«Талант без границ» обнаружился в Вологде

Из девяти европейских дебютов, показанных в конкурсной программе проходившего в Вологде фестиваля молодого европейского кино VOICES, международное жюри, которым руководил великий режиссер Бела Тарр, выбрало действительно лучшее

Из девяти европейских дебютов, показанных в конкурсной программе проходившего в Вологде фестиваля молодого европейского кино VOICES, международное жюри, которым руководил великий режиссер Бела Тарр, выбрало действительно лучшее. 

Гран-при завоевали «Долгие светлые дни» молодых режиссёров – Наны Эквтимишвили из Грузии и Симона Гросса из Германии. У этой красивой и талантливой пары получился полный тонких деталей и точных наблюдений портрет поколения 90-х на фоне Тбилиси тех лет. 

В центре фильма две 14-летние подружки-одноклассницы Эка и Натия, их переживания, связанные с неблагополучием в семьях, первыми влюбленностями, конфликтами, школьными буднями и трудностями взросления, а главное – общими проблемами, которые переживает страна в первый год своей независимости. Главное достоинство «Дней» в подробностях жизни, её нюансах, верно переданной атмосфере времени, сильных эмоциях, которые рождает этот фильм. 

Нана Эквтимишвили училась в Германии кинодраматургии и первый свой сценарий, ставший фильмом, писала несколько лет, стараясь запечатлеть ту Грузию, где она выросла и откуда уехала в Европу на период ученичества. Теперь вернулась – уже с мужем Симоном Гроссом, который влюбился не только в Нану, но и в её воспоминания, и её родной город Тбилиси. Благодаря Симону к продюсированию фильма подключилась Германия. И хотя для копродукции обычно требуется какая-то привязка к каждой стране-производителю, тут чисто грузинская история была поддержана, ведь в ней есть сильный национальный колорит и общечеловеческие, всем понятные проблемы и переживания. 

В результате «Долгие светлые дни» сделаны совместными усилиями трех стран – Грузии, Германии, Франции. Стоит отметить, что фильм режиссеров-дебютантов согласился снимать знаменитый кинооператор Олег Муту. Фильм уже получил Гран-при МКФ в Висбадене и выдвинут на премию Евросоюза. Такая награда даст картине возможность получить бесплатные титры на всех европейских языках и прокат во всех странах Евросоюза. 

Пока же «Дни» отправляются в конкурс Одесского международного кинофестиваля. Кстати, главный приз в Вологде Нане Эквтимишвили по счастливой случайности достался в день ее рождения.

Удивительное совпадение: день рождения в день закрытия VOICES был и у Катаржины Квятковской, получившей приз за лучшую женскую роль. Катаржина сыграла менеджера крупного супермаркета в фильме Марии Садовской «Женский день». Главная героиня сталкивается с произволом начальников, циничной системой бизнеса и решается отстаивать свои права трудящейся женщины. Коллизия очень напоминает голливудскую Эрин Брокович, сыгранную Джулией Робертс, но это говорит лишь о том, что нравы капитала всюду одинаковы, а человек, который рискует отстаивать свое достоинство, повсюду сталкивается с похожими трудностями. «Женский день» вызвал в Вологде бурную сочувственную реакцию, фильм определённо очень нравится зрителям. Жаль, что у российских прокатчиков сегодня совершенно нет интереса к фильмам из Восточной Европы, и совершенно напрасно.

Режиссёр-дебютант Мария Садовская в честь своей актрисы спела песню из фильма под аплодисменты публики. Мария – известная в Польше джазовая певица и композитор, теперь её узнали и в Вологде.

Приз за лучшую мужскую роль жюри присудило датскому артисту Ларсу Миккельсену, сыгравшему в мистической драме-притче «Смотритель». 

Фильм режиссёра Катрин Видерман, чьим продюсером выступил Ларс фон Триер, внешне реалистично рассказывает парадоксальную историю-размышление о природе добра, о том, что любовь очищает даже самые скверные души. И о том, что ангелы и божий промысел, наверное, не пустой звук, но пользоваться ими, ничего не отдавая взамен, не получится ни у кого. 

Ларс Миккельсен, старший брат ставшего куда более известным артиста Мадса Миккельсена, сыграл техника-смотрителя, злобного, разведённого выпивоху с плохим здоровьем, работающего в скучной конторе вроде наших РЭУ. Однажды смотритель заходит в одну из временно пустующих квартир и обнаруживает лежащую на полу девушку небесной красоты с лучезарной улыбкой и… абсолютно без одежды, завёрнутую только в тонкую занавеску. Постепенно мы понимаем, что нечаянная находка, которой он грубо попользовался, оказывается ангелом, приносящим исцеление от всех бед. Смотритель светлеет душой, в его жизни многое меняется, он влюблён и счастлив, но безвозмездной доброты и ангельской помощи хотят все кругом…

Этот талантливый и остроумно придуманный фильм, к сожалению, тоже вряд ли найдет дистрибьюторов в России, их кругозор, как правило, на европейские дебюты не распространяется.

Приз зрительских симпатий уверенно завоевал наш «Майор». Криминальный экшн Юрия Быкова, недавно получивший Гран-при на МКФ в Шанхае, захватывает с первых же кадров, и нарастающее напряжение не отпускает до самого финала. Это один из немногих отечественных фильмов, дающий зрителям возможность задуматься о том, «что же будет с Родиной и с нами», если мы не сумеем изменить сами принципы взаимоотношений в обществе. Вместе с тем история внезапного бунта человека, в одно мгновение выпавшего из системы, могла случиться не только в России. В этом смысле фильм Юрия Быкова, безусловно, европейский дебют.

А приз «Талант без границ», который вручается в Вологде не ежегодно, а лишь в случае присутствия на фестивале всеми признанного великого мастера, получил Бела Тарр. После своего лучшего фильма «Туринская лошадь» и широко объявленного в 2010 году ухода из кинематографа выдающийся кинорежиссер действительно больше не снимает кино, но зато возглавил международную киношколу и хочет открывать киномиру новые имена.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.