«Знак должен быть виден издалека!»
Эксперты уверены, что оборудование дорог светоотражающими указателями позволит значительно сократить количество тяжёлых аварий
Эксперты уверены, что оборудование дорог светоотражающими указателями позволит значительно сократить количество тяжёлых аварий
Петербургские трассы продолжают оставаться одними из самых опасных в стране. В последнем рейтинге, опубликованном общественной организацией «За безопасность российских дорог», наш город разместился на вершине, в так называемой красной зоне. По данным экспертов, это значит, что на улицах Петербурга дорожно-транспортные происшествия со смертельным исходом или тяжёлыми травмами происходят чаще, чем в других регионах. В чём причина такой неприятной статистики и можно ли её изменить, выяснял корреспондент «НВ».
– Петербург действительно держит пальму первенства в плане опасных аварий, – признаёт заместитель руководителя общественной организации автомобилистов «4 колеса» Семён Авдеенко. – Во многом это объясняется объективными причинами: большой город, много машин, перегруженная улично-дорожная сеть. С этим сталкиваются все мегаполисы мира. Но я бы не стал разводить руками и кивать на то, что ничего нельзя поделать. У нас ведь и сами водители часто ведут себя на дорогах неподобающим образом – нарушают скоростной режим, не обращают внимания на сигналы светофора. Нужно повышать культуру вождения.
Впрочем, по словам Семёна Авдеенко, даже если вдруг все петербургские автовладельцы в момент станут вежливыми и культурными, ситуация вряд ли кардинально изменится. Гораздо больше проблем доставляют сами магистрали: качество их покрытия, разметки и дорожных знаков. На многих трассах, уверен эксперт, их можно заметить лишь в последний момент, из-за чего и возникают ДТП.
– По поводу асфальта и разметки никаких положительных изменений в последние годы не заметно, а вот со знаками ситуация меняется, – говорит эксперт. – На недавно открытом Северном участке Западного скоростного диаметра (ЗСД), например, установили современные светоотражающие конструкции, которые прекрасно читаются под любым углом. Хотелось бы, чтобы такие знаки появились на всех петербургских трассах, особенно у школ и детских садов. Знак должен быть виден издалека и в любое время суток!
На самом деле, как выяснил корреспондент «НВ», современные дорожные указатели со светоотражающим эффектом используются не только на ЗСД. Подобные знаки можно встретить также на Кольцевой автодороге (КАД) и Невском проспекте. Их особенность в том, что на обычную металлическую основу наносится специальная алмазная плёнка, отражающая свет фар в направлении приближающегося автомобиля. Не заметить такой знак, уверены специалисты, попросту нереально.
– На Западном скоростном диаметре использовалась алмазная плёнка последнего поколения, так называемая DG3, – рассказала эксперт по вопросам дорожной безопасности компании 3М (именно эта фирма устанавливала знаки на новом участке ЗСД) в Северо-Западном федеральном округе Анна Чистякова. – Так как это не простая магистраль, а скоростная трасса, то и к дорожным указателям здесь требования оказались особыми. Потребовался комплексный подход: знаки изготавливались из самого качественного металла, тщательно обезжиривались. Но всё же главное – это алмазная плёнка. Она имеет максимальную степень световозврата и отражает свет на значительное расстояние от знака. Для скоростной дороги это идеальное сочетание.
Как сообщила Анна Чистякова, результаты исследований, проведённых в России и Европе, показали: водители лучше воспринимают знаки с алмазной плёнкой и быстрее прочитывают их, получая лишних несколько секунд на то, чтобы при необходимости среагировать: нажать на тормоз или, наоборот, продолжить движение. Особенно это актуально в тёмное время суток.
По мнению Семёна Авдеенко, алмазная плёнка действительно очень полезна на дорогах. Но в Петербурге такие указатели пока ещё в новинку, хотя материал впервые появился в нашем городе аж в 2000 году! Сейчас светоотражатели, помимо ЗСД, КАД и части центральных трасс, используются, по сути, лишь для изготовления катафотов – так называются световозвращатели, которые крепятся на одежду. Как правило, их используют сотрудники дорожных служб на униформе.
– Большинство петербургских улиц по-прежнему оборудовано знаками прежнего стандарта, – продолжает заместитель руководителя общественной организации автомобилистов «4 колеса». – По правилам их вполне можно использовать на наших дорогах, но эти конструкции уже морально устарели.
Главная причина этой «отсталости» банальна – отсутствие средств на замену знаков. Квадратный метр светоотражающей алмазной плёнки в зависимости от качества стоит от 300 до 2000 рублей. Материал третьего поколения, естественно, самый дорогой. Современный дорожный указатель может обойтись городу в приличную сумму – около 9–10 тысяч рублей. Для сравнения, установка обычного знака редко превышает 4–4,5 тысячи. Но, уверены эксперты, в конечном итоге эта экономия окажется лишь видимостью. Срок службы обыкновенного привычного дорожного указателя – не больше двух лет. Знак с алмазной плёнкой прослужит гораздо дольше. Так что расходы на монтаж и демонтаж конструкции поглотят всю разницу.
– Во многих регионах России на уровне властей приняты решения переоборудовать все дороги указателями со светоотражающим эффектом, – говорит Анна Чистякова. – Так уже произошло в Самарской и Свердловской областях, Татарстане. Москва постепенно переходит на них. В Петербурге пока такой программы нет. Но она нашему городу очень нужна!
– Экономический эффект от установки современных светоотражающих знаков проявляется не сразу, но через 4–5 лет он будет хорошо заметен, – считает Семён Авдеенко. – Но это ведь и не главное. Гораздо показательнее другая статистика: на дорогах, на которых появились такие указатели, число аварий резко сокращается.
В течение нескольких лет специалисты Росавтодора проводили исследование – около сотни самых опасных дорожных участков и перекрёстков страны оборудовали знаками с алмазной плёнкой. Результаты, как отмечают эксперты, превзошли все ожидания – число ДТП снизилось в некоторых местах вдвое!
А вот к другим дорожным новшествам, опробованным в Петербурге, эксперты пока относятся настороженно. Как рассказала Анна Чистякова, в нашем городе активно пытаются внедрять современные технологии, но далеко не все из них полезны на трассах. Речь, например, идёт о дорожных указателях на солнечных батареях, которые применяются на многих пешеходных переходах, и о светодиодных знаках.
– С одной стороны, хорошо, что видно определённое развитие этой сферы, – продолжает Анна Чистякова. – Но такие указатели больше отвлекают водителя от дороги, чем помогают ему сориентироваться. Каждый автомобилист может отреагировать на них по-своему. Кто-то растеряется от того, что перед глазами вдруг знак начинает мигать. А самое главное – чтобы водитель прочитал знак и быстро принял решение.
По словам Анны Чистяковой, подобные яркие и мигающие указатели зачастую могут восприниматься как рекламные конструкции и ухудшать дорожную ситуацию. К слову, в Петербурге хватает и настоящих рекламных баннеров, отвлекающих автомобилистов от дороги. Огромные мультимедийные табло размещены, например, на съезде с Тучкова моста (со стороны Петроградского района) и на перекрёстке Загородного и Московского проспектов. Неудивительно, что здесь аварии происходят примерно на 20 процентов чаще, чем на соседних улицах.
Как рассказал Семён Авдеенко, петербургские автолюбители готовят обращение к депутатам Законодательного собрания, в котором предложат перенять опыт других регионов и законодательно закрепить требования к установке дорожных знаков с алмазной плёнкой последнего поколения.
– В Петербурге достаточно компаний, которые занимаются производством таких указателей, – отметил активист. – На городской бюджет ляжет дополнительная нагрузка, это мы прекрасно понимаем. Но дорожная безопасность не та сфера, на которой можно экономить.