Перекрыли – и забыли
Корреспонденты «НВ» провели расследование и выяснили, почему на перекрытых петербургских улицах месяцами ничего не происходит
Корреспонденты «НВ» провели расследование и выяснили, почему на перекрытых петербургских улицах месяцами ничего не происходит
Любого пассажира автобуса и троллейбуса, не говоря уж об автомобилистах, раздражают перекрытия улиц, связанные с ремонтом коммуникаций. Но вдвойне раздражает, когда на закрытом участке не ведётся никаких работ. «Мёртвых» адресов по городу каждым летом – сотни. Мы решили понаблюдать за двумя. Чтобы на их примере попытаться понять, почему в городе постоянно возникают такие «стройки».
Мимо одного такого перекопанного участка – на углу шоссе Революции и Среднеохтинского проспекта – один из авторов этой статьи ходит и ездит почти каждый день. 15 марта этого года шоссе перегородили строительным забором, и на этом всё закончилось. Никаких работ там не велось недели три. Объявлений о том, что именно в этом месте ремонтируют и сколько времени продлится ремонт, тоже не было. Для какой же показухи потребовалось закрывать улицу с напряжённым движением? Просто отчитаться, что ремонт начат по графику?..
В апреле этот участок всё-таки подал «признаки жизни» – на нём вскрыли асфальт и что-то раскопали. Но я так и не успела поговорить с ремонтниками – они ушли с объекта, и жизнь там снова замерла. В какое бы время я ни проезжала мимо того места, оно всегда оказывалось пустынным и безжизненным. Жить же в нашем не слишком престижном районе стало ещё хуже – и без того высокий уровень загазованности стал из-за постоянных пробок и вовсе запредельным. А по тротуарам и дворам начали носиться машины.
К началу лета открылась для движения одна полоса, но лучше не стало – она тут же превратилась в круглосуточную пробку. А работа за забором опять прекратилась. Возобновилась она в середине лета, правда ненадолго. Неожиданно быстро, всего за несколько дней, рабочие частично закопали и заасфальтировали участок, затем передвинули забор метров на сто – и история повторилась: стройка снова вымерла.
Но на заборе появилась наконец информация о ремонте: сроки, название фирмы, телефон для связи... Вот только время окончания ремонта привело местных жителей в уныние – объявление гласило, что он будет длиться до 1 сентября. При этом участок с каждым днём становился всё более заброшенным.
Дозвониться до ремонтников – ООО «Стис» – долгое время не удавалось: указанный телефон был непрерывно занят. После нескольких дней висения на телефоне и сомнений в его правильности нам всё же повезло: трубку наконец взяли. Но узнать, что происходит на шоссе Революции и почему там не ведётся никаких работ, оказалось ещё сложнее, чем дозвониться.
Секретарь компании «Стис» заявила, что рассказать о ситуации может только директор. На месте он бывает рано утром, а потом весь день находится «на объектах» и по телефону говорить ему некогда.
– Если сможете поймать его с девяти до десяти утра – он с вами поговорит, – пообещала секретарь.
Несколько дней шла «охота» на неуловимого директора. По утрам телефон «Стиса» почти всё время был занят, как, впрочем, и в любое другое время. А когда трубку всё-таки брали, ответственный за ремонт коммуникаций человек неизменно оказывался на очередном объекте. Но явно не на том, который интересовал «НВ», потому что за забором на шоссе Революции по-прежнему никого не было!
Перезвонить на телефоны, оставленные секретарю, директор тоже не удосужился. Сама же секретарь на все вопросы о ремонте на шоссе Революции отвечать отказалась. Хотя, по её словам, выходило, что работы там всё-таки ведутся. А что рабочих никто не видел – так они просто не целыми днями бывают на участке и приезжают туда в разное время. Надо их покараулить подольше, и они обязательно появятся… Без комментариев.
…Ещё дольше длится ремонт газопровода на Полюстровском проспекте. Часть улицы там перекрыта, а табличка на окружающей место ремонта решётке сообщает, что продлится всё это до конца июня 2014 года. Дозвониться до ЗАО «СПб Вергаз» – фирмы, проводящей эти работы, – оказалось не легче, что до «Стиса». Сотрудники «Вергаза» хоть и оказывались иногда на месте, так и не смогли решить, кто из них может дать такую информацию. Кого бы мы ни отловили (по телефону или лично), всем, оказывается, запрещено говорить. Прямо как в американском АНБ (Агентстве национальной безопасности) после бегства Сноудена.
Единственное, что удалось узнать в офисе фирмы, – это то, почему замена газовых труб на небольшом участке проспекта должна длиться больше года. Случайно вырвавшаяся у одного из сотрудников фраза дорогого стоит: оказывается, срок проведения ремонта был установлен с запасом – на случай «каких-нибудь осложнений».
А рабочие, занимающиеся ремонтом на Полюстровском, которых, кстати, тоже далеко не всегда удаётся застать на месте, объяснили, что их бригада выезжает на проспект не каждый день, а только «когда её вызовут». Но подробно что-либо рассказывать о своей работе и о нанимающей их компании они отказались. Нельзя, коммерческая тайна, начальство не разрешает!
Если молчат коммерсанты, пусть ситуацию о сроках с запасом проясняют чиновники. Как известно, ордер на перекрывание движения в городе выдаёт Государственная административно-техническая инспекция (ГАТИ). Но повлиять на сроки она, как оказалось, не может.
– Проект ремонта дороги или замены коммуникаций составляет фирма-заказчик, – пояснила нам пресс-секретарь Евгения Чистякова. – Заказчик подаёт нам заявку, а мы отправляем её в несколько инстанций – комитет по благоустройству, комитет по транспорту, ГИБДД… Если заявку утверждают во всех этих организациях, мы обязаны дать разрешение. А за то, что улицы оказываются перекрытыми слишком долго и что ремонт где-то идёт слишком медленно, ГАТИ не отвечает.
Однако с фирмами – заказчиками ремонта в этих двух точках связаться оказалось ещё труднее, чем с их подрядчиками. Компания «Управление заказчика», нанявшая фирму «Стис», на словах была как будто бы готова дать информацию о своей деятельности. Но телефоны ответственного за эти работы Владимира Князева не отвечают, в какое время ему ни позвонишь. А по телефону фирмы «Управление заказчика по строительству и капремонту объектов инженерно-энергетического комплекса», отвечающей за газопровод на Полюстровском проспекте, можно услышать всё те же короткие гудки – тоже в любое время, даже ночью.
…То, что мы наблюдаем по указанным двум адресам, относится к 90 процентам всех адресов, по которым ремонтируются инженерные сети. К дорожным фирмам, как ни странно, претензий сейчас практически нет. Если они перекрывают улицу, то работают на ней практически круглосуточно. Возможно, потому, что у них есть один требовательный заказчик – комитет по развитию транспортной инфраструктуры. А вот работы на сетях заказывают местные монополисты – «Теплосеть Санкт-Петербурга», «Ленэнерго», «Водоканал» и другие. Которые, по большому счёту, чихать хотели на городской комитет по энергетике. И заодно на горожан, которые миллионы часов своего времени и миллиарды нервных клеток теряют в бессмысленных, ничем не оправданных пробках.
Они – монополисты, могут на нас обидеться и потребовать более веских доказательств, чем какие-то там впечатления и телефонные звонки. Что ж – с удовольствием. Открываем официальный сайт ГАТИ. Смотрим, сколько на нынешнее лето адресов работ, к примеру, у «Теплосетей Санкт-Петербурга» – 163 (то есть перекрыто или сужено соответствующее количество улиц). Работы самые разные: ремонт, перекладка сетей, устройство колодцев и другое. Но сроки работ по всем адресам практически одинаковы: с марта по сентябрь-октябрь 2013 года. То есть всё тёплое время года. И неважно для чего – переложить пять километров трубы или просто почистить задвижку, поменять крышку люка – всё равно запрашивается и даётся срок на 7–8 месяцев перекрытия.
Для чего устраивается это ежегодное издевательство над городом? Тоже не секрет: как говорится, ничего личного – только бизнес. Конкурсы монополистов выигрывают, как правило, одни и те же проверенные фирмы. Сил у них не так много, чтобы вести работы разом на десятке объектов. Потому одна-две бригады мотаются по городу, день работая на одном адресе, два дня – на другом. Но, чтобы в работе числились все адреса, улицы там нужно перекрыть.