Чувствовалось, что это не казённое учреждение
Педагог Лидия Дымова, погибшая в ДТП во время поездки со своими воспитанниками на Вологодчину, не признавала определения «детский дом»
Педагог Лидия Дымова, погибшая в ДТП во время поездки со своими воспитанниками на Вологодчину, не признавала определения «детский дом»
Вскоре в Череповце состоится суд по делу случившегося в марте на Вологодской трассе дорожно-транспортного происшествия, в результате которого пострадали возвращавшиеся из экскурсионной поездки воспитанники Санкт-Петербургского детского дома № 8. Жертвами той трагедии стали четверо сотрудников: педагог-организатор, заслуженный учитель России Лидия Дымова; её двоюродная сестра, воспитатель Мария Митрофанова; водители Сергей Столяров и Альберт Фирян, а также водители грузовой фуры, врезавшейся в автобус с детьми, Сергей Полетаев и Николай Вересов.
– Загадкой остаётся, как выжили дети, – говорит директор детского дома № 8 Татьяна Егорова. – Фура была загружена печами, так что можно представить силу удара. Как будто ангелы летали над ребятами! Но вообще наши водители всегда были аккуратны за рулём и требовали неукоснительного соблюдения мер безопасности.
Руководитель поездки Лидия Дымова, отметившая за три месяца до происшедшего 60-летие, возглавляла детский дом № 8 в течение 23 лет. Пришла туда по рекомендации тогдашнего директора соседнего детского дома № 53 Нины Чувашовой в 1986 году, через два месяца после его открытия, став одним из самых молодых в городе директоров образовательных учреждений. Фамилия у неё тогда была – Мамина (по первому браку), и это казалось символичным.
– Лидия Никитична не любила выражение «детский дом», а говорила просто – «дом», – вспоминает педагог Валентина Суханинская. – Стремилась создать семейную обстановку, поэтому занялась переоборудованием огромных спален в маленькие комнаты, чтобы у каждого ребёнка было своё пространство. Умела просить, если это нужно для детей. Добивалась, чтобы у ребят была разная одежда, чтобы их не воспринимали как бедных сироток.
Через несколько лет новый детский дом был освящён. А Лидия Никитична стала прихожанкой Спасо-Парголовского храма, где становилась крёстной для многих из воспитанников. Здесь же повенчалась, выйдя замуж в 50-летнем возрасте. Здесь же её и отпевали вместе с другими погибшими сотрудниками.
С будущим вторым мужем Виктором Дымовым Лидия Никитична была знакома с молодости. Но жизнь развела их в разные стороны. И только через много лет они вновь соединились, когда у каждого за плечами был свой семейный опыт. Новому супругу приходилось ко многому привыкать. Помимо взрослой дочери Дины и родившейся через год после их свадьбы внучки Ясны у его избранницы оказалось много подопечных, которые могли прийти, позвонить в любое время дня и ночи.
– Никого Лида не отпихнула и, как могла, отстаивала интересы ребят, – вспоминает Виктор Илларионович. – Рассказывала, как в середине 1990-х к ней в кабинет ворвались бандиты с требованием подписать бумагу, по которой они бы завладели жилплощадью одного юноши. Она стала их вразумлять: «Вы приехали на джипах, золотом увешанные, а у этого мальчишки ничего нет, кроме угла». Ушли непрошеные гости ни с чем.
– Самоотверженная жертвенная любовь, снисходительность, терпение, самообладание, рассудительность – эти её качества завоёвывали сердца детей, – говорит протоиерей Александр Зелененко, которого Дымова считала своим духовным наставником. – Многих воспитанников у нас покрестили, но не навязчиво и только по желанию ребят. Лидия Никитична, являя собой пример веры и благочестия, чётко понимала, что возглавляет светское учреждение. Да и сама воцерковлялась постепенно.
Учиться ей приходилось не единожды и всегда успешно. В детстве она даже была удостоена путёвки в «Артек». Возглавив сиротское учреждение в перестроечное время, училась работать в новых условиях и с тех пор не переставала совершенствоваться, отдавая все свои силы детям. Перестав быть директором по состоянию здоровья в 2009 году, сосредоточилась на работе с выпускниками, сохраняя таким образом преемственность.
– Главная моя цель в том, чтобы нашим детям хорошо жилось среди людей, чтобы окружающим было комфортно рядом с ними, – говорила Лидия Никитична, выступая на одном из праздников. – Ребятам желаю, чтобы их будущие дети были рядом с ними. А выпускникам говорю: «Я выпустила вас из стен детского дома, но вы не ушли из моего сердца. И будете в нём, пока хожу по этой земле».
Произошедшая трагедия потрясла и тех, кто когда-нибудь бывал в этом детском доме. Несколько лет назад, уже при новом директоре, на один из праздников к детям пришла Лариса Луста.
– Больше всего запомнилось, как тепло между собой общаются ребята, какие трогательные отношения у них с воспитателями, – вспоминает певица. – Чувствовалось, что это не казённое учреждение, а большая дружная семья. В кабинете директора, где вся стена увешана фотографиями выпускников, Лидия Никитична с гордостью говорила о своих подопечных, которые смогли адаптироваться к самостоятельной жизни. Многие окончили вузы, успешно работают, а главное, имеют свои семьи – то, чего сами были лишены в детстве. Это и есть показатель работы детского дома.
прямая речьТатьяна Пислегина, выпускница 1994 года:
– Мы с сестрой Наташей – близнецы, часто воспринимались как одно целое, хотя совершенно разные по характеру. А вот Лидия Никитична даже в разные школы нас определила. В каждом ребёнке видела личность. И подготавливала к будущему, «выдавливая» потребительское начало, объясняя, что после детского дома мы окажемся один на один со множеством проблем.
Не оставляла нас и во взрослой жизни, помогая в сложных ситуациях. Например, одна из выпускниц, уже будучи мамой двоих детей, подсела на наркотики. Встал вопрос о лишении её родительских прав. Как сама девушка говорила, было безумно стыдно, но обратиться было не к кому, и она пошла к Лидии Никитичне. Та забрала детей в детский дом на время, а саму маму отправила в реабилитационный центр и тщательно контролировала, вытащив её из зависимости.
По возможности мы приходили в родную «восьмёрку». Я даже приводила сына, которому сегодня 14 лет. Думала, что и внуков когда-нибудь покажем нашему директору…
Валерия Сметанина, выпускница 1996 года:
– Ради воспитанников Лидия Никитична готова была на самые кардинальные действия. Когда привезли замороженные мандарины, она собрала их, понесла в районную администрацию и положила на стол одному из начальников, предложив попробовать.
Большое внимание уделяла неблагополучным детям. Как-то одну девочку отучила воровать нестандартным образом. Они вместе собрали ворованные вещи и сожгли их на костре, чтобы расстаться с этим пороком. Подействовало.
Помню, ездили в Сочи. В лифте гостиницы неизвестный попытался приставать к одной из девочек. Лидия Никитична как гаркнула: «А ну прочь руки от моей дочери!» Тот не на шутку испугался. С таким директором мы были как за каменной стеной.