Крутой маршрут
Автоперевозчики делят Мурманск, поэтому интересы пассажиров их не волнуют
Автоперевозчики делят Мурманск, поэтому интересы пассажиров их не волнуют
В Мурманске никак не могут выбрать автопредприятия, чьи маршрутки будут возить горожан. Разбирательства между компаниями-конкурентами практически перешли в стадию военных действий. На стороне одних – мэрия, другие же пользуются поддержкой федеральных ведомств. А жертвами противоборства оказываются пассажиры. До сих пор никто достоверно не знает, сколько маршруток будет работать в городе и как они намерены обслуживать пассажиров.
Ещё недавно беспорядок среди автоперевозчиков замечали как мурманчане, так и сотрудники контролирующих инстанций. Первые удивлялись набору маршрутов: где-то их очень много, где-то, а именно в центре, их, наоборот, очень мало. Вторые, в частности инспектора ГИБДД, регулярно проводившие профилактические операции, устали обнаруживать водителей без прав на неисправных микроавтобусах без документов.
Чтобы навести порядок на маршрутах, городская администрация решила провести конкурс для автоперевозчиков. Чиновники собирались сделать это ещё в декабре прошлого года, однако до сих пор конечное решение принять так и не удалось. С зимы конкурс был перенесён на май. Тогда победителем торгов стало ООО «Першерон». Оно получило 11 маршрутов. Ещё по два достались предпринимателю Шибаеву и «Автоколонне 1118». За бортом остались два крупных предприятия – «Мурманская транспортная компания» и «Арктик-лайн».
В администрации тогда царило оптимистическое настроение. По словам чиновников, главной целью конкурса было убрать с городских дорог ржавые «Газели», чтобы им на смену пришли новенькие «форды» и «пежо», а также развить здоровую конкуренцию на рынке автоперевозчиков.
– Перевозчики должны быть ответственными и надёжными, – заявил глава муниципального образования Алексей Веллер. – Они смогут курсировать по мурманским улицам, если будут соответствовать определённым критериям.
Выбирали в мэрии победителей по специальной балльной системе. В качестве показателей рассматривались наличие стоянки, службы диспетчеров, контроль за движением, обслуживание транспортных средств, опыт работы в сфере перевозок и количество нарушений правил.
Чиновники объясняли, что победа в конкурсе – чистая арифметика. Мол, у кого больше качественного подвижного состава, тот и молодец. В общем, с 10 августа перевозчики должны были выйти на свои маршруты. Но не тут-то было. Проигравшие вовсе не собирались сдаваться. Особенно старалось руководство «Мурманской транспортной компании», которую мэрия сняла с конкурса, обвинив в неточности документов.
Фирма, в свою очередь, сетовала, что чиновники предвзяты и даже не обратили внимание, что «МТК» закупила 150 новых микроавтобусов, а также особую технику для пассажиров-инвалидов. Да и 300 сотрудников без работы сидят.
Проигравшие компании обратились в антимонопольную службу. Там их поддержали. Результаты конкурса отменили, а торги перенесли на 31 июля.
Но и в этот день они едва не сорвались. Причём сделано всё было с потрясающей наглостью. Как только стороны устроились в зале городского совета, неизвестный «доброжелатель» позвонил в полицию и сообщил, что в здании заложена бомба. Конечно, правоохранительные органы не могли оставить сигнал без внимания. Они отправили к горсовету и медиков, и пожарных, и взрывотехники подтянулись. Всех сотрудников из здания городского совета эвакуировали. Всего вывели 100 человек. Помещения осмотрели кинологи с собаками. Естественно, никакой бомбы найдено не было. Видимо, кое-кому из участников конкурса не хотелось, чтобы он состоялся. Однако торги всё-таки прошли. Победители вскоре были объявлены. Они остались теми, что и прежде. Возмущению остальных участников не было предела. К ним, кстати, примкнул и вечный оппозиционер из городского совета – депутат Сергей Габриелян.
– Результаты конкурса обусловлены чисто политическими интересами, – горячо доказывает он. – Никакой экономикой здесь не пахнет.
По мнению Сергея Габриеляна, победа «Першерона» связана с тем, что Алексей Веллер хочет сохранить власть в городе после выборов 2014 года. Для этого он якобы вступил в коалицию с мурманским медиамагнатом Андраником Мусатяном, который имеет отношение к этой компании. Таким образом, глава получит большой ресурс СМИ на выборах.
Депутат заявляет, что декабрьский конкурс был отменён из-за того, что «Першерон» на тот момент не имел необходимого количества машин. Кроме того, компания не могла претендовать на получение бюджетных средств для перевозки льготников и осуществления социально значимых маршрутов.
В «Арктик-лайне» позицию Сергея Габриеляна поддерживают. Местное руководство говорит, что раньше у администрации претензий к предприятию не было.
– Среди членов конкурсной комиссии нет независимых экспертов, – сетует гендиректор «Арктик-лайна» Игорь Маслов. – Мы не первый год на рынке перевозок. Собирались покупать большие автобусы. А «Пешерон» выиграл потому, что он в ладах с городской властью.
Ещё компанию обвиняют в том, что большинство её водителей мигранты, которые не имеют разрешений на работу, и вообще нелегалы. «Першерон», в свою очередь, эти претензии отвергает.
– Если бы у нас было столько нарушений, то миграционная служба и другие ведомства давно бы закрыли компанию, – говорят там.
Договор с новым перевозчиком мэрия должна была подписывать 15 августа. Однако «Арктик-лайн» и «МТК» опять подали жалобу в УФАС. Местные специалисты снова приостановили заключение контракта. Чем и когда закончится поднадоевшая всем эпопея, никто не знает. Главное, чтобы маршрутки совсем не пропали с городских улиц.