У нас есть мечта
«НВ» включается в инициированное Смольным общественное обсуждение «Стратегии-2030» – дискуссию о будущем Петербурга, о том, как должен развиваться наш город
«НВ» включается в инициированное Смольным общественное обсуждение «Стратегии-2030» – дискуссию о будущем Петербурга, о том, как должен развиваться наш город
Смольный пригласил горожан принять участие в обсуждении будущего северной столицы России – на днях городское правительство открыло сайт (spbstrategy2030.ru), посвящённый разработке «Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 года», на котором любой посетитель может оставить свой отклик или предложение по проекту «Стратегии-2030». По словам председателя комитета по экономической политике и стратегическому планированию Анатолия Котова, черновой вариант проекта будет готов к концу сентября.
Стратегическое развитие Петербурга – одна из магистральных тем для «Невского времени», и газета, конечно, не могла остаться в стороне от разработки проекта, который во многом определит будущее города. Сегодня мы представляем пять стратегических тезисов – пять направлений развития Петербурга, реализация которых, как убеждены большинство журналистов «НВ» и наших экспертов, сделает этот прекрасный город ещё лучше, повысит и качество жизни петербуржцев, и привлекательность северной столицы.
Что это – утопические идеи, маниловские прожекты? Отнюдь. Всё, о чём мы мечтаем, требует от руководства города, по сути, одного – политической воли. И минимум финансовых вложений. Следует только чётко определиться с приоритетами и неуклонно им следовать.
Приоритет № 1. Одного центра – мало
Центр Петербурга – наше достояние. Он не нуждается ни в грандиозных стройках, ни в чрезмерно смелых идеях по его «украшательству». Однако руки инвесторов и чиновников, понятное дело, так и тянутся к этой золотой земле: очень многим неймётся здесь что-нибудь «улучшить» – один Летний сад чего стоит… Хотя именно здесь ничего улучшать и не надо.
В то же время Петербург многолик. По сути, наш город – это несколько совершенно разных городов. И питерские окраины, увы, ничем не краше какого-нибудь захудалого райцентра. Вот уж где простор для инвестиционной фантазии и чиновничьих задумок! Однако пока в этом направлении фантазия сильных мира сего работать почему-то, как правило, отказывается. Вот и имеем мы полтора «элитных» района, где уже яблоку негде упасть, с одной стороны, и десяток неухоженных, один от другого не отличишь районов – с другой. Чем могут похвастаться городские окраины? Разве что торговыми монстрами.
И редкие исключения из этого печального правила только подтверждают перспективность идеи «полицентричного Петербурга». Скажем, построенный к чемпионату мира по хоккею Ледовый дворец резко оживил район проспекта Большевиков, а фонтанный комплекс на Московской площади мгновенно стал центром притяжения для тысяч жителей окрестных (и не только) районов. Можно приветствовать и идею строительства «Лахта-центра» на месте бывшей промзоны. И развитие района вокруг аэропорта. И замысел переезда всех городских комитетов, ныне разбросанных по центру города, в квартал «Невская ратуша», поближе к Смольному. Хотя ещё полезнее было бы отправить чиновников куда-нибудь в Рыбацкое – нет сомнений, что район тут же расцвёл бы всеми красками.
Приоритет № 2. Город для горожан, а не для автомобилей
Автомобилизация Петербурга давно уже перестала быть проблемой самих только автомобилистов, стоящих в пробках. Мало того что личный автотранспорт мешает нормальной работе транспорта общественного. Сегодня машины оккупировали уже не только дороги, но и дворы, и тротуары – по сути, всё городское пространство. А прогулка по центру Петербурга стала напоминать визит в кипящий жестяной муравейник… Формально городские власти отдают приоритет общественному транспорту. Но на деле… Можно ещё сто лет ждать, пока любители постоять в пробках будут довольны работой метро и маршруток и перестанут ежедневно заполнять город гремящим и изрыгающим газы железом. А можно разрубить этот узел с другой стороны – сделать передвижение по городу (главным образом – по центру) на личном авто невыносимым. А для этого всего-то и надо – построже следить за парковкой и оборудовать все (!) городские трассы выделенными полосами, по которым будет ездить только общественный транспорт и велосипедисты. Полезно было бы также сделать большинство центральных улиц пешеходными. Даже Невский можно было бы превратить если не в пешеходную зону, то хотя бы в бульвар по примеру барселонской Рамблы. Петербургу вообще было бы неплохо поучиться у столицы Каталонии, в которой машин (в пересчёте на 1 тысячу населения) в 5 (!) раз меньше, чем у нас.
Приоритет № 3. Чем мы хуже Юрмалы?
Город, который стоит на крупной реке и на море, в котором есть десятки озёр, но практически нет мест для купания и пляжного отдыха, – это всё равно что человек в роскошном наряде, с дорогими часами, запонками и прочими аксессуарами успеха, который… месяц не мылся.
Проблема номер один – качество воды. Хотя Петербург очищает уже почти 90 процентов своих сточных вод (в несколько раз больше, чем в советский период), на пляже у Петропавловки, когда-то очень популярном, купаться уже нельзя. Виноваты в этом притоки Невы, превратившиеся в сточные канавы. Городские же озёра просто не выдерживают антропогенной нагрузки – если тысяча человек в течение дня используют озеро как общественный туалет (потому что нормальных туалетов на берегу нет), понятно, каков будет химический и бактериальный состав воды… Можно решить эту проблему? Вопрос некорректный. Петербург просто обязан её решить.
Вторая проблема – благоустройство самих пляжей. Взять пляжную зону от Сестрорецка до Зеленогорска. Песок здесь чистят раз-два за сезон, тростниковые заросли, с которыми никто не борется, захватывают всё новые километры побережья, вместо кабинок для переодевания – кусты, там же туалеты. Ежедневная уборка пляжа, наличие зонтов и прочих пляжных аксессуаров, видимо, считается у нас излишней роскошью. А ведь по своим природным достоинствам это направление – одно из самых красивых в Северной Европе, никак не хуже Юрмалы или Паланги.
Если же элементарное благоустройство пляжей непосильно для городского бюджета, то этим вполне мог бы заняться частный бизнес. Так, в Ленобласти (20 километров от КАД по Мурманскому шоссе) есть суперпопулярное место отдыха и купания – Коркинские озёра. Здесь платный въезд (не вход!), зато чистые берега и полный набор удобств. Благодаря бизнесу стали появляться приличные места и в истоке Невы. А вот в Петербурге ситуация с пляжами описывается известной метафорой о собаке на сене.
Приоритет № 4. Неприкосновенность зелёных зон
Уплотнительная застройка год за годом вытесняет из города зелень. Каждые два-три года Законодательное собрание и Смольный объявляют мораторий на вырубку парков и скверов, но каждый раз застройщики находят лазейки. Яркий пример – Удельный парк. Часть его официально объявлена парком – и её действительно не трогают. Но другая часть – вроде как заросли, никакого статуса не имеющие. Вот её и растаскивают по кусочкам. Как и другие «неофициальные» зелёные зоны – вдоль дорог, внутри кварталов… Пусть медленнее, чем в девяностые, но город всё же продолжает превращаться в каменный мешок. Что особенно обидно – для решения этой проблемы вообще не нужно никаких бюджетных денег – только политическая воля. Реальный, а не формальный запрет на застройку зелёных зон. Всё остальное сделают горожане – посадят на пустырях и проплешинах породистые саженцы, как уже сейчас сажают под своими окнами цветы. Но для этого воля власти должна быть сильнее связей и денег застройщиков.
Приоритет № 5. Морская столица не на словах, а на деле
Петербург считается морской столицей России. Но считается не значит, что на самом деле ею является. В частности, Петербург не имеет ни одной видовой морской набережной. Говорят, что они, возможно, появятся на намывах у Васильевского острова и Сестрорецка, но и это, как говорится, вилами на воде писано…
Или была идея (к сожалению, уже похороненная) организовать в районе «Ленэкспо» крупный рыбный рынок, какие есть во всех приморских городах. На деле там будут очередные жилые комплексы.
Нет у нас и такого непременного атрибута приморского города, как яхтенные пирсы и марины (гавани). Нет и самих яхт. Раньше у людей просто не было на это развлечение денег, да и пограничный контроль считал любой выход частника в море чуть ли не попыткой побега. Сейчас же небольшая яхта стоит как «Жигули», но если автомобилями город забит, то караванов малых судов, бороздящих воды Финского залива, что-то не видно. При этом в нашу морскую столицу не любят заходить и соседи по Балтике – финны, шведы, немцы, у которых яхт – десятки тысяч. Причины всё те же: чрезмерные погранично-таможенные формальности и отсутствие оборудованных стоянок.
Ситуацию можно спасти, если сделать полноценным морским фасадом Петербурга Кронштадт. Там и виды прекрасные, и условия для яхтинга есть, и тот же рыбный рынок можно организовать, и «морские» рестораны, и отели в фортах да на островах. Придумывать ничего не надо – всё в других приморских городах Европы уже придумано…