В нашу гавань не заходят корабли
Через несколько лет в Петербурге намерены как минимум вдвое увеличить поток гостей, прибывающих на яхтах и катерах. Есть ли для этого необходимая инфраструктура и когда можно рассчитывать на «парусный бум», выяснял корреспондент «НВ»
Через несколько лет в Петербурге намерены как минимум вдвое увеличить поток гостей, прибывающих на яхтах и катерах. Есть ли для этого необходимая инфраструктура и когда можно рассчитывать на «парусный бум», выяснял корреспондент «НВ»
Ещё в начале 2000-х владельцы яхт постоянно жаловались на дефицит удобных стоянок для своих судов и непомерные аппетиты их хозяев.
– Для человека, путешествующего по морю, в первую очередь важна инфраструктура, – рассказал владелец яхты Дмитрий Багаев. – Конечно, в том случае, если речь идёт о туристах, прибывающих на больших дорогих яхтах. Им нужны условия – подключение к электросетям, канализации, водопроводу. Плюс к этому стоянка должна быть расположена в непосредственной близости от центра города, чтобы до достопримечательностей, музеев, театров или ресторанов можно было добраться за короткое время. Если у вас нет такой инфраструктуры или она очень слабо развита, вы автоматически закрываете путь в свой город для богатых путешественников, привыкших колесить по миру на своих судах.
По словам Дмитрия Багаева, лет 10 назад Петербург только на бумаге назывался яхтенной столицей России. Из-за низкого развития инфраструктуры суточная стоимость стоянки яхт вплотную приближалась к проживанию в лучших отелях города.
– Неудивительно, что иностранные туристы, не привыкшие к таким реалиям, исключали из своих маршрутов Петербург и шли, например, прямиком из Стокгольма в Таллин, а оттуда – в немецкие порты, – продолжает капитан. – Сравните: в Петербург в прошлом году иностранные яхты зашли всего 100 раз, а в эстонскую столицу – целых шесть тысяч! Огромная разница! Когда я слышу эти цифры, мне становится стыдно. Кстати, дороговизна стоянок всегда сказывается и на развитии любительского парусного спорта. Давайте прямо скажем – он у нас чуть не умер. Выжил лишь благодаря энтузиастам и какому-то чуду. Сейчас пик кризиса миновал и началось определённое развитие. К счастью, ситуация выправляется.
От полного уничтожения яхтинг в Петербурге спас повышенный интерес к нашему городу со стороны спортсменов. Как считает Дмитрий Багаев, в нашем городе существует уникальная прибрежная система, почти не бывает безветрия и практически в любой день можно проводить соревнования в различных классах.
Слова капитана подтверждает и календарь регат. С начала лета в Петербурге уже прошли гонки в классе «Оптимист» (миниатюрные одноместные яхты, на которых, как правило, спортсмены делают первые шаги в парусном спорте) и регата лодок класса «Дракон» и «четвертьтонников» (эти яхты получили своё название по весу судна). А впереди ещё как минимум два крупнейших соревнования – Санкт-Петербургская неделя классических яхт и старт 800-мильной гонки Nord Stream Racing 2013.
– Сейчас мы наблюдаем постоянно развитие яхтенной инфраструктуры, чего не было 10–15 лет назад, – сообщила корреспонденту «НВ» директор Академии парусного спорта яхт-клуба Санкт-Петербурга Наталья Фёдорова. – Владельцы стоянок снизили цены, их стало больше. Не так массово, как хотелось бы, но яхт-клубы у нас всё-таки открываются. А чем больше клубов, тем больше конкуренция. Они борются за право проведения соревнований, ведь чем больше регат – тем выше престиж.
между тем…
На яхтсменах можно хорошо заработатьПривлечение туристов-яхтсменов в большинстве портовых городов Европы и Северной Америки является задачей стратегической, ради решения которой региональные власти даже приглашают целые интернациональные команды специалистов по развитию парусной инфраструктуры. Мэрия французского Гавра, например, в конце 1990-х вложила в эту сферу несколько десятков миллионов евро, переманив в итоге яхтенных гостей не только из соседних стран, но и из ближайших регионов. В результате бюджетные доходы города выросли почти на семь процентов только за счёт налогов, выплачиваемых яхт-клубами, и оставленных яхтсменами в ресторанах и магазинах средств.
тем временем…
За территориями яхт-клубов охотятся застройщикиСегодня Петербургу вполне хватает существующего количества стоянок и яхт-клубов. В общей сложности на территории города и ближайших пригородов их насчитывается 14. Большая часть стоянок сосредоточена в северо-западной части. Но уже через несколько лет при таких активных темпах развития и увеличении флота (в последние 2–3 года обеспеченные горожане в массовом порядке покупают себе яхты и катера) причалов для яхт снова станет не хватать. Сейчас городской флот крейсерских яхт составляет более 200 лодок, а активных яхтсменов в Петербурге не меньше пяти тысяч человек. При этом желание посещать на яхтах город на Неве высказывают втрое больше иностранных туристов. Поэтому примерно к 2025–2030 году Петербургу, по мнению специалистов, необходимы ещё как минимум 15–20 яхт-клубов, из которых не меньше трёх должны иметь возможность принимать крупные соревнования, в том числе и международного уровня.
– Проблема в том, что многие существующие яхт-клубы не могут себя чувствовать спокойно, потому что находятся в очень выгодных местах, за которыми давно охотятся застройщики, – продолжает Наталья Фёдорова. – Участки на берегу Финского залива, например, очень хорошо подходят для строительства элитного жилья. Типичный пример – ситуация с яхт-клубом ВМФ, расположенным рядом с выставочным комплексом «Ленэкспо». До сих пор непонятно, что с этой территорией будет дальше, разрешат ли яхтсменам пользоваться ей. Конечно, такие проблемы не добавляют оптимизма. Но в целом, я считаю, ситуация гораздо лучше, чем раньше.
Главным яхтенным центром Петербурга в ближайшем будущем, похоже, станет район Лахты. Помимо клуба «Геркулес» (его территория в последнее время становится базовой для проведения различных крупных регат) здесь должна появиться новая удобная стоянка. В общий комплекс яхт-клуба компания «Газпром» намерена вложить немалую сумму – около 60 миллионов долларов. Затраты вполне сопоставимы с инвестициями в развитие крупнейших яхтенных портов мира. На участке в четыре гектара появится не только удобный парусный центр высшего мирового стандарта, но и отель на 70 номеров, а также 47-метровая медиабашня, из которой комментаторы и официальные лица смогут следить за ходом гонок.
– Для спортивного яхт-клуба эта территория идеально подходит, – считает Дмитрий Багаев. – Здесь удобный подход, а сами яхты не мешают проходу грузовых и пассажирских судов. А вот для любителей требуются немного другие условия. Удобство подхода к причалам, конечно, тоже важно. Но я думаю, что большей востребованностью у туристов, прибывающих просто погулять по Петербургу, а не на соревнования, будут пользоваться небольшие яхт-клубы. Их можно строить на юго-западном побережье Петербурга.
проблема
«Нужно внести поправки в законы»Впрочем, даже массовое строительство стоянок и предоставление самых комфортных условий для владельцев яхт могут свести на нет бюрократические проволочки. Иностранным капитанам, чтобы войти в петербургские порты, мало иметь права на судовождение международного образца. Требуется также предъявить документы, выданные Государственной инспекцией по маломерным судам (ГИМС).
Стоит ли говорить, что зарубежные яхтсмены, привыкшие к тому, что международных корочек для швартовки и перемещения в территориальных водах другого государства вполне достаточно, про нашу инспекцию никогда не слышали. А инспекторы ГИМС физически не могут гоняться за всеми туристами с мегафонами и сообщать о том, что им надлежит пройти проверку знаний морских правил и законов.
– Этот вопрос нужно решить как можно быстрее, – уверен Дмитрий Багаев. – Иначе проблемы могут возникать не только у туристов, но и у спортсменов, которые прибывают для участия в международных регатах. Я думаю, городские власти должны пролоббировать на федеральном уровне поправки в действующие законы, чтобы для Петербурга действовали облегчённые правила, иностранные капитаны могли безбоязненно заходить в город и им не требовалось получать какие-то дополнительные документы.
инициатива
Ходить под парусом будут учить в школеОдним из проектов Академии парусного спорта станет его развитие по двум детским направлениям. Как рассказал командор яхт-клуба «Геркулес» Владимир Любомиров, уже к 2016 году в петербургских школах могут появиться уроки хождения под парусом, которые заменят привычные занятия физкультурой.
По словам Владимира Любомирова, этот проект станет одной из основных задач академии, а большую часть средств на его реализацию выделит «Газпром». По словам главы компании Алексея Миллера, «Газпром» намерен уделить большое внимание подготовке детских и молодёжных парусных команд. Городская администрация уже поддержала эту идею. Как отметил командор яхт-клуба, с комитетом по образованию уже достигнута договорённость о том, что в будущем году около 200 детей из различных районов смогут заниматься яхтингом. Для примера – сегодня им занимаются всего 300 школьников во всём городе!
– Очень интересное и перспективное начинание, – рассказал Дмитрий Багаев. – Такой опыт давно с успехом применяется в средних учебных заведениях портовых городов Франции и Германии, и нередко из школьников вырастают участники крупных яхтенных регат и даже Олимпийских игр.
Проект предусматривает два направления. Наиболее увлечённые и талантливые дети смогут заниматься им серьёзно, а основная часть школьников будет ходить под парусом на любительском уровне.