Чёй-то мы так поглупели?
В России упал интерес к серьёзной литературе, бедность устной речи и дикие ошибки в письменной стали нормой и даже культурная молодёжь страдает пробелами в элементарных знаниях...
В России упал интерес к серьёзной литературе, бедность устной речи и дикие ошибки в письменной стали нормой и даже культурная молодёжь страдает пробелами в элементарных знаниях...
Вот уже скоро четверть века, как нет Советского Союза и всего того гуманистического образа жизни, который сформировался в последние годы его существования. Этот образ жизни складывался не по велению КПСС, а стихийно, снизу, усилиями миллионов людей, которые, почувствовав «отдушину», ослабление репрессивных начал, пусть небольшое, но зримое улучшение материального положения, стали ценить культуру и знания. Не утилитарные, а те, что, не принося прибыли, создают образ жизни, где творчество является естественным проявлением человеческой натуры.
Сколько потом говорилось о «бездельниках» из советских НИИ и КБ, просиживавших штаны в своих лабораториях и отделах! Однако те, кто там работал (порой всю жизнь), до сих пор с душевной теплотой вспоминают старые «подписные кампании», когда всем коллективом сбрасывались, чтобы оформить подписку на «толстые» литературные журналы, по одному экземпляру на каждого. А к ним непременно – «Наука и жизнь», «Техника – молодёжи», «Знание – сила». Делились впечатлениями о литературных и киноновинках, обсуждали, порой спорили, и так без всяких «фейсбуков» складывались социальные сети – органичные и жизнеспособные. Формировалось реальное, а не мифологическое гражданское общество. Причём не скандально-озлобленное, а творческое, доброжелательное – гуманистичное.
Да, бывало в той жизни всякое – интриги, зависть, подсиживание, доносы... Но отрицать взрыв тяги к знаниям и культуре бессмысленно. В утренних поездах метро и электричках человек с книгой или журналом был фигурой привычной, обыденной. В этом старом гражданском обществе позднесоветского образца начитанность ценилась выше кандидатских или докторских «корочек». Впрочем, дорожили и «корочками», ибо они считались (и по праву) не наспех сварганенными фальшивками, а результатом достойного труда. И всё же главное – та общая атмосфера тяги к высокому знанию – не примитивно-утилитарному, «баблоносящему», а как к таковому, творящему жизнь, человека, страну.
Тот мир, как оказалось, был неустойчивым и хрупким. А нагрянувшее время перемен – жёстким и агрессивным. Всё это совпало с наступлением «антигуттенберговской» эры с её клиповым сознанием и привычкой «щебетать» в «Твиттере» .
И вот через два с лишним десятка лет мы лоб в лоб столкнулись с ситуацией, когда все благие модернизационные намерения не просто стопорятся, а бессмысленно утекают в песок. И любые попытки верхушечного реформирования всего сразу – образования, науки, медицины, культуры – показывают результат, близкий к нулевому. Почему? Да потому, что в современном нашем обществе оказалась практически выдавлена та самая гуманистическая традиция неутилитарного стремления к знаниям и культуре. И только теперь общественное сознание начинает приходить к простой мысли: то давнее стремление – самая выгодная инвестиция из всех возможных. Без этой тяги не летают ракеты, тонут подводные лодки, рушатся только что отстроенные здания и дороги. И, самое главное, не появляется ничего нового.
В последние годы стало модно приводить данные по международным тестам PISA, показывающим готовность школьников к практическим поступкам на основе школьных знаний. И оказывается, что мы по этим тестам катастрофически отстаём от остальных. Но мы упрямо продолжаем пытаться именно по той самой схеме, подобно большевикам, создать «нового человека» – по преимуществу «работника, а не творца». И не выходит ничего – ни работника, ни творца. И не выйдет, ибо это алхимическая задача.
Ещё один фактор, свидетельствующий об отмирании высокой тяги к просвещению, – неуклонное наступление форменного мракобесия, которое буквально прописалось в наиболее рейтинговых СМИ. Чего стоят фильмы о «злопамятности воды», о скором применении «психотропного оружия массового поражения», неисчислимые полчища экстрасенсов, магов и колдунов! А самое страшное – нарастающая массовая вера во всю эту галиматью. Да что далеко ходить: то мы узнаём, как «Росатом» выделяет немалые средства на «биоэнергетические способы очистки воды», то едва ли не успехом заканчивается эпопея с госфинансированием исследования «торсионных полей». То есть всего того, над чем смеялись рядовые советские инженеры ещё четверть века назад. Так не потому ли у них кое-то получалось, а у нас, сегодняшних, – почти ничего?
Между тем реальный современный мир преподаёт нам прямо противоположные уроки. Скажем, Британия, не знавшая традиций научно-популярных журналов типа «Науки и жизни», дала миру потрясающие, пользующиеся мировым успехом научно-популярные телесериалы по всем отраслям человеческого знания. И ни капли отечественного мракобесия в этих сериалах нет. А их просветительскую, гуманистическую миссию переоценить невозможно. Не связан ли их успех (в том числе среди молодёжи) с тем, что при поступлении в британские университеты помимо британского аналога ЕГЭ надо обязательно представить и творческую работу, показывающую широту и креативность мышления? Кстати, всё это не кулуарно, а открыто: эти вступительные работы вывешиваются на университетских сайтах. И университеты соревнуются в качестве абитуриентских работ. Больше того, местные эксперты отмечают, что постоянно растёт конкуренция на поступление в гуманитарные (не сулящие больших доходов!) секции британских университетов. И это при условии платного обучения, с постоянно растущей оплатой.
Я не идеалист и прекрасно понимаю: прошедшего не вернуть. Тем более любопытно наблюдать, как живая ткань нашей жизни начинает медленно, исподволь, но всё же восстанавливаться. Вот молодые мамы сбиваются через интернет-сети в группы, сбрасываются и покупают для своих малышей циклы экскурсий в Эрмитаж, Русский музей, Этнографический… Вот полтора десятка тридцатилетних бизнесменов собираются раз в месяц, приглашают известного университетского профессора, чтобы он побеседовал с ними о новостях своей науки. А на встречи с авторами литературы «нон-фикшн» в книжных магазинах собирается людей не меньше, чем на иной футбольный матч. И всё это тоже факты. Пусть разрозненные, но реальные, внушающие хоть какую-то надежду. Французский политик и философ Эдуард Эррио оставил нам чудесный афоризм: «Культура – это то, что остаётся, когда всё остальное забывается».
Ещё в середине 1970-х годов в Японии приняли закон «О непрерывном образовании нации». Закон начинался примерно с такой преамбулы: «Будущее туманно и непредсказуемо. В таком будущем выстоят те нации, которые обладают наивысшим уровнем знаний и умением использовать их в своих целях». Пусть что-то забудется, но важнее то, что останется. Мы забываем слишком многое и слишком быстро. Только восстановление массовой тяги к знаниям способно уберечь нас от окончательной деградации. Именно это, а не финансовые вливания и разного рода «эффективные менеджеры».
Валерий Островский, политолог
точка зрения
Когда приспичит, поумнеем
Давным-давно одна простецкая тётка сказала мне:
– А зачем теперь думать-то? Телевизор, газеты, радио – вон сколько умных мыслей вокруг! Бери и пользуйся!
Я ещё, помню, над ней посмеялся, но оказалось – вещие слова. Потому что сбылись. Вот только газеты, в отличие от тех советских времён, сегодня почти не читают. А если и читают, то большей частью самые глупые, как, впрочем, и книги. И это тоже свидетельство интеллектуальной деградации нашего общества.
Причины вроде бы понятны. То же, но в ещё большей степени оболванивающее телевидение – это раз. Упадок школьного образования, которое теперь нацелено не на то, чтобы научить школьника думать, а на то, чтобы натаскать его к ЕГЭ, – это два. Невостребованность «умников», потому что интеллектуальные рабочие места сократились до минимума, – три. Сама организация нашей жизни, где наверху оказывается не тот, кто умнее, а кто сильнее и богаче, – четыре. Ну и, конечно, во всём виновата власть, которая всё делает, чтобы превратить народ в дураков, потому что баранами легче управлять, – пять.
Уверен, спросите почти любого встречного-поперечного, и он вам назовёт именно эти факторы. Во всяком случае, все блогеры, которых я успел прочитать по данной теме, дальше этого списка не зашагивают. Но разве это не ещё одно – уж не знаю, какое по счёту, – подтверждение упадка нашей мыслительной способности? Простые головы непременно уверены в правильности только простых решений.
Но… Во-первых, телевидение наше просто прекрасное – познавательное и умное, если, само собой, смотреть не «Дом-2», а канал «Культура», «Техно-24», «Моя планета» etc. Во-вторых, далеко не все учителя занимаются исключительно натаскиванием к ЕГЭ – остались у нас и талантливые педагоги, и прекрасные школы и гимназии. Другое дело, что попасть туда подчас непросто. В-третьих, за последние два десятка лет интеллектуальные рабочие места и вправду резко сократились, но ведь ещё нашими предками было сказано: не место красит человека, а человек – место. Кто из нас не встречал идиотов среди начальников и умниц среди рядовых работников? В-четвёртых, да, естественный отбор у нас далеко не естественный, но, с другой стороны, зачем обязательно строить вертикальную карьеру – от рядового клерка до банкира? В горизонтальной карьере – от школяра до профессионала высочайшей пробы – радостей не меньше. К примеру, ректоры приходят, уходят, и многих из них уже через несколько лет мало кто помнит, а хороший преподаватель-доцент остаётся в памяти сотен студентов навсегда.
Про «в-пятых» имеет смысл поговорить отдельно. На самом деле в современном мире баранами управлять невыгодно: они не знают и не умеют элементарных вещей и потому делают государство (а оно и есть власть) слабым. Кроме того, управлять ими трудно: люди-бараны в стаде бывают очень агрессивны, и направить эту агрессию в нужное русло удаётся далеко не всегда. Ну и самое главное: вешать на власть всех собак – очень удобная позиция, но куда полезнее спросить себя: а что ты сам сделал, чтобы не быть бараном?..
Нет, что ни говорите, а тайна всеми отмечаемого в последнее время поглупения нашего общества хранится в нас самих. Это не в телевизоре, не в министерстве образования и не в других властных структурах, а в подавляющем большинстве сфер российского социума интеллектуал не обладает престижем. Это десятки тысяч самых обычных старшеклассников хотят иметь высшее образование, но очень мало кто из них мечтает стать по-настоящему знающим и умным. Во многих школах отличников презирают – ботан. И по мере взросления этот стереотип мало кем переосмысливается. Иные, возможно, и рады были бы переосмыслить, но нечем. А главное – незачем.
…Разговоры о проклятии нефтегазовой иглы давно стали банальностью. Но мало кто задаётся вопросом, почему эта игла так живуча. Да потому, что она устраивает слишком многих из нас! Природная рента кормит не только магнатов, но и миллионы рядовых россиян, и если мы чем-то недовольны, так в основном тем, что могла бы кормить ещё лучше. Так зачем же, имея среднюю зарплату по стране в 30 тысяч рублей, что вполне сопоставимо с европейским уровнем, накапливать знания и вообще думать?! Зачем изобретать новую продукцию, внедрять её в производство и выпускать?
Уверен, мозги мы начнём напрягать, только когда это станет нам необходимо. Тогда и платить нам будут не просто за высокую должность, не за особую приближённость к энергоресурсам или к высоко сидящему дяде, а за наши знания. Тогда и народный интеллект вновь начнёт расти, а быть умным станет престижно.
Сергей Ачильдиев, редактор отдела спецпроектов «НВ»
авторитетно
«Преподавание становится неинтересным»Роман Могилевский, научный руководитель Агентства социальной информации Петербурга:
– Судя по статистике, уровень знаний в обществе действительно резко упал. Кроме того, наблюдается потеря интереса к знаниям как таковым. Причина? На мой взгляд, это связано с падением качества образования, прежде всего школьного. Некоторые разделы табуированы, например история. А главное – образование теперь построено таким образом, что оно всё больше превращается в некое усреднение: единый учебник, общая парадигма тех или иных событий... Молодых людей не заставляют самостоятельно искать смыслы, видеть разные аспекты проблемы. Всё это приводит к тому, что преподавание становится неинтересным. Отсутствие среди учителей конкуренции – в хорошем смысле этого слова – тоже ничего хорошего не несёт.
Для меня в молодости школа и книги были, пожалуй, единственными источниками получения информации, знаний, формирования картины мира. Нынешняя молодёжь живёт в мире гораздо более богатом – интернет, видео, аудио. В этом мире огромную роль играет образный ряд, образное мышление. Поэтому какие-то вещи для них просто теряют смысл: я, например, заметил, что толстые книги вообще перестали читать. Но дело не в том, что дети не могут их освоить и запомнить. Им просто это неинтересно. Им кажется, что их жизнь насыщенна до предела и не требует дополнений. Но эту бедность знаниями они почувствуют. Только гораздо позже.
«Детей не научили главному – думать»Людмила Ясюкова, кандидат психологических наук, руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ:
– Основная причина в том, что систему образования – в первую очередь школьного – разрушили напрочь. Ныне действующие безобразные образовательные программы привели к тому, что мышление у детей не развивается совсем.
Раньше упор делался на изучение наук – в основе лежал понятийный принцип, логическая систематизация информации. В голове формировались понятийные структуры – залог того, что ребёнок сможет в дальнейшем понимать и анализировать окружающий мир. Теперь же превалирует отрывочная подача информации. Дети вызубривают разрозненные факты, не видя между ними логических связей. Даже метод обучения чтению таков, что школьники могут проговаривать, но не способны понять прочитанное. Только около 30 процентов выпускников способны читать художественную литературу. О каком уровне культуры можно говорить? Основная масса подростков выходит из школы необученная и – что гораздо страшнее – необучаемая.
В последние годы в Политехе, с которым я много лет сотрудничаю, преподаватели стонут от ужаса – меньше половины поступивших по ЕГЭ в состоянии изучать технические программы. Остальные учиться просто не могут – за годы в школе мышление не сформировано, детей не научили главному – думать.
«Не надо отбрасывать себя в интеллектуальное рабство»Сергей Цыбуков, заместитель председателя совета Торгово-промышленной палаты Санкт-Петербурга:
– У нас любят говорить об упадке отечественного образования и науки. Конечно, за последние два десятка лет мы, увы, сделали большой шаг назад. Но многое, к счастью, всё же сохранилось. Поэтому, когда мы говорим, что у нас безобразное среднее и высшее образование, а наука при смерти, это неправда. Точнее, далеко не вся правда. Есть люди и с прекрасными знаниями, и настоящие профессионалы своего дела, и необыкновенные умницы. Конечно, по уровню интеллекта и профессионализма нынешняя Россия сегодня не сравнится с СССР. Однако это ещё вовсе не значит, что надо посыпать голову пеплом и опускать руки. Нам сегодня крайне важно реализовывать те компетенции, которые у нас есть. Не надо самим отбрасывать себя в интеллектуальное рабство.