«Станиславский сегодня живёт не в нашей стране»
На Новой сцене БДТ им. Г. Товстоногова на Каменном острове недавно назначенный на должность художественного руководителя Андрей Могучий подробно рассказал журналистам о ближайших планах и премьерах театра
На Новой сцене БДТ им. Г. Товстоногова на Каменном острове недавно назначенный на должность художественного руководителя Андрей Могучий подробно рассказал журналистам о ближайших планах и премьерах театра.
В Большом драматическом театре, как видно, заждались перемен. Могучий отметил, что не чувствует настороженности и неприятия со стороны труппы, актёров даже старого поколения не пугают заявленные эксперименты, нацеленность на молодую режиссуру и новые методы работы.
Народные артисты СССР Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили сыграют в спектакле «Алиса в Стране чудес», к репетициям которого через неделю приступит Андрей Могучий. Пьеса пишется по мотивам сказки Льюиса Кэрролла режиссёром совместно с петербургским драматургом Сергеем Носовым – это будет спектакль для взрослого зрителя. По методу Могучего спектакль будет рождаться совместно с актёрами, с их подсказками, и новые сцены будут писаться по ходу действия. Подобный метод Могучий уже не раз использовал, ставя спектакли на сцене Александринки, с которой в связи с новой должностью порывать не собирается.
Показать публике сам театральный лабораторный процесс Андрею Могучему представляется не менее важным, чем предоставить готовый спектакль. Потому театром задуман образовательный проект – экскурсии для детей в дни осенних школьных каникул «Театр изнутри», которые будут проходить в стенах реконструируемого здания БДТ.
Пройдёт в этом году и традиционная Лаборатория молодой режиссуры, которая станет международной и будет на сей раз носить название «Товстоногов. Метод». Семь начинающих режиссёров из Америки и Европы попробуют разобрать спектакли Георгия Товстоногова и постичь его методы работы с актёрами.
– Для меня вдохновляющий пример – фотография спектакля «Идиот», который шёл на сцене БДТ в 1957–1959 годах, где друг на друга смотрят Смоктуновский и Доронина, – говорит Могучий. – Я потрясён этим взглядом, этим состоянием глубочайшего актёрского вживания в образ. Как это сделано? Теперь в нашем российском театре я подобной глубины не вижу. Зато наблюдаю это в Европе. Мне кажется, Станиславский живёт сегодня не в нашей стране.
О своих планах рассказал и приглашённый для работы в БДТ художественный руководитель театра «Практика» (Москва) Иван Вырыпаев. Он решил перенести на питерскую сцену спектакль «Пьяная», уже поставленный в Дюссельдорфе по его пьесе.
Весной 2014 года премьеру по новому роману Людмилы Улицкой «Детство 45–53: а завтра будет счастье» представит Анджей Бубень. Следом зритель увидит постановку молодого режиссёра Евгения Ибрагимова «Когда я снова стану маленьким» по Янушу Корчаку. Актёр Фёдор Лавров решил попробовать себя в роли постановщика и вскоре приступает к репетициям спектакля по роману Габриэля Гарсия Маркеса «Невероятная и печальная история о простодушной Эрендире и её бессердечной бабушке». Сценографией займётся Максим Исаев.
В конце сезона – в мае 2014-го – уже на обновлённой сцене БДТ на Фонтанке – состоится ещё одна премьера Андрея Могучего – «Что делать?» по мотивам романа Николая Чернышевского.
Параллельно с обновлением репертуара на сцене ДК им. Горького продолжают идти прежние постановки. Как уверил Андрей Могучий, «идейная реконструкция» БДТ будет происходить плавно, без надрывов и потрясений. И подчеркнул, что, несмотря на выпады критиков в его адрес как любителя механики и формального театра, для него главным и приоритетным на сцене остаётся артист, который несёт духовный посыл зрителю.