Так кто же убил Владимира Ленского?
Случаи, когда популярный автор детективных романов неожиданно меняет «специализацию» и выпускает книгу, написанную в другом жанре, современной литературе знакомы. Так было с Александрой Марининой, написавшей два серьёзных психологических романа, так было с Дарьей Донцовой и её кулинарными книгами. А теперь в новом жанре попробовал себя и знаменитый тандем детективщиков – Анна и Сергей Литвиновы
Случаи, когда популярный автор детективных романов неожиданно меняет «специализацию» и выпускает книгу, написанную в другом жанре, современной литературе знакомы. Так было с Александрой Марининой, написавшей два серьёзных психологических романа, так было с Дарьей Донцовой и её кулинарными книгами. А теперь в новом жанре попробовал себя и знаменитый тандем детективщиков – Анна и Сергей Литвиновы. В их новой книге «Та самая Татьяна» – две повести, и каждая из них по-своему отличается от классических детективов. Первая, «Незримая связь», – это мистическая история, в которой привычная нам реальная жизнь переплелась со сверхъестественными событиями. В центре её сюжета – известная гора Кайлас в Гималаях, с которой связано огромное количество легенд, суеверий и природных загадок. Главная героиня повести приезжает в это мистическое место просто из любопытства – и в её жизни начинается череда невероятных событий. А потом в них втягиваются и другие люди – неизлечимо больная маленькая девочка, лечащий её врач, талантливый алкоголик и мечтающая помочь ему справиться с зависимостью жена.
Вторая повесть, «Та самая Татьяна», относится к детективному жанру, но детектив этот необычный. В ней авторы «замахнулись» на вольное продолжение русской классики. Причём выбрали для этого самое известное произведение самого известного из наших писателей. Да, именно роман в стихах «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина.
Такие случаи в истории российской и мировой литературы тоже бывали. Писатели, которым хотелось узнать, что было дальше с героями их любимых книг, написанных другими авторами, сами сочиняли их продолжения. Например, ещё в середине ХХ века по всему миру появилось множество разных продолжений знаменитого романа Маргарет Митчелл «Унесённые ветром». А в России во время перестройки начали выходить сборники рассказов, продолжающих разные произведения братьев Стругацких, написанные их учениками. Не оставили любители продолжений без внимания и классическую литературу – вспомним, к примеру, роман Василия Старого «Пьер и Наташа» о том, что было дальше с героями «Войны и мира». Так что в этом плане у брата и сестры Литвиновых было много предшественников.
Но кое в чём Литвиновы всё же оказались новаторами. Их продолжение классической вещи написано в совершенно другом жанре – «родном» для них жанре детектива. Таких прецедентов в литературе, кажется, ещё не было. Хотя, возможно, теперь ещё будут, если другие современные авторы захотят взять с Литвиновых пример.
Что же Анна и Сергей в итоге сделали с пушкинским романом в стихах? «Всего лишь» добавили в его сюжет детективную линию, а главного героя Евгения Онегина заставили сыграть роль следователя. Через несколько лет после событий, описанных Пушкиным, Онегин начинает подозревать, что со смертью его друга Владимира Ленского связана какая-то тайна. Сам он на дуэли специально старался промахнуться – на это, кстати, есть намёки и у Пушкина – и после не мог поверить, что его пуля всё-таки попала в цель. В конце концов Онегин делится своими сомнениями с Татьяной, а та убеждает его попробовать разобраться в этом деле. Дальше начинается расследование, которое покажет, что сомневался Онегин не зря. Смерть несчастного Владимира, как выяснится, была выгодна некоторым другим людям.
Дальше история уже развивается строго по законам детективного жанра, немного «приправленная» любовной линией. Что бы сказал обо всём этом Александр Сергеевич Пушкин, можно только догадываться. Но современные читатели непременно оценят интересно закрученную, а потом не менее интересно распутанную авторами интригу.