Трудно быть подростком

Корреспондент «НВ» побывала на тренинге по социальной реабилитации проблемных детей

Корреспондент «НВ» побывала на тренинге по социальной реабилитации проблемных детей

По данным ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти, сегодня на учёте в органах внутренних дел состоят более трёх тысяч несовершеннолетних, преступивших закон. Большинство из них сделали это в первый, но, к сожалению, далеко не в последний раз. Чтобы избежать повторных правонарушений и помочь трудным подросткам вернуться к нормальной жизни, общественная организация «Врачи детям» совместно с учреждениями соцзащиты создала новую программу социальной реабилитации «Взрослые шаги», суть которой – показать детям в трудной жизненной ситуации, что у них есть выбор.

Отправляясь на занятие, я почему-то ожидала увидеть неопрятных, хамоватых и угрюмых подростков. Видимо, в моём сознании трудные дети и малолетние преступники – неразделимое целое. Но в кабинете меня встретили вполне улыбчивые, нормально одетые ребята, мирно поедающие пиццу.

– Угощайтесь! – предлагает парень в ярко-зелёных кроссовках.

Сегодня на тренинг пришли всего четверо – лето, большинство подопечных разъехались. Ребята рассаживаются, мы начинаем. На стенде в центре комнаты – плакат, на котором фломастером нарисована шкала настроения – от нуля (всё отлично) до сотни (всё плохо). Каждый по кругу называет цифру, соответствующую расположению духа. Это помогает педагогам понять, в каком состоянии дети приходят, – далеко не каждый готов напрямую ответить, как обстоят дела дома.

– Ноль! – радостно выпаливает Таня, приветливая девчушка рядом со мной. Таня сирота, её взяла на воспитание родная тётя. Закон она не нарушала, но тренинги всё равно посещает – у девочки проблемы с общением. Хотя с первого взгляда не скажешь.

– Десять, – неохотно произносит её сосед Сергей. Он похож на заядлого компьютерщика – очки на бледном лице, проницательный и очень серьёзный взгляд. Уже больше полугода Серёжа не ходит в школу – бросил. Мама, воспитывающая сына одна, повлиять на него никак не может. Она и сама с недавних пор посещает психолога в центре социальной помощи семье и детям одного из районов Петербурга.

Дальше по кругу – Митя. Что он тут забыл, поначалу вообще непонятно – весёлый, общительный, постоянно шутит. Оказалось, стащил удостоверение у прокурора. Просто так, на «слабо». Теперь на нём уголовная статья, будет суд.

Последний участник занятия – Олег, самый младший в группе. Ходит на занятия недавно, попался на распитии алкоголя. В школе учится, но плохо, конфликтует с одноклассниками. Плюс психологические проблемы, есть задержки в развитии.

Первое упражнение практическое – ведущий показывает фотографию молодого человека и предлагает попытаться описать его характер. Со снимка на собравшихся взирает Андерс Брейвик, но ребята его, конечно, не узнают. Повисает пауза, все мучительно соображают.

– Он недобрый, и взгляд у него какой-то жёсткий – наконец подаёт голос Таня. – Я бы с ним общаться точно не стала.

Тема нынешнего занятия – «за» и «против». Задача состоит в том, чтобы научить подростков принимать взвешенное решение в критической ситуации и правильно оценивать последствия. А ещё – противостоять давлению сверстников, какими бы заманчивыми не были их предложения. Делимся на команды, педагог Дмитрий зачитывает ситуации, в которых может возникнуть соблазн преступить закон. Например – взять соседскую машину покататься. Команда, в которой оказываемся я, Митя и Олег, должна написать аргументы «против», остальные – «за».

– Какие уж тут «против», – восклицает Митя. – Сплошной адреналин!

– Ну, разве что кто-то может пострадать... – неуверенно добавляет Олег.

Обсуждение занимает почти всю оставшуюся часть занятия. Ребята бурно спорят, но в итоге приходят к выводу – брать чужое всё-таки не стоит. Как поясняет психолог Наталья Харитонова, смысл всей программы – через примеры из жизни, разговоры и обсуждения подвести трудных подростков к пониманию «что такое хорошо и что такое плохо». Именно подвести, без морализаторства и нотаций, а выводы дети делают сами.

– Ругать или запрещать что-то бесполезно, этого и без нас хватает, – говорит Наталья. – Наша цель – показать им альтернативу, ведь большинство детей – из неблагополучной среды, и они порой попросту не знают, чем можно занять своё время, кроме праздного шатания по улицам в плохой компании. Мы объясняем азы законодательства, разбираем конфликты, учим контролировать эмоции – всё это в форме бесед и практических заданий. Кроме того, стараемся их увлечь, разнообразить досуг – ходим на экскурсии, в кино, музеи, мастерим поделки. За совместной работой многим бывает проще открыться, поделиться проблемой.

Программа «Взрослые шаги» действует с начала года. За это время несколько десятков подростков уже прошли полный цикл занятий. Плюс тренингов в том, что подключиться можно в любой момент, а при желании – повторить всё сначала. Никакого принуждения, главный принцип – дети приходят сюда по своей воле. И, как правило, остаются. Сейчас в группе около десяти ребят. Некоторые уже настолько освоились, что сами проводят некоторые упражнения для новичков, а есть и те, кто решил пойти по стопам наставников и стать социальными педагогами. Конечно, нет гарантий, что после курса ребята не вернуться к привычному образу жизни и их снова не потянет на уголовщину. Но по крайней мере, они могут научиться осознавать последствия своих поступков.

– Профилактика – странный процесс, – замечает Наталья Харитонова. – Никогда не можешь быть уверен до конца – это ты повлиял на ребёнка или жизненные обстоятельства так сложились. Результат будет заметен только намного позже. Но пока они ходят на занятия, им интересно, они раскрываются. Это главное.

 

компетентно

«Подростка проще отпустить, чем направить на перевоспитание»

Светлана Агапитова, уполномоченный по правам ребёнка в Петербурге:

– Нельзя утверждать, что город никак не поддерживает трудных подростков. В целях профилактики и реабилитации ребят, вступивших в конфликт с законом, в Петербурге работают несколько организаций и учреждений. Это и Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей при ГУ МВД России, и государственное бюджетное учреждение «Городской центр социальных программ и профилактики асоциальных явлений среди молодёжи «Контакт», и предприятие «Новое поколение». Однако есть проблемы, которые нужно решать. Так, Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей при ГУ МВД оставляет о себе очень хорошее впечатление. Но столь полезный и мощный ресурс используется недостаточно полно. А между тем подобные региональные центры вполне могут быть моделями реабилитационных учреждений, способствующих профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. Мешает этому запутанная и сложная процедура составления бумаг – зачастую подростка проще отпустить, чем направить на перевоспитание.

Нельзя не упомянуть о специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, которые сегодня успешно работают в Петербурге: специальные общеобразовательные школы № 1 и № 2. Первая – закрытое учебно-воспитательное учреждение для детей с девиантным поведением, сюда попадают по решению суда в том случае, если подросток совершил уголовное преступление, но по возрасту не может быть отправлен в колонию для несовершеннолетних. Вторая школа – открытого типа, работает с непростыми детьми на более ранней фазе – когда становится очевидно, что ребёнок трудный, однако преступления совершить он ещё не успел.

Существенный изъян системы профилактической работы с подростками заключается в том, что они слишком поздно попадают в подобные учреждения. Для того чтобы трудного подростка направили сюда на перевоспитание, он проходит судебную процедуру, а подобный опыт, как правило, не идёт на пользу. Раньше, когда спецшкол было больше, этот вопрос решался проще и быстрее – на уровне комиссии по делам несовершеннолетних. Сейчас получается, что из-за сложности процедуры возможности спецшколы не используются в полном объёме, – больше половины мест пустует. Этот вопрос уже поднимался на городском уровне, но преодолевать «процедурно-бумажные» препятствия совсем не просто. Тем более что причины подростковых правонарушений, как правило, проистекают из семьи и работа по перевоспитанию подростка должна вестись комплексно.

 

а как у них?

Германия

Интересный эксперимент по реабилитации трудных подростков предложил педагог-переселенец Владимир Циглер, который разработал и успешно осуществил проект «Пилигрим». Суть метода – в сочетании трудотерапии и так называемой педагогики выживания – своих подопечных Владимир Циглер привозит из благоустроенной Германии в Киргизию, в Тянь-Шанские горы. Вместе с наставником воспитанники преодолевают горные реки, собственными руками сооружают жилище, добывают пропитание, ремонтируют старую технику, ухаживают за животными и помогают нуждающимся людям. При этом Циглер отбросил два старых принципа – иерархическое подчинение, которое всегда исключает личную ответственность за собственные поступки, а также командирское начало, когда воспитанник всё время ждёт приказа со стороны. Метод, по утверждению его автора, позволяет гибко реагировать на индивидуальные особенности детей. В результате у подростка, изъятого из привычной среды и помещённого в экстремальные условия, исчезает потребительское отношение к жизни, он становится самостоятельным.

Проект «Пилигрим» – пример международного сотрудничества Германии и стран СНГ.

Недавно заключён договор о взаимопомощи и поддержке воспитательных систем между министерствами образования Киргизии и Германии. Свою готовность подключиться к работе по осуществлению проекта выразили и в других регионах: в Сибири, на Урале, в Казахстане и в Подмосковье.

США

В Америке система работы с трудными подростками не представляет из себя нечто особенное, просто она работает в комплексе. В ней задействованы все возможные структуры: социальные службы, полиция, родители и сам ребёнок. Психологи выясняют, из-за чего сформировалось такое поведение. А потом специалисты формируют индивидуальный план выхода из кризисной ситуации. Это доказывает тот факт, что общество нацелено помочь, а не наказать трудного подростка. В судах также не допускается тюремное наказание для несовершеннолетних. В стране работает огромное количество исправительных учреждений, при этом ребёнок не сидит в тюрьме, он живёт дома, но соблюдает распорядок дня, посещает тренинги. И это строго контролируется. Также трудного подростка могут отправить в пансионат, где он также не сидит под замком. Там он учится, занимается спортом, участвует в общественных делах. Благодаря всей этой работе социализация проходит быстрее и естественнее.

Великобритания

В Соединённом Королевстве с трудными детьми работают бывшие военные. В прошлом году на эти цели власти выделили около 2 миллионов фунтов. Эта работа приносит свои плоды: школьные инструкторы с армейским опытом прививают подросткам чувства дисциплины, навыки командной работы и лидерства. У школьников повышается успеваемость и улучшается поведение. Бывшие военные работают в школах по различным дисциплинам, в том числе и физической подготовке.

Финляндия

Здесь, как и везде, есть трудные подростки. Но работающая в комплексе система позволяет обществу выявить таких детей и не пустить их на скользкий путь. Один из элементов этой системы – так называемые станции для молодёжи. Есть такая и в Хельсинки. Это обычное здание, которое может принять до 18 подростков. У каждого отдельная комната, в которой нет особого уюта, зато есть всё, что нужно. Как оказалось, уют не создаётся специально: чтобы дети не хотели здесь оставаться, не привыкали к казённым учреждениям.

На такую станцию подростка определяют, если родители не могут отвечать за него, либо он сам слишком агрессивен. Срок пребывания – 30 дней, его могут сократить, а могут и продлить. Главная цель специалистов – снять кризисную ситуацию. Здесь у него забирают мобильный телефон, тестируют на наркотики, могут даже запретить выходить за пределы здания. Если подросток слишком агрессивен, то его могут поместить в отдельную комнату без мебели, с железным унитазом, раковиной и матрасом. Но это воспитательная мера. А тех, кто ведёт себя в рамках правил, поощряют походами в кино, ресторан или парк аттракционов. Правда, вместе с воспитателями.

Пребывание одного трудного ребёнка на станции обходится бюджету Хельсинки в 9–10 тысяч евро в месяц.

По материалам открытых источников

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.