Не рыбный день

«НВ» выяснило, по чьей вине в Финском заливе и других водоёмах Петербурга массово гибнет рыба

 

«НВ» выяснило, по чьей вине в Финском заливе и других водоёмах Петербурга массово гибнет рыба

Экологи и рыбаки бьют тревогу – в акватории Финского залива в очередной раз обнаружили мёртвую рыбу. На сей раз пострадали исключительно ерши. Дохлыми тушками были усеяны почти 50 километров побережья курортной зоны Петербурга. Похожая ситуация встревожила экологов и месяц назад, когда дохлую рыбу обнаружили сразу в нескольких городских водоёмах – в Лахтинском разливе, Финском заливе близ Сестрорецка и в устье реки Славянки. Природоохранная прокуратура тогда проверила воду и выяснила, что виноваты не предприятия, сбрасывающие отходы в воду, а браконьеры, использующие сети и электроудочки. На сей раз факт массового замора рыбы не заинтересовал никого. «НВ» провело собственное расследование. 

Ковёр из дохлой рыбы в выходные обнаружили рыбаки в районе Зеленогорска. По словам одного из них, от яхт-клуба «Терийоки» до дамбы плавало бесчисленное количество мёртвого ерша. Опешившие от ужасного зрелища люди стали звонить в городское управление МЧС, в приёмную губернатора Петербурга, но их попытки были тщетны – трубку никто не поднял. 

Однако массовый замор рыбы не единичный случай. Несколько дней назад мёртвую рыбу видели в районе Маркизова залива у Кронштадта и в районе Стрельны. Корреспонденты «НВ» обратились в природоохранную прокуратуру Петербурга. Тем более что надзорный орган занимался расследованием аналогичного замора в начале июня. Тогда на побережье залива близ Сестрорецка было выброшено около 1000 (!) дохлых ершей. В ведомстве заявку корреспондентов взяли на контроль.

– Загрязнение водных объектов вследствие сброса вредных веществ в июне не установлено, – пояснили в природоохранной прокуратуре. – То есть несанкционированного сброса не было, вряд ли он послужил причиной и сейчас.

Хотя именно эту версию поддерживают гринписовцы, которые связывают случаи массовой гибели рыбы именно с залповыми сбросами предприятий. 

– Скорее всего, массовая гибель рыбы произошла из-за очередного сброса загрязняющих веществ предприятиями, которые мы неоднократно фиксировали в Неве, её притоках и на Финском заливе, – пояснил руководитель Петербургского отделения «Гринпис» Дмитрий Артамонов. – Основной вопрос – в оперативном реагировании госорганов на данный случай. 

По мнению же самих рыбаков, причиной массовой гибели рыбы в Финском заливе могла стать аномально тёплая вода и водоросли, которые поглощают кислород. Ведь температура придонного слоя в некоторых частях залива достигает плюс 18 градусов. 

– Жара, конечно, может вызвать замор, – подтверждает председатель Северо-Западной межрегиональной общественной экологической организации «Зелёный Крест» Юрий Шевчук. – От высоких температур кислорода в воде становится меньше, поэтому рыба часто гибнет и от прогрева воды. 

Наверное, замор и можно было бы объяснить жарой, если бы пострадали все обитатели водоёма. В данном же случае погибли только ерши. Да и вода в Финском заливе прогревается до высоких отметок лишь у берега, а дохлые тушки были обнаружены рыбаками на глубине – 300-500 метров от берега. Поэтому экологи и рыбаки больше склоняются к версии, связанной с деятельностью браконьеров, незаконно промышляющих с помощью электроудочек. По словам экспертов, такой прибор, собранный кустарным способом, может нанести серьёзный вред.

– Электроудочка – это преобразователь постоянного тока в высокочастотный сигнал, – пояснил член Петербургского клуба рыбаков Владимир Алексеев. – Соответственно, в пресной воде образуется электромагнитное поле, которое является убийственным, – всё, что попадает в его зону, калечится, в том числе и рыба.

Юрий Шевчук, в свою очередь, также связывает массовую гибель рыбы с браконьерами. 

– Найденные ерши – это, скорее всего, непромысловая рыба, которую нерадивые рыбаки выбросили из сетей, или поразили электроудочками, – поделился мнением председатель «Зелёного Креста». – В последнее время люди стали рыбачить очень неаккуратно, совершая насилие над природой. Если раньше рыбаки выезжали на лодках и ловили в удовольствие, то сейчас учащается браконьерство. Увы, но оно становится массовым явлением, с которым надо бороться. 

Бороться же с этим, говорит Юрий Шевчук, может, например, такая организация, как «Севзапрыбвод». Её специалисты вместе с волонтёрами должны выходить в рейды и ловить браконьеров, защищая рыбу от нападения. Конечно, такая оперативная работа ведётся, но не достаточно – не хватает рук… 

И всё же экологи успокаивают: причин гибели рыбы много, поэтому называть произошедший на днях замор «экологической катастрофой» пока рано.

– Если говорить, о причинах смерти рыбы в целом, то антропогенный фактор (то есть браконьеры) не главный, – резюмирует Юрий Шевчук. – На первое место нужно ставить природные явления. Петербургский климат меняется, он становится более континентальным – зима холоднее, лето жарче. И нужно быть готовыми к тому, что смена климата сказывается на нашей фауне, а, значит, заморы рыбы будут продолжаться. 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.