать «город над вольной Невой» центром притяжения для пилигримов со всего света городские власти планировали ещё полвека назад. А потому строили многочисленные интуристовские отели, открывали валютные варьете и бутики, плодили международные фестивали и выставки. Со временем инвестиции в туризм принесли свои плоды. Ленинград стал самым популярным у иноземных туристов городом СССР и даже вошёл в пятёрку наиболее посещаемых мегаполисов Европы. Но потом, с приходом рыночных отношений, финансирование туристического направления городской экономики было сведено фактически к нулю, а соответственно, подтаял и турпоток.
И вот тут, вместо того чтобы изыскать денежные средства и «скреативить» несколько достойных идей для привлечения туристов, мы в очередной раз поставили на белые ночи. И правда, а зачем излишне напрягаться, если природа и без того одарила нас неисчерпаемым ресурсом? Именно благодаря этому уникальному явлению можно перманентно повышать цены на весь ассортимент туристических услуг и, в свою очередь, не заботиться об их качестве. В результате большинство иностранных туристов стараются не задерживаться в нашем городе больше чем на два дня, дружно игнорируют петербургское межсезонье и в следующий раз едут куда угодно, только не на берега Невы.
Однако турбизнес, изрядно испорченный даровым природным аттракционом, – вещь хоть и важная, но всё же второстепенная. Куда страшнее, что эффект белых ночей (так, наверное, можно назвать непреодолимое желание по максимуму использовать ресурсы, в которые ты не вложил ни ума, ни сердца) поразил едва ли не все сферы жизни мегаполиса. И прежде всего – экономику.
Для нынешних молодых это звучит удивительно, но в советское время главной статьёй петербургского экспорта было машиностроение. За границу мы отправляли турбины, оптику, станки, электронику и даже вычислительную технику. Уже в конце 1990-х, когда доля машиностроительной продукции в экспорте существенно упала, городское правительство разработало программу, согласно которой к 2010 году товары с высокой добавленной стоимостью и большой инновационной составляющей должны были снова занять лидирующие место. Но от советского наследства к этому времени остались одни развалины. И сейчас на экспорт мы поставляем лишь то, что нашли среди этих развалин. До 70 процентов внешнеторгового оборота в 2012 году составили минеральные продукты, то есть банальное сырьё. Ещё 10 процентов пришлись на металлы и лишь 7 – на продукцию машиностроения.
Конечно, белые ночи как бренд – это очень красиво. Тем не менее вряд ли может служить поводом для законной гордости петербургского патриотизма. Это как ставить себе в заслугу наличие в нашей стране больших запасов леса, нефти, газа, угля и прочих богатств, накопленных не нами, а матушкой-природой. Но вот высокие технологии, научные открытия и уникальная в самом прямом смысле слова современная продукция, выпущенная на основе тех самых технологий и открытий, – таким брендом можно было бы смело гордиться. Как и самыми талантливыми молодыми учёными, изобретательными конструкторами, знающими инженерами.
…Впрочем, наверное, зря я так ополчился на белые ночи. Всё-таки, в отличие от газа и нефти, этот ресурс неисчерпаем. На нём, уверен, будут неплохо зарабатывать наши потомки и через многие тысячи лет. Но, право, так хочется, чтобы они нашли для славы и процветания Петербурга куда более ценные инструменты.