Своя игра
Где лучше проводить летний отпуск? Чтобы это понять, нужно слушать подсказки свыше
Где лучше проводить летний отпуск? Чтобы это понять, нужно слушать подсказки свыше.
Бум выездного туризма эксперты связывают с возросшими доходами россиян, которые теперь могут позволить себе не только Грецию с Египтом, но и Филиппины с Коста-Рикой. В разных уголках планеты слышишь великий и могучий, иногда испытывая от этого гордость. А иногда хочется прикинуться финном, чтобы люди вокруг не подумали, будто у меня с этими животными из Черёмушек общий президент, правительство и великая литература. А ведь по статистике только 15 процентов россиян имеют загранпаспорта. И далеко не всех держит дома финансовый вопрос.
Среди моих друзей есть пожилой скульптор с мировым именем, который изредка бывает за кордоном по делам, но никогда в жизни не ездил отдыхать. Хотя его нельзя упрекнуть ни в жадности, ни в бедности. Он говорит, что привык доверять намёкам судьбы. А намёк был следующий.
В середине семидесятых он завершил крупную работу. Как обычно, сжатые сроки, сон в мастерской. Зато потом триумф, звон монет и самолёт в Крым в весёлой компании. Бросив сумку в ялтинской гостинице, он устремился к Воронцовскому дворцу, рядом с которым торчал из моря полюбившийся со студенческой поры трёхметровый камушек. Если прыгнуть с него в набежавшую волну, то можно на её гребне оседлать другую площадку – рискованный трюк местных каскадёров-любителей. У скульптора получилось, и он, вполне довольный собой, отправился с друзьями в ресторан.
Утром он с трудом встал с постели: рука не сгибалась, и в туалет он ходил, отдавая пионерский салют. Отпускник отметил, что каникулы начались удачно, и отправился к врачу: километр в гору на солнцепёке, когда каждый шаг отдавался болью. И упало каменное слово местного остеопата: миозит, то бишь воспаление плечевого нерва. Диагноз резко сокращал возможности пациента по части спорта и другой курортной удали, но к концу недели миозит начал отступать. Точнее, если скульптор не шевелился, то у него ничего не болело, и он даже попробовал заходить в воду. Но вечером приехал приятель из Ленинграда, и пациент повёз его в один из лесных ресторанчиков, которые расплодились на каждом живописном пруду.
Утром в голове скульптора происходило аутодафе: горячка и боли, несмотря на отличную кухню в ресторане. Новое восхождение в гору к эскулапам принесло очередной диагноз: воспаление среднего уха. Видимо, после купания в ухе мастера осталась вода, а сидеть полночи на ветру после этого не рекомендуется. Санкции врачей в этот раз оказались жёстче: уколы пенициллина дважды в день в течение двух недель и никакого спиртного. Из гостиницы он выходил с перевязанным ухом, словно немец под Сталинградом.
На исходе лечебного курса их компания собралась на академическую дачу в Алупке, которую Куинджи подарил Академии художеств. На даче, которая по территории превосходила Ватикан, в летнем кинозале крутили фильмы, в тот вечер – дико популярный вестерн «Великолепная семёрка». Настроя всей компании добавлял огромный чайник с длинным носом, в котором варили грог. В атмосфере радости и успокоения никто не обратил внимание, как начали качаться потихоньку деревья, пошёл ливень, с горы Ай-Петри побежали ручьи. До гостиницы компания скакала босиком по глине, а утром скульптор ощутил, что его кто-то душит, глаза слезятся и уши звенят.
В очередной раз взойти на Голгофу ему помешала гордость. Плюнув на всё, он отправился в аэропорт покупать билет домой, хотя планировал отдыхать ещё пару недель. Ближайший рейс нашёлся только через сутки. Скульптор ночевал в аэропорту, чувствуя, как кровь внутри него бурлит от повышенной температуры. Добравшись до Ленинграда, он полмесяца пролежал с двухсторонней ангиной.
Если с человеком произошла столь яркая история, любой атеист задумается, что хотел сказать ему Господь. Скульптор решил, что ему на роду написано работать и создавать, – и никогда с 1975 года не уезжал в отпуск. Он в жизни не жил в турецких отелях по системе all inclusive, не сгибался пополам по ходу автобусных туров. Зато делал монументальный проект раз в полтора года – это очень круто. Однажды он сыграл с четырёхметровых лесов головой вниз, но именно в месте соприкосновения головы и бетонного пола оказалась кучка глины.
Можно ли сказать, что такой оказалась награда за достойно принятую судьбу?
Лёжа на травматологическом отделении Института скорой помощи, скульптор об этом особо и не задумывался, потому что в больнице было чем заняться. В те годы в медкартах писали партийность, а над понятием врачебной тайны цинично глумились. В женской палате лежала симпатичная девушка на костылях, никогда не выходившая из палаты с ненакрашенными губами. В её медкарте красовалось: диагноз – перелом бедра, причина – половой акт. Бедовые алкоголики, которые составляли значительную часть пострадавших, весь день моделировали ситуацию. В палате, с утра до вечера угоравшей со смеху, лежал грузчик, которому переломали чуть ли не все рёбра, припечатав грузовиком к стенке. Поскольку смеяться над анекдотами он не имел физической возможности, он плакал. И некогда было проводить ассоциативную связь между глиной, творцом и актом творения.