«Стрижи» прилетели
Знаменитые пилотажные группы поддержали с воздуха открывшийся в северной столице Военно-морской салон
Знаменитые пилотажные группы поддержали с воздуха открывшийся в северной столице Военно-морской салон
Вчера в Петербурге официально открылся VI Военно-морской салон, на который прибыли делегации из 78 стран. Более 350 российских и зарубежных компаний представят здесь новейшие разработки в области вооружения и систем навигации. Специалисты и простые горожане, которым посчастливится попасть в эти дни в «Ленэкспо», увидят новые корабли, военные катера, подводные лодки, морские самолёты и другую технику. При этом военные эксперты признают – уровень организации петербургского ВМС с каждым годом растёт, а уровень российской военной техники, представленной на нём, становится всё менее современным.
О том, что в городе открывается Военно-морской салон – мероприятие закрытое, предназначенное в основном для экспертов и специалистов, – многие петербуржцы узнали загодя. Сотни горожан стали свидетелями тренировочных полётов пилотажных групп «Русские витязи» и «Стрижи» над акваторией Финского залива – пилоты готовились к выступлению на открытии ВМС-2013, и от грохота истребителей Су-27 многим закладывало уши.
Внушительной оказалась у салона и «поддержка с моря». У причала Морского вокзала Петербурга ошвартовалась «голландская флотилия» – подводная лодка «Долфин» и боевой фрегат «Эвертсен», польское гидрографическое судно «Арктовский», а также семь кораблей Балтфлота. Кстати, в дни салона наших и иностранных моряков можно будет увидеть на улицах Петербурга – для них организована насыщенная экскурсионная программа.
Одним из главных участников салона станет компания «Рособоронэкспорт», которая представит более сотни образцов продукции, предназначенной для Военно-морского флота. Гвоздями его экспозиции будут новейший зенитно-ракетный комплекс «Штиль-1» с вертикальной пусковой установкой, фрегат «Гепард-3.9», созданный на базе сторожевого корабля проекта 11661, а также проект российской неатомной подводной лодки «Амур-1650».
Казалось бы, есть чем заинтересовать иностранных партнёров! Однако заместитель руководителя «Рособоронэкспорта» Игорь Севастьянов заранее предупредил, что на этом салоне не стоит ожидать подписания крупных контрактов.
– Никаких громких событий, меморандумов и контрактов вы не увидите, так как их не будет. Мы используем это мероприятие, чтобы пообщаться с партнёрами, – сообщил он.
Он объяснил смену тактики тем, что «некоторые страны хотят не просто купить военную технику, а строить её сами».
– Наш новый подход – переход от формулы «продал-купил» к схеме «проектируем и строим вместе», – резюмировал Севастьянов.
Тем не менее как минимум один крупный контракт вчера всё же был подписан – Внешэкономбанк и Объединённая судостроительная корпорация подписали соглашение о том, что до конца года банк вложит порядка миллиарда долларов в проекты ОСК.
Военно-морской салон продлится в Петербурге до 7 июля, и в последние два дня военные корабли станут доступны для всех петербуржцев.
из первых уст
«Отечественное кораблестроение постепенно сдувается»О том, какое впечатление на этот раз производит экспозиция ВМС-2013, «НВ» рассказал военный эксперт, директор московского Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов:
– Впечатление двойственное. Петербургский ВМС – для своего уровня неплохо организованный салон: относительно маленький, камерный, неплохо скомпонованный. С каждым годом на нём увеличивается представительство иностранных компаний – они проявляют всё больший интерес к отечественному рынку кораблестроения, охотно выступают субподрядчиками во многих проектах.
С другой стороны, салон иллюстрирует тот факт, что отечественное кораблестроение как высокотехнологичная отрасль постепенно сдувается. Очень многие боевые, навигационные и оптические системы, представленные в рамках нынешнего ВМС, – либо произведены в сотрудничестве с иностранными компаниями, либо просто куплены у них. Возникает ощущение, что скоро мы скатимся до уровня конструктора «Лего» – будем полностью формировать свои корабли и катера из зарубежных комплектующих. Это хорошо ощущается на стендах: по российским системам чётко видно, что это разработки 1960–1970-х годов, пусть и слегка осовремененные. А их иностранные аналоги даже не надо долго рассматривать, чтобы убедиться – да, это XXI век.
Конечно, ни в коем случае нельзя сравнивать петербургский ВМС с такими площадками, как, допустим, французский EuroNaval. Там, как ни крути, – выставка мирового уровня, а здесь – региональный военный салон. Тем не менее есть позитивная тенденция. Раньше ВМС был в большой степени «ярмаркой тщеславия», где каждый знал себе цену и стремился перещеголять другого. Теперь же петербургский салон – в большей степени площадка для сотрудничества, где российские и иностранные партнёры договариваются о новых совместных проектах, чаще всего заключая контракты уже после окончания салона.