«Они не могли повлиять на это сумасбродное решение»
Вину за трагедию «Кольской» сваливают на людей, не имевших возможности отменить гибельное плавание
Вину за трагедию «Кольской» сваливают на людей, не имевших возможности отменить гибельное плавание
Буровая платформа «Кольская» затонула из-за халатности руководства предприятия-судовладельца и отсутствия нужной квалификации у специалистов по безопасности мореплавания. На этом настаивает один из обвиняемых по уголовному делу Борис Лихван и дочь ответственного за перегон Михаила Терсина Наталья Дмитриева. Соответствующие документы они на днях передали в УФСБ по Мурманской области.
Расследование трагедии, унёсшей жизнь 63 человек, затягивается. Слишком велико расстояние между Заполярьем, где находится «Арктикморнефтегазразведка» (АМНГР), которой принадлежала «Кольская», и местом трагедии на Дальнем Востоке. Прошло почти два года с момента злосчастного перегона, но ясности так и нет. Хотя за это время всплыли многие нелицеприятные детали: то, что прогноз погоды был плохим, что в корпусе были трещины, а руководители экипажа отказывались отправляться в рискованное путешествие.Обстоятельства катастрофы выясняло не одно ведомство. Вот только к выводам они пришли разным. Так, Ространснадзор обнаружил семерых виновников катастрофы. Среди них: исполняющий обязанности генерального директора АМНГР Юрий Мелехов, его заместитель по мореплаванию Василий Васецкий, заместитель последнего Борис Лихван, погибшие на «Кольской» главы экипажа Михаил Терсин и Сергей Данилов, а также капитан ледокола «Магадан», тянувшего «Кольскую». Однако позже, когда в расследование вмешался Следственный комитет, количество виновников резко уменьшилось. Сейчас по делу проходят лишь Борис Лихван и исполняющий обязанности главного инженера Леонид Бордзиловский. И тот и другой не хотят брать всю ответственность за происшедшее на себя. Тем более что по статье «Нарушение правил движения и эксплуатации морского транспорта, повлёкшее по неосторожности гибель двух и более лиц» нет достаточной адвокатской практики. А максимальное наказание – 7 лет лишения свободы. Понимая перспективу оказаться за решёткой, Борис Лихван решил раскрыть все грязные подробности подготовки к транспортировке. Кстати, остальные живые участники событий не слишком стремятся помогать следствию…
Недавно в Мурманск в очередной раз приехал следователь транспортного отдела с Дальнего Востока. Он надеялся провести очную ставку между Борисом Лихваном, Василием Васецким и Юрием Мелеховым (двое последних проходят по делу как свидетели. – Прим. ред.). Несмотря на то что по закону они обязаны являться на следственные действия, очную ставку они проигнорировали. Объяснение было коротким: помешали семейные обстоятельства. Получилось, что следователь из Хабаровска приехал зря.
Зато Борис Лихван охотно общается и со следствием, и с журналистами.
– Ни до прихода на работу в АМНГР, ни во время её исполнения у меня не было должной подготовки и аттестации, чтобы отвечать за безопасность мореплавания, – признаётся он. – Я даже не был ознакомлен с соответствующими должностными инструкциями.
В общем, никакого права занимать эту должность у Бориса Лихвана не было. Необходимыми знаниями, если верить документам, переданным в ФСБ, владели ответственный за буксировку Михаил Терсин и заместитель Мелехова по безопасности мореплавания Василий Васецкий. Но последний никак не координировал действия экипажа, потому что в то время был в командировке во Вьетнаме. С буровой безуспешно пытались дозвониться до Васецкого. Мелехов, кстати, тоже был в отъезде. В общем, по словам Бориса Лихвана, руководство самоустранилось от транспортировки. Кроме того, видимо, и у Василия Васецкого со знаниями были проблемы. Иначе откуда в документах взялся лист переаттестации, происходившей после трагедии. Причём Василий Васецкий сумел ответить лишь на один вопрос из семи по безопасности мореплавания и был признан профнепригодным.
И Василий Васецкий, и Юрий Мелехов уже больше года не работают в АМНГР. Комментировать ситуацию они особенно не стремятся. Однако по Международному кодексу по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения на предприятиях-судовладельцах обязательно должно иметься «назначенное лицо компании». Ему следует отвечать за безопасность и иметь доступ к руководству на самом высоком уровне. В АМНГР с мая 2011 года на этой должности находился Василий Васецкий.
– Обязанности между ответственными лицами распределялись в конце ноября 2011 года, – продолжает Борис Лихван. – Михаил Терсин отвечал за безопасную буксировку буровой, Васецкий – за безопасность судов, находящихся в Азиатском регионе, – «Валентин Шашин» и «Томчак». В его же обязанности входил полный контроль за буксировкой «Кольской». Мои же обязанности были административно-хозяйственными, поэтому перекладывать всю вину на меня неправильно.
Кроме того, решение о том, что буксировка пройдёт в декабре, было принято Мелеховым и Васецким до назначения Лихвана. Мнение последнего поддерживает и дочь Михаила Терсина Наталья Дмитриева.
– Мой отец был против этой буксировки, – говорит она. – Но у него не было полномочий отменить всё это безобразие. А теперь Мелехов и Васецкий хотят свалить вину на него и Лихвана. Однако они оба не могли повлиять на это сумасбродное решение.
По словам Натальи Дмитриевой, её отец по положению Службы эксплуатации флота и безопасности мореплавания имел только совещательный голос, а Лихван же вообще права голоса не имел!
Борис Лихван уверен, что следствие ошибается.
– Если меня без моего согласия назначили заместителем гендиректора по флоту, то это не означает, что я автоматически становлюсь «назначенным лицом компании», – замечает он. – Следствие так и не определилось до сих пор, в какой именно должности я находился.
Борис Степанович считает, что Василий Васецкий просто хотел получать зарплату зама по безопасности мореплавания, но ничего не делать.
Подозреваемый собирается до конца отстаивать свою позицию.
Кстати, на официальном сайте «Арктиморнефтегазразведки» убрали всю информацию о катастрофе, кроме установки мемориального комплекса в память погибших. Видимо, руководство предприятия не очень хочет, чтобы АМНГР связывали с трагедией.
тем временем…
Мемориал погибшим благоустроят. Но позжеНа Мурманском городском кладбище начались работы по благоустройству мемориального комплекса, где похоронены погибшие члены экипажа буровой «Кольская». Планируется, что могилы будут оформлены в едином стиле. Также на территории комплекса появится памятная плита с именами и фотографиями не вернувшихся из перехода. Кстати, «Арктикморнефтегазразведка», которой принадлежала затонувшая буровая, обещала, что мемориальный комплекс будет открыт ещё весной нынешнего года…
Зато предприятие разобралось с выплатами семьям погибших. Всего они получили более 263 миллионов рублей компенсации.
«Семье каждого погибшего члена экипажа затонувшей буровой установки была выплачена сумма, эквивалентная десяти годовым заработкам в соответствии с отраслевым соглашением по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса РФ на 2011–2013 годы», – говорится в отчёте.
Общая сумма расходов, понесённая АМНГР из-за крушения «Кольской» в 2012 году, составила более 279 миллионов рублей.