Россия – она и в Америке
Россия 3 августа 1784 года на остров Кадьяк у южного берега Аляски прибыла экспедиция Григория Шелихова в составе трёх галиотов. Это стало началом освоения русскими Нового Света. На фоне современных событий история более чем 200-летней давности приобретает злободневность
Россия 3 августа 1784 года на остров Кадьяк у южного берега Аляски прибыла экспедиция Григория Шелихова в составе трёх галиотов. Это стало началом освоения русскими Нового Света. На фоне современных событий история более чем 200-летней давности приобретает злободневность
Когда мы говорим о «заокеанской сверхдержаве США», это ассоциируется с чем-то весьма отдалённым. И как-то забывается, что с этим государством Россия имеет морскую границу. А было время – и сухопутную. Да что там, связи между Россией и США гораздо более давние и сложные, чем представляется на первый взгляд. Например, многие ли знают об экспедиции русской эскадры к берегам Северной Америки в 1863–1864 годах? Прежде всего она преследовала интересы России: таким образом царь Александр II стремился предотвратить выступление Англии и Франции на стороне восставших поляков. Но одновременно появление русской эскадры в Сан-Франциско предотвратило вступление этих же европейских держав в Гражданскую войну в США на стороне южных конфедератов. Чем, не исключено, во многом предопределило победу северных штатов. Тогда русских моряков в любом доме в Сан-Франциско встречали, как героев…
Но это лишь эпизод пребывания русских в Америке. С тех пор как в 1648 году экспедиция Семёна Дежнёва открыла Аляску, двуглавый орёл парил над тихоокеанским берегом Нового света более 200 лет. История русских в Америке не менее драматична, чем других народов, осваивавших этот континент. Но знают её у нас плоховато. Может быть, потому, что история России слишком богата событиями… А вот американцы со своей короткой историей воспринимают, например, гибель пяти рот своих кавалеристов в битве с сиу при Литтл-Бигхорн примерно как мы Цусимское сражение. При этом надо отдать им должное – они бережно относятся и к русским реликвиям на своей земле. Например, калифорнийский Форт-Росс отреставрирован и стал местом паломничества туристов. То же самое можно сказать о русских храмах на Тихоокеанском побережье. Да что там говорить, если личностью выдающегося русского первопроходца в Северной Америке Тимофея Тараканова наши историки заинтересовались только после исследования американца Кеннета Оуэнса. А ведь жизнь этого бывшего крепостного, ставшего высокопоставленным сотрудником Российско-американской компании (РАК), можно поставить в ряд с историями хоть безымянных героев-викингов Кенсингтонского камня, хоть Франсиско де Коронадо, хоть Даниэля Буна или других европейцев, отважно проникавших в дебри полного опасностей континента.
Российские путешественники и первопроходцы: Витус Беринг, Михаил Гвоздев, Григорий Шелихов, Иван Кусков, основавший Форт-Росс, ставший самым южным форпостом русской колонизации Америки, первый главный правитель русских поселений в Америке Александр Баранов и многие другие – купцы, казаки, поселенцы – всё это такие же персонажи освоения Америки, как испанские конкистадоры или французские гугеноты.
Да, русские тоже стремились за богатствами девственного материка, прежде всего за шкурами пушного зверя. Это были купцы и промышленники, но в отличие от ковбоев и ганфайтеров они старались завязать добрососедские отношения с местным населением. Правда, не всегда это получалось. На Диком Западе (для нас – на Диком Востоке) русским противостояли не сиу и апачи, а не менее грозные тлинкиты, культурные, хорошо вооружённые – «народ убийственный и злой», по оценке сталкивавшихся с ними сотрудников РАК. Союзниками русских были алеуты и эскимосы. В 1972 году решением властей США на месте битвы русских с тлинкитами при Ситке был создан национальный исторический парк. В сентябре 2004 года, в двухсотую годовщину битвы, индейские и русские потомки её участников вместе провели традиционый тлинкитский обряд плача и примирения. Вообще-то тлинкитов на русских науськивали как раз американские промышленники – из-за конкуренции, разумеется…
Но главным отличием русских первопроходцев была религия, которую они несли. Нельзя сказать, что другие группы европейских переселенцев не вели миссионерской деятельности. Но протестантизм, как и католичество, неважно приживался в Новом Свете. Их до сих пор исповедуют потомки переселенцев, но коренное население предпочитает оставаться анимистами. Протестантизм видоизменялся в Америке, выдавая то мормонов, то иеговистов, а католичество в негритянских регионах причудливо сочеталось с демоническим культом вуду. А вот православие в зоне русского влияния прижилось, по крайней мере у алеутов, части эскимосов и даже индейцев.
Исследователь темы Русской Америки митрополит Климент вообще считает, что купцам и промысловикам, а вслед за ними православным миссионерам удалось «соединить культуру местного населения с русской культурой».
– Русские купцы отличались особой набожностью, – говорит он, – они пытались воспитать местных жителей, проповедовали христианство. В результате постепенной инкультурации множество алеутов, эскимосов и индейцев приняли православие, они молились вместе с русскими, выучили язык православного богослужения, стали давать русские имена своим детям, в том числе – рождённым в смешанных браках.
– Без православия невозможно понять феномен Русской Америки, – убеждён доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник центра североамериканских исследований Института всеобщей истории РАН, научный руководитель экспедиции «Аляска-2011» Александр Петров.
Первосвятителем Аляски был епископ Иннокентий (Иван Попов – Вениаминов), начавший миссионерскую деятельность в Новом Свете в 1824 году. Его учениками и последователями стали многие из коренных жителей, например, тоже причисленный к лику святых отец Иаков Нецветов – первый православный священнослужитель из туземцев.
– Его миссионерские методы – эталон для сегодняшних миссионеров. Он крестил сотни людей, но никогда не гнался за количеством, убеждал словами о Христе, своим личным примером. Бывало, что после его беседы многие туземцы сами искали его, чтобы он покрестил их, – говорит историк Алина Чижикова.
И другие святые вышли из туземцев, как, например, почитаемый Американской православной церковью в качестве мученика Пётр Алеут. Он был захвачен испанцами во время промысла у берегов Калифорнии. Его пытали, чтобы он отрёкся от православия и принял католичество. Он отказался и был казнён.
С точки зрения геополитики продажа Аляски не была «преступным недомыслием царского режима», как писали советские историки. Просто логистика того времени не позволяла Российской империи удерживать эти территории, русские поселенцы вечно страдали там от недостатка снабжения из метрополии, а выход пушного зверя не покрывал расходов. Про аляскинское же золото никто ещё не знал. Опять же, Крымская война… В общем, Россия ушла из Америки. Но осталась связующая нить православия.
– Принято считать, что с продажей Аляски в 1867 году, с «уходом России из Америки» влияние России на этом континенте исчезает, – говорит Александр Петров. – Однако это совершенно не так: культурное и духовное присутствие России в пределах бывшей Русской Америки остаётся.
– Жители Аляски сохраняют духовную принадлежность к русской культуре и очень её ценят. Большая заслуга Православной церкви в том, что влияние России в Америке не закончилось после того, как сошли на нет её экономические интересы, – соглашается российская лингвистка Мира Бергельсон.
Действительно, в языке православных жителей Русской Америки закрепилось множество русских слов и имён, например «благодать». А вот Бога они называют по-своему – Агугум.
Павел Виноградов
версия
Не только любовь, но и политика
Татьяна Алексеева, автор романа «Резанов и Кончита. 35 лет ожидания»
Трогательная история любви русского вельможи и дочери испанского военачальника в Америке могла иметь неожиданную подоплёку.
Нет, наверное, в России человека, которому не была бы известна рок-опера «Юнона и Авось», написанная композитором Алексеем Рыбниковым на стихи Андрея Вознесенского. Эта красивая, трагическая и просто до невозможности романтическая история не оставляет равнодушными даже самых серьёзных и трезвомыслящих людей. Возможно, поэтому мало кто интересуется, как развивались показанные в опере события на самом деле. Никому не хочется разочаровываться, узнав, что в действительности всё было гораздо более прозаично и что показанная Вознесенским и Рыбниковым любовь калифорнийской девушки Кончиты к русскому путешественнику Резанову, скорее всего, не была взаимной.
Между тем, если исследовать подлинную историю путешествия графа Николая Резанова в русскую колонию Америки и Калифорнию, можно обнаружить, что она не менее интересна, чем её интерпретация в рок-опере. В ней много белых пятен, много вопросов, на которые теперь, спустя двести лет, уже невозможно дать точный ответ, лишь выдвигать разные предположения, более или менее достоверные. Но одно можно сказать с уверенностью: тогда, в начале XIX века, на североамериканском континенте бушевали не только любовные, но и политические страсти.
Догадаться об этом нетрудно, если внимательно посмотреть на известные факты. Тогда мы можем увидеть следующее: знатный путешественник из России, граф и камергер Николай Резанов сперва участвовал в экспедиции Ивана Крузенштерна, потом был послом в Японии, а после этого прибыл в русскую колонию на Аляске. Там он обнаружил, что жители колонии голодают, и отправился в ближайший крупный город, чтобы закупить для них продовольствие. Ближайшим городом оказался Сан-Франциско, правительство которого поначалу отказывалось иметь дело с незваным гостем из России. Но Резанов познакомился с одной из дочерей коменданта крепости Сан-Франциско, Кончитой, и вскоре сделал ей предложение руки и сердца. Комендант дал согласие на этот брак и позволил Николаю Резанову закупить всю необходимую для русской колонии еду. Резанов отбыл на Аляску, а оттуда отправился в Россию, чтобы получить разрешение на брак с католичкой Кончитой. Он сумел доставить умирающим от голода соотечественникам продовольствие, но до российской столицы не добрался – умер в дороге от воспаления лёгких. Кончита же так и не вышла замуж, а в старости ушла в монастырь.
В этой, безусловно, трагической истории можно заметить немало странностей. Неожиданное согласие отца Кончиты на её брак с малознакомым иностранцем, исповедующим другую веру, причём с человеком, которого он ещё недавно даже не пускал на порог, вызывает очень много вопросов. С чего вдруг этому твёрдому и не привыкшему отказываться от своих слов человеку так резко менять своё решение? Зачем выдавать дочь замуж за чужака, еретика в глазах католика, отпускать её навсегда на другой конец земного шара, вместо того чтобы найти ей подходящую партию в Калифорнии?
Можно предположить, что подыскать Кончите выгодного жениха её родителям было не так просто. В их семье было четырнадцать детей, в том числе семь дочек, и найти каждой из них обеспеченного и равного по положению могло оказаться непростой задачей. Всё-таки Калифорния тогда была далёкой и не самой процветающей испанской колонией. А Резанов был очень знатным и богатым человеком, близким к российским императорам. Возможно, мать и отец Кончиты посчитали, что с ним она будет счастливее, чем с каким-нибудь бедным и ничего из себя не представляющим калифорнийцем.
Но даже если это так, остаётся непонятным, каким образом помолвку дочери коменданта и русского графа благословили католические священники. Браки православных с католиками во все времена были редкостью, и разрешения на них и папы римские, и российские патриархи давали крайне неохотно: обычно одну из сторон убеждали принять веру жениха или невесты. И вдруг калифорнийские священнослужители, даже не пытаясь переубедить Кончиту, признают её право выйти замуж за иноверца, а Резанов едет в Россию с полной уверенностью, что им дадут разрешение на брак! Выглядит всё так, будто бы местной власти, и светской, и духовной, этот союз был чем-то выгоден…
Для чего же калифорнийцам могло понадобиться «породниться» с влиятельным русским? В те времена в Мексике, также принадлежавшей Испании, уже начались тайные разговоры о том, чтобы выйти из-под испанской власти и стать независимым государством. Вполне возможно, что такие настроения были и в Калифорнии. Но отвоевать независимость у сильной европейской страны небогатым колониям было пока нереально. Если бы только они не нашли ещё более сильных союзников. А таким союзником теоретически могла бы стать Россия, которая в те годы была противником Испании, оккупированной войсками Наполеона.
Имело ли правительство Калифорнии такие виды на Резанова, сейчас, конечно, можно только догадываться. Но эта версия выглядит логичной. И как знать – если бы жениху Кончиты удалось благополучно добраться до Санкт-Петербурга, а потом вернуться в Сан-Франциско и жениться на дожидавшейся его девушке, вся история России и Центральной Америки могла бы сложиться иначе…