Припарковался? Плати!
Уже через три года в Петербурге может появиться 65 тысяч парковочных мест, за остановку на которых придётся раскошелиться
Уже через три года в Петербурге может появиться 65 тысяч парковочных мест, за остановку на которых придётся раскошелиться
Власти Петербурга намерены решить проблему пробок в центральной части города с помощью строительства платных парковок. В список попали четыре района – Василеостровский, Адмиралтейский, Центральный и Петроградский. Корреспондент «НВ» выяснял, не придётся ли их жителям нести дополнительные расходы на парковочные места и реально ли улучшить дорожную ситуацию в центре за счёт желания многих горожан сэкономить.
Чиновники обещают, что горожанам страдать от недостатка парковочных мест не придётся. Всего в четырёх районах планируется открыть платных парковок аж на 65 тысяч машин. Но при этом, уверяют разработчики проекта, у жителей останется и альтернативный вариант – поставить свой автомобиль где-нибудь на окраине района, подальше от основных магистралей или достопримечательностей. Иными словами, схема примерно такова: хочешь ехать на своей машине в самое сердце города – плати деньги за то, чтобы оставить её у обочины. В противном случае от места парковки придётся идти пешком или ехать на общественном транспорте.
Во многих крупных европейских городах давно действует такой принцип стоянки. В Петербурге концепция разрабатывается уже несколько лет, но всё ещё сырая. К её обсуждению чиновники решили привлечь и простых горожан. На сайте комитета по инвестициям сейчас проводится опрос – разработчики надеются собрать предложения и использовать их в завершающей стадии проекта.
Выяснилось, что для петербуржцев эта тема – одна из самых острых. Только за первую неделю поступило 93 письма, а сегодня их уже более 250. При этом, как отмечают эксперты, многие предложения действительно очень дельные. Горожане, например, советуют установить специальные правила парковки для инвалидов, взимать плату за стоянку только в определённое время или варьировать её в зависимости от времени суток, наносить особую разметку на тех участках, где введут плату за парковку, и так далее. Особенно часто горожане требуют разрешить бесплатно ставить машины на платных парковочных местах тем, кто живёт в соседних домах.
– Свои предложения петербуржцы могут отправлять до середины сентября, – рассказала официальный представитель комитета по инвестициям Екатерина Тронина. – Все они обязательно будут рассмотрены и проанализированы. После того как эксперты соберут и обработают все данные, их отправят в комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ). Технической стороной вопроса занимается это ведомство.
По словам Екатерины Трониной, сейчас рассматривается несколько вариантов финансирования проекта платных парковок в Петербурге. Речь, в частности, идёт и о наиболее популярной сегодня форме инвестирования в крупные и дорогостоящие проекты – так называемом государственно-частном партнёрстве. На его основе, например, ведётся строительство нового терминала аэропорта Пулково и Западного скоростного диаметра. В случае с парковками этот вариант тоже может оказаться самым перспективным. Во-первых, по самым скромным подсчётам, даже на простейшее оборудование потребуется почти 5 миллиардов рублей (установка обычных паркоматов, отсчитывающих время с момента остановки автомобиля, обойдётся не меньше 75 тысяч рублей за штуку) – в дефицитном городском бюджете их вряд ли найдут. Во-вторых, частные инвесторы, как показывает практика, гораздо лучше следят за тем, куда и на что уходят их деньги, поэтому коррупционная составляющая в этом случае значительно снижается.
Каждое парковочное место оснастят датчиком с уникальным идентификационным номером, который будет отображаться на установленной рядом табличке. В парковочной системе обещают использовать передовой мировой опыт и наиболее современные технологические решения. Например, автоматизированную центральную контрольную систему, обеспечивающую информирование водителей о наличии свободных парковочных мест и имеющую удобный пользовательский интерфейс. Оплачивать стоянку автовладельцам предложат разными способами: паркинг-картами, единым электронным билетом «Подорожник», банковскими картами, при помощи SMS-сообщений и так далее.
Как рассказала официальный представитель КРТИ Юлия Головина, конкретные места, на которых появятся паркоматы, пока не определены. Известно лишь, что платными предлагается сделать наиболее востребованные автомобилистами участки на основных магистралях и прилегающих к ним улицах. При этом ожидается, что на некоторых из них плата окажется выше, чем на других. Речь, например, идёт о территории, прилегающей к Дворцовой площади, Миллионной улице, части Васильевского острова от 18-й до 10-й и от 6-й до Кадетской линий, Каменноостровском проспекте. Если за обычную парковку в центре автовладельцу предстоит платить 50 рублей в час (такова базовая ставка, определённая разработчиками), то за право поставить свою машину на этих трассах уже заставят выложить 120–130 рублей.
Тем же, кто проигнорирует эти требования и не захочет платить, выпишут штраф. Его размер пока тоже не определён, но чиновники обещают, что он враз отобьёт охоту у желающих парковаться бесплатно.
тем временем…
Поможет ли платная парковка общественному транспорту?С помощью платной парковки чиновники надеются добиться увеличения эффективности общественного транспорта и разгрузить основные магистрали. По мнению экспертов, это вполне реально. Но только при одном условии. Как рассказал корреспонденту «НВ» сопредседатель всероссийской общественной организации «Город и транспорт» Владимир Фёдоров, чтобы меры действительно оказались эффективными, проблему нужно решать в комплексе. Активист предлагает вместе с платной парковкой реализовать и несколько крупных проектов в области общественного транспорта: расширить маршрутную сеть, закупить новый подвижной состав и обеспечить трамваям, троллейбусам и автобусам на улицах режим наибольшего благоприятствования. Но для этого потребуется как минимум несколько десятков новых выделенных полос для общественного транспорта, а от их строительства в Смольном, похоже, отказались.
Не всё понятно и со сроками реализации проекта платной парковки. Ранее сообщалось, что в Центральном районе участки, где оставлять машину бесплатно запретят, появятся уже в будущем году (речь, напомним, шла о территории на 20 тысяч машино-мест). Но из-за недостаточной проработки проекта его реализация может немного сдвинуться. В КРТИ ссылаются на своих бывших коллег из упразднённого ныне комитета по транспортно-транзитной политике (КТТП), которые изначально занимались этим вопросом и не успели чётко определить приоритеты.
мнение эксперта
«Хотим решить транспортную проблему, а не наживаться на ней»
Рубен Тертерян, директор Центра транспортного планирования:
– Проект введения платных парковок на улично-дорожной сети в историческом центре города на сегодня находится в разработке. Его реализация запланирована на 2014 год. Пока ещё не определены конкретные адреса и стоимость часа парковки, вероятно, она будет дифференцированной в зависимости от спроса – от 50 до 125 рублей, разумеется с преференциями для студентов и других льготных категорий граждан, включая тех, кто живёт рядом с парковками. Минимальная стоимость часа была определена путём опроса 2500 паркующихся на УДС в центре. Мы не ставили целью создать экономический барьер для посещения центра. Задача была другая, в частности, чтобы те автовладельцы, которые приезжают в центр с краткосрочными визитами, не тратили время на поиск места и для них всегда было свободно 15 процентов парковочных мест на платных стоянках.
На общественный транспорт после начала реализации проекта пересядут только 20 процентов автомобилистов, которые сейчас ездят в центр на своих машинах. Остальным хватит места и на платных, и на бесплатных стоянках.
Кстати, наличие платных парковок в центре города – это одно из условий, которые нам не первый год ставят инвесторы, желающие поддержать строительство подземных паркингов в Петербурге. Появятся платные парковки – появится и альтернатива им в виде этих паркингов. Также ещё предстоит решить, как будет контролироваться факт оплаты парковки. Не исключено создание отдельной службы инспекторов.
К идее ввести абонементы на платные парковки, как это сделали в Москве, нужно относиться с осторожностью. Мы не хотим, чтобы началась спекуляция при распределении абонементов. Город планирует решить транспортную проблему, а не наживаться на ней.
мнение автомобилиста
«Общественный транспорт нас не спасёт»
Семён Авдеенко, заместитель руководителя общественной организации «4 колеса»:
– С нас хотят содрать побольше денег. Я не думаю, что введение платной парковки в центре Петербурга избавит город от пробок. Даже если часть водителей и пересядут на общественный транспорт, это нас не спасёт. Причина – в слаборазвитой системе общественного транспорта. Я честно скажу: я готов ездить на трамвае или автобусе, но только в том случае, если буду уверен – он приедет вовремя и привезёт меня туда, куда мне нужно. Пока нет широких транспортных коридоров для общественного транспорта, вводить платную парковку бессмысленно.
К тому же, чтобы обслуживать 65 тысяч парковочных мест, нужна целая армия сотрудников. Они ведь за бесплатно работать не станут! Если парковщиков будет всего трое-четверо, допустим, на три тысячи автомобилей, они попросту не справятся. Боюсь, что принимаемый за основу вариант тарифа в 50 рублей в час в конечном итоге значительно вырастет.
между тем…
В центре Москвы паркуются только за деньгиС 1 июня этого года припарковаться в пределах Бульварного кольца столицы можно только за деньги в специально отведённых для этого местах. Оставить машину на час стоит 50 рублей, оплатить стоянку можно несколькими способами: через паркоматы, то есть специальные устройства, с помощью SMS-сообщения на короткий номер, мобильных приложений и на портале «Московское парковочное пространство». Льготы действуют только для тех, кто живёт в пределах Бульварного кольца, – им власти предложили выплатить 3000 рублей в год и получить специальное разрешение. К слову, только одно на квартиру. Если в семье есть несколько автовладельцев, что для жителей этого района далеко не редкость, значит, платить нужно за каждую парковку.
Поэкспериментировать с платной парковкой в центре власти столицы решили ещё в ноябре 2012 года. Тогда это решение вызвало бурю недовольства водителей. Им, понятно, не хотелось выкладывать деньги за то, что ещё вчера было бесплатным.
– Раньше мне приходилось кругами ездить, чтобы найти свободное место, – рассказала москвичка Мария Карпова. – Теперь припарковать машину проще.
Итоги ноябрьского эксперимента показали: после введения платы нарушений правил парковки стало значительно меньше, скорость транспортного потока в центре столицы увеличилась. Поэтому зону расширили до всего Бульварного кольца.
– В общем, неплохо, но минусы, конечно, есть, – рассказал житель столицы Николай Федорцов. – Могли бы сделать абонемент на весь день. Если я десять часов на работе, то по тарифу должен заплатить 500 рублей. Это дорого. А ещё мест мало, паркоматы не везде, то есть нужно их искать.
– Места «нарезаны» как попало, оплата неудобная, – поддержала Мария Карпова. – Да, можно не искать паркомат, заплатить с помощью эсэмэски, но как это правильно сделать, не сразу понятно. Мы разбирались втроём и долго. Да, идея хорошая, но непродуманная.