Меня поймали в сети
Всё больше людей предпочитают делать покупки в интернете: одним лень идти в магазин, а другие считают, что там дешевле
Всё больше людей предпочитают делать покупки в интернете: одним лень идти в магазин, а другие считают, что там дешевле
По оценкам экспертов, сегодня около 30 процентов жителей крупных городов совершают покупки через Глобальную сеть (а для Петербурга и Москвы этот процент ещё выше). По последним данным опросов, проведённых ВЦИОМом, в среднем россияне тратят за год на покупки в Сети около 6,5–7 тысяч рублей. В основном это касается, конечно, бытовой техники и электроники, в лидерах также одежда и обувь. Многие приобретают онлайн еду, напитки, спортинвентарь, инструменты и даже домашних животных! Чем рискует покупатель, выбирая и заказывая товар в интернет-каталоге, и не исчезнут ли вскоре традиционные магазины, выяснял корреспондент «НВ».
– Главный миф о торговле в интернете – это большая разница в цене между интернет-магазином и обычным, – рассказал аналитик рынка электроники Даниил Вязовский. – На самом деле это не совсем так. И даже скорее совсем не так. Если сравнить цены, то покупатель вдруг неожиданно для себя выяснит, что они отличаются лишь ненамного. Допустим, если речь идёт о ноутбуках высокой производительности, разница составит около 800–1000 рублей. Плазменные телевизоры – примерно 1500 рублей. Если же речь идёт о телефонах, то тут отличие вообще минимально – в среднем 200–300 рублей.
По словам Даниила Вязовского, абсолютно все интернет-магазины сегодня работают в убыток, а главная их цель – остаться на рынке и сохранить наибольшее количество клиентов.
– Относительным демпингом сейчас хозяева этих сетей создают себе обширную клиентскую базу, – считает эксперт. – Но демпинговать постоянно они не смогут, потому что ниже закупочной цены никто, естественно, торговать не станет. Но это вовсе не означает, что интернет-магазины вскоре задавят обычные. Дело в том, что в их существовании заинтересованы и сами производители – хотя бы для того, чтобы не терять популярность у покупателя, постоянно быть на виду. Поэтому в ближайшее время может произойти разделение – один товар можно будет купить только в интернете, другой – только в обычном магазине, а цена стабилизируется.
По мнению председателя совета директоров ЗАО «Компания Симтекс» (ей, в частности, принадлежит бренд «Техношок») Виктора Гордейчука, это может произойти уже в следующем году.
– Мы недавно приобрели один из крупных интернет-магазинов и в прямом смысле слова были в шоке от того, насколько ужасна его экономика, – рассказал Виктор Гордейчук. – Конечно, мы предполагали, что это сложный и малорентабельный на данный момент бизнес, но не думали, насколько он убыточен. Главная проблема российских интернет-магазинов – слабо развитая логистическая система. В Европе и Северной Америке давно действует широкая сеть логистики, работают известные компании. Они предлагают продавцу удобные цены и качественные услуги, в первую очередь быструю и недорогую доставку. В России крупные игроки открывают по городу множество точек выдачи товара. И все они нерентабельны даже в том случае, если продажи увеличить вдвое, – это неоднократно проверено. Развивать логистику в одиночку даже самой крупной компании слишком накладно, но это приходится делать, чтобы продолжать работу. Поэтому торговля через интернет в скором будущем просто должна по цене приблизиться к традиционной, иначе ей не выжить.
Небольшие точки выдачи покупок, конечно, обходятся намного дешевле содержания крупного магазина. Но их главный минус – отсутствие специализации у персонала.
– Приходя в обычный магазин, вы всегда можете позвать консультанта, и он вам расскажет о каждом конкретном интересующем вас товаре, – говорит Даниил Вязовский. – Приобретая вещь через интернет, покупатель такой возможности лишён. Обязанности сотрудника пункта выдачи – передать вам покупку, получить за неё деньги и выписать гарантийный талон.
По мнению Виктора Гордейчука, 2–3 человека, находящихся одновременно на таком пункте выдачи, просто физически не могут разбираться одинаково хорошо во всех видах товара. Так что если вы не способны определиться, какая именно вещь вам необходима и каковы её характеристики, эксперты советуют обратиться к профессионалам.
– Есть и второй вариант – потратить много времени и самому сначала изучить всю техническую документацию, почитать отзывы на товар и так далее, – продолжает Виктор Гордейчук. – Но здесь нужно учитывать, что на это нужно потратить очень много времени. Лично я своим временем очень дорожу, поэтому не могу себе этого позволить. К тому же бывают случаи, когда без помощи не обойдёшься. К примеру, я собираюсь приобрести костюм для подводного плавания. Теоретически можно купить его и в интернете. Но где гарантия, что он идеально подойдёт? Такие вещи нужно обязательно примерять. И пусть цена выйдет на пару тысяч дороже, я буду уверен, что это именно то, что мне подходит.
– Риск получить не то, что ожидаешь, – одна из главных проблем покупки в Глобальной сети, – уверен начальник сектора петербургского центра социсследований Дмитрий Матушкин. – Например, одежда оказывается неподходящего размера, телевизор – с недостаточно чётким изображением, планшетный компьютер – не той диагонали и так далее. Это, кстати, очень плохо отражается на эмоциональном состоянии человека. Ты уже рассчитываешь на то, что станешь обладателем какой-то долгожданной новинки, а оказывается, что она тебе не подходит или не оправдывает ожиданий.
Именно по этой причине, считает Виктор Гордейчук, обычные магазины никогда не перестанут существовать.
– Интернет не сможет задавить привычную торговлю, – рассказал он. – Представьте – исчезли все магазины и торговля идёт только в Сети. Как вы увидите, что собой представляет определённый товар? Если магазинов полно и мы видим аналоги, можем их потрогать, нам легко представить, что мы покупаем в интернете. Пример – покупка автомобиля или телевизора. В Сети снимки отличные, а когда привезут – совсем другое впечатление может возникнуть. Глядя на картинку, мы всегда вспоминаем то, что уже когда-то видели или трогали.
Кстати, это тот случай, когда минус нередко превращается в плюс. Некоторые покупатели поступают хитро – сначала долго расспрашивают консультантов в торговых центрах о понравившейся модели, а затем приобретают точно такую же в интернете. Правда, на это придётся потратить немало времени.
Ещё один минус интернет-торговли – отсутствие в сетевых магазинах определённого товара по желанию производителя. Часть ассортимента поставляется исключительно для продажи в обычных торговых точках. А компания Samsung, например, даже выплачивает специальные бонусы за продажу своей техники с привычных прилавков. По словам Виктора Гордейчука, корейская корпорация делает это для того, чтобы сохранять интерес к своей продукции у покупателей.
между тем…
«Если цена занижена, то это контрафакт»Столкнуться с контрафактом в Сети сейчас почти невозможно. Во всяком случае, если покупать у крупных игроков этого рынка – они очень дорожат своей репутацией.
– Проблема в том, что торговых площадок в Сети очень много и части из них доверять не стоит, – сообщил Даниил Вязовский. – Гарантией качества может служить лишь покупка у проверенной сетевой компании. Если цена сильно занижена, то это почти на 100 процентов контрафакт.
По словам эксперта, наибольшей популярностью в будущем станут пользоваться так называемые магазины-гибриды, когда под одной крышей объединяются обычная и сетевая торговые площадки.
– Мы над такой формой уже работаем, – признался корреспонденту «НВ» Виктор Гордейчук. – Стараемся приблизиться к тому, чтобы исключить все минусы и собрать все плюсы обоих форматов. Меньшие площади и меньшее количество персонала позволят сократить издержки. Но в то же время сотрудников хватит для того, чтобы каждый из них хорошо разбирался в своей тематике и мог подсказать покупателю. На стендах будет представлена только часть линейки товара (например, 10 телевизоров из 50), а остальные модели покупатель тут же легко сможет найти в Сети через терминал и заказать со склада.
Как накликать крем или юбкуСегодня круг товаров, представленных в интернет-магазинах, настолько огромен, что найти нишу, не занятую в Сети, уже практически невозможно. Косметика и одежда – направления не менее популярные, чем бытовая техника. Что же привлекает покупательниц и чего им не хватает в онлайн-магазинах?
В первую очередь огромнейший, без преувеличений, выбор. В интернете, если говорить о косметике, доступны любые бренды, коих нет на прилавках даже Москвы и Петербурга, про другие города России говорить вообще не приходится. А Сеть способна удовлетворить потребности любой покупательницы. Появились и сайты-посредники, работающие с теми магазинами, у кого нет доставки в Россию. В общем, «паутина» выполнит любое желание клиента.
Но и тут достаточно рисков. Первый – подавляющее большинство требует предоплату. То есть сначала заплатите, а потом минимум недели через две получите товар. Такое условие способно напугать начинающего интернет-покупателя. Второй – сроки доставки, которые во многом зависят от расторопности «Почты России». И третий – подделки известных марок, от которых интернет-покупателя защитить непросто.
Это общие для всех риски. А теперь поговорим о частных. Что касается косметики, то здесь результат может быть вообще непредсказуемым. Например, выбирает девушка помаду на картинке. Заказывает, а получает не то, что хотела. Сначала фотокамера, а потом и монитор компьютера коверкают нюансы цвета. Или крем. Вдруг он неприятно пахнет? Очень густой или, наоборот, жидкий. И уже не подходит. Деньги, получается, выброшены на ветер, ожидания не оправдались – и полное разочарование.
С одеждой похожая история.
– Я часто сталкивалась с тем, что у разных фирм один и тот же размер М (46) или L (48) может сильно отличаться, – рассказала частый клиент онлайн-магазинов Анна. – Закажешь М, рискуешь получить футболку, которую с трудом натянешь. Следующий раз, уже в другом магазине, возьмёшь L, так придёт нечто огромное.
Иными словами, невозможность примерить множит риски интернет-покупок одежды. Чтобы не ошибиться, надо либо досконально знать свою фигуру, либо доверять марке на все сто. Некоторые гуманные онлайн-продавцы позволяют сначала примерить, а потом оплачивать заказ, правда, таких пока меньшинство.
Ещё одна проблема: при покупке одежды в интернете невозможно объективно оценить её качество. На фото всё может быть прекрасно, а на деле – плохая ткань, кривые строчки, оторванные пуговицы и сломанные замки. В обычном магазине такой товар можно вернуть на полку. А если это такой «сюрприз» от интернет-продавца? Возврат, конечно, предусматривается, но будет стоить нервов и, разумеется, времени. Так стоит ли игра свеч?
– Стоит! – отвечает интернет-поку-пательница Анна. – Да, у меня были неудачи, но я уже научилась. Покупаю себе и ребёнку. В наших торговых центрах слишком раздутые цены. Говорят про дорогую аренду и так далее, а я считаю, что всё дело в том, что кто-то очень жадный. Ну как обычные штанишки на двухлетнюю девочку могут стоить 1000 рублей? Своей дочке я покупаю в интернете за 200, так они и качеством лучше. На мой взгляд, интернет-торговля будет развиваться и дальше, я уверена. Продавцы найдут способы, чтобы свести риски к нулю. Тогда обычным магазинам придётся очень несладко.