В монастырь идут не за сном
Корреспондент «НВ» побывала в Коневской обители, которой исполнилось 620 лет, и узнала, как живут её обитатели
Корреспондент «НВ» побывала в Коневской обители, которой исполнилось 620 лет, и узнала, как живут её обитатели
Летом на Коневце благодать. В тихую и маловетреную погоду далеко разносятся звуки церковного колокола, всюду слышен детский смех и тихие разговоры паломников. Зимой по-другому. Ладога, известная своим бешеным нравом, может долго никого не подпускать к острову, даром что он всего в семи километрах от берега. Может не замерзать до февраля. И тогда полтора десятка человек на несколько недель оказываются полностью отрезанными от мира. Лучшее время, говорят монахи, для неспешного, сосредоточенного разговора с Господом…
Против прелести бесовскойВремя – странная категория. Иногда то, что было несколько десятилетий назад, куда-то исчезает и выветривается из памяти целого поколения. А более древняя история живёт, и ничего с ней не делается. Вот, например, святой преподобный Арсений. О нём сохранилось не так много сведений, но дело его жизни – Коневский Рождество-Богородичный монастырь – существует и поныне. Мирское имя и дата рождения Арсения канули в Лету, известно лишь, что он родился в Великом Новгороде, был ремесленником – «ковач меди», а в 20 лет принял постриг в одном из монастырей. Через одиннадцать лет отправился на гору Афон. Когда родная земля позвала Арсения, игумен благословил его, сказав: «Господь воздвигнет через него обитель в стране северной, которая спасётся его молитвами от многих прелестей бесовских». И вручил ему икону Пресвятой Богородицы Акафистную, ставшую известной в России как икона Божией Матери Коневская.
В поисках уединения Арсений отправился искать пустынный остров. Пристал на Коневец. Посчитал его недостаточно отдалённым от мира и отправился было дальше по Ладоге. Но не смог – лодку трижды волной прибивало к берегу, и он усмотрел в этом волю Божью.
Издавна на острове местные племена летом выпасали коней. Осенью потучневшее стадо забирали на землю, а одного коня приносили в жертву. Для этой цели служил огромный валун, пять с половиной метров в диаметре, Конь-камень. И как только Арсений стал молиться у капища, рой нечисти, оборотившись в воронью стаю, улетел прочь с острова и осел в бухте напротив, после чего к ней прилепилось название Чёртова. А в советское время она вдруг стала Владимирской. В честь кого бы?..
Можно верить преданию или нет, а только ядовитых змей на острове нет и до сих пор, хотя есть гора Змеиная. А ведь это обычный для гадюк обыкновенных ареал обитания. Во всяком случае, на других островах Ладожского озера они во множестве.
Остров, которого не былоЗа свою долгую историю монастырь много раз бывал разрушен стихией и врагами. В последний раз обитель опустела во время Отечественной войны. В 1950-е годы остров окончательно сделался секретным объектом. Его даже на картах не было: на военно-морской базе испытывали новые образцы вооружения. Собор Рождества Богородицы служил складом, монашеская трапезная – клубом, в кельях поселились офицерские семьи. На монастырском кладбище военные играли в футбол. В одном из храмов взорвалась торпеда, обрушив купол…
И только в начале 1990-х годов, когда в нашей стране опять всё коренным образом изменилось, появилась возможность возродить монастырь.
– Нас послал митрополит Ленинградский и Ладожский Иоанн (Снычёв) – меня и владыку Симона (Гетя), дав задание посмотреть всё своими глазами, – рассказывает владыка Назарий, наместник Александро-Невской лавры, епископ Кронштадтский. – Это было поздней осенью. На Коневец последние корабли ходили. Снег с дождём, шторм, лёд на снастях висит. Куда мы идём, думаю… К причалу долго не могли пристать из-за волны, по льду перебирались. Но когда я увидел обитель, даже в том виде, в каком она тогда была, то понял: восстанавливать надо.
Через пару недель после этого владыке Назарию, который был тогда настоятелем подворья Валаамского монастыря, дали назначение на Коневец.
– У нас, как в армии, приказы не обсуждают, – шутит владыка. – Под козырёк, и вперёд…
Весной 1991 года на остров заехали восемь человек, из братии он один, с окладом в 500 рублей. На эти деньги и начинали хозяйство.
Как Гошка у паломников хлеб отнималПоначалу соседствовали с военными – те делились электричеством. В первое же лето распахали огород (владыка по образованию агроном), начали реставрацию храма.
Рассказывая об этом журналистам, владыка улыбается: об острове у него остались самые светлые воспоминания. В разговор вмешивается одна из женщин, из финского общества «Коневец»:
– Владыко, ну расскажи им, какие истории тут случались, ведь им же особенное что-то надо…
– Не знаю я ничего, уходи, – отвечает серьёзно священнослужитель, но вид у него совсем не грозный.
– Я уйду, только ты расскажи… Как Гошка на фонарь морду сувал, как конь в трапезную пришёл, – просит она. – Как бык Тимур…
И епископ Кронштадтский не выдерживает, смеётся. И вскоре смеются уже все.
– У военных тут были коровы такие… особенные, – начинает он. – Военно-морские коровы. Они на наш огород приходили, носом копали землю и ели картошку. Вы когда-нибудь такое видели? Кто им рассказал, что там картошка?! Лук ели… А на огород к нам сигали через колючую проволоку, вымя обдирали до крови, ничто их не останавливало. А один раз пропала корова. Искали три дня, облаву устраивали – куда ей деться с острова? А у нас идёт забор воды из озера, и в Белой гостинице бак наверху. После того как вода заканчивалась, бак мыли и новую закачивали. Послали одного морячка с этим заданием. Он пошёл, а там темно. Он раз – и нащупал что-то мягкое. И рога разглядел. Как же он летел оттуда! Но делать нечего, воды же нет в монастыре. Взяли фонарь, пошли. И нашли пропажу. Как она на третий этаж попала?! Там лестница железная, узкая, человек не пройдёт! Вот была работа достать её оттуда – на руках ссаживали…
Бывший настоятель рассказывает, как здоровенный конь Гошка повадился у паломников хлеб отнимать: сообразит, что люди пошли к пекарне, спрячется за углом и наскакивает, а потом с удовольствием уплетает свежий хлеб, оброненный на землю. Или как монахи подобрали и вылечили раненого пса. Он усвоил урок: все его жалеют, кормят. Услышит гудок с пирса – лапу поднимает и хромает. Паломники уезжают – опять бегает на всех четырёх…
Без электричества, но с интернетомНа острове странный климат. Здесь нет весны, зима почти сразу переходит в лето. Зато осень длинная. На той стороне уже снег лежит, а на Коневце всё ещё трава зелёная. Ковёр из черники и брусники, чёрное и красное; не торопясь, можно за пару часов небольшое ведёрко набрать. Паломнический сезон заканчивается 14 октября, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Но монастырский катер (подаренный монастырю в бытность владыки Назария тогдашним министром обороны Павлом Грачёвым) продолжает совершать хозяйственные рейсы. В последний рейс, перед тем как Ладога встанет, его провожают все, кто остаётся на острове. Обычно это бывает в феврале – время суровое, ещё довольно тёмное. Скоро – пост, ожидание весны, почти полное уединение.
Потом – весна, Пасха, цветение – и на остров приезжают дети. Каждый год здесь отдыхают, трудятся и учатся больше сотни школьников и студентов.
В обители сейчас двенадцать братьев, несколько послушников и трудники (те, кто помогает монастырю) во главе с игуменом Александром (Арва). Бывший десантник, парашютист-любитель, охранник и бизнесмен, к вере он пришёл в уже зрелом возрасте. Приехал в монастырь к старшему брату, потом стал навещать его всё чаще и понял, что должен остаться. Был регентом (руководителем хора), благочинным (ответственным за дисциплину в монастыре), экономом и, наконец, настоятелем.
Отец Александр – человек вполне себе современный. По острову передвигается на уазике: пешком всё не успеть, а надо заглянуть во все уголки, вникнуть в хозяйственные дела, найти время побеседовать с паломниками. Когда святой отец бывает по делам в городе, то предпочитает мотоцикл: не любит в пробках стоять. Иногда отец Александр летает над островом на параплане (видео есть «ВКонтакте»), не уставая удивляться красоте творения Божьего.
Постоянного электричества на Коневце нет. Работают дизель-генераторы, оттого стоимость киловатт-часа здесь высока. В мечтах у братии поставить несколько ветряков – вот было бы подспорье в хозяйстве!
Дел много, но, как рассуждают верующие люди, молись, Господь всё управит. Жизнь монаха – труд и молитва, вернее, молитва и труд. Распорядок строгий. Подъём в 5.30, в 6 часов утра начинается служба. В 9 – завтрак и послушания: работа по строительству, на огороде, по хозяйству. В 3 часа обед и до 6.30 опять работа. В 7 служба, ужин, последняя молитва – повечерие. Немного свободного времени, когда братья могут позвонить родным, например, или связаться с ними в скайпе или в социальных сетях (интернет на острове большое подспорье тем, кто учится заочно в семинарии, например). Сон.
Мой глупый вопрос, не трудно ли вставать в такую рань, особенно зимой, ведь холодно же, удивляет одного из монахов. «В монастырь идут не за сном, матушка», – мягко говорит он. И в его словах совсем не слышится упрёка.