В Венеции – «выставка всего»

Корреспонденты «НВ» оценили проекты разных государств на венецианской биеннале и остались довольны павильоном нашей страны

Корреспонденты «НВ» оценили проекты разных государств на венецианской биеннале и остались довольны павильоном нашей страны

Американский павильон демонстрирует свой особый взгляд на Вселенную и дает наглядно понять, насколько хрупок наш мир и как всё в нём взаимосвязано

Наверное, нет такого города на Земле, в котором современное искусство воспринималось бы органичнее и с большим интересом, чем Венеция. Здесь, где человеческий разум и чувство прекрасного создали самый удивительный город, какой только можно представить, искусство окружает тебя с твоих первых шагов по этой земле. 

Город-приключение, город-лабиринт – Венеция в пору биеннале, которая длится несколько месяцев (в этом году она заканчивает свою работу 24 ноября), за каждым поворотом своих узких и путаных улиц хранит сюрпризы. Представительства разных стран, чтобы показать выставку искусства своих народов, заняли многочисленные палаццо.

Зазывают публику на биеннале даже на остановках вапоретто (местные автобусы-теплоходы), где можно встретить забавные надписи, сделанные будто хулиганами-граффитистами: «Это не чешский павильон!»

Однако основной массив выставок сосредоточен в парке «Жардини» и Арсенале неподалёку. Расположенные там проекты делятся на две категории – национальные павильоны (в этом году их 88, с учётом расположенных в городе) и центральные кураторские работы. Их объединяет общая тема – в этом году она носит название «Энциклопедический дворец».

Идея такого дворца, «Музея всего», действительно существовала – у итало-американского художника-самоучки Марио Аурити. В середине ХХ века он даже пытался запатентовать «изобретение», однако в этом ему было отказано, проект по причине своей утопичности осуществлён не был и оказался на свалке истории. Где его и раскопал нынешний куратор биеннале Массимилиано Джони.

Таким образом, в этом году на главной итальянской выставке можно увидеть всё – от бессмысленных фигурок, слепленных у себя дома ночью перед телевизором художником-любителем, до гигантской инсталляции из табуреток знаменитого китайского художника-диссидента Ай Вейвея, расположившейся в павильоне Германии. 

Осмотреть все проекты биеннале, представленные в городе, невозможно: их огромное количество. Поэтому самый естественный выход, к которому прибегает большинство туристов, заехавших в Венецию на пару дней, но интересующихся современным искусством, – просто пройтись по национальным павильонам в «Жардини». Эта игра-соревнование на самый интересный проект привлекает массу желающих: публика проводит в парке весь день и очень неохотно покидает его территорию вечером, под настойчивые объявления в репродукторах о закрытии.

Потанцевать под музыку из голосов посетителей и художников в павильоне Израиля, услышать в абсолютной тишине стук собственного сердца в павильоне Кореи, удивиться горам мусора из разных материалов в павильоне Испании и даже выпить чаю в британском павильоне – всё это можно сделать на биеннале в этом году. 

Неожиданно и приятно, но в этом году российский павильон в первые три месяца работы стал одним из самых популярных. Художник Вадим Захаров придумал для посетителей – точнее, для посетительниц – квест: на входе каждая девушка получает зонтик, который защищает её от сыплющихся из-под потолка монет. Под этим золотым дождём посетительница должна собрать некоторое количество монет и потом высыпать их в ведро. Одну при этом разрешается оставить себе на память. Конечно, это не настоящие деньги – для экспозиции было отчеканено 200 тысяч монет с надписью «Даная» и девизом: «Доверие, единство, свобода, любовь». Для меркантильных сделана приписка: «Художник гарантирует ценность своей честью».

Идея инсталляции Вадима Захарова была в том, чтобы воплотить в современном прочтении миф о Данае. Художник постарался рассказать о пороках современного мира, клеймя его за жадность, фальшь, цинизм, воровство, ненависть и глупость. По мнению авторов российского павильона, их проект призывает мир становиться лучше. И начать это делать прямо сейчас.

Алина Циопа, Венеция – Петербург. Фото Ильи Снопченко

 

между тем…

«Мостра» началась в 3D

Параллельно биеннале в Венеции в эти дни проходит юбилейный Венецианский кинофестиваль.

Строго говоря, нумерация этого престижного кинофорума должна отсчитываться с далёкого уже 1932 года, когда на острове Лидо впервые собрались деятели кино разных стран, чтобы учредить этот праздник десятой музы. Он знал разные периоды в своей истории. Во времена Муссолини кинофестиваль становился витриной официальной культуры Италии. Более того, даже в годы Второй мировой войны он проводился до тех пор, пока в страну не вошли войска союзников.

В Венеции любят смотреть кино, здесь любят его снимать. Любой местный житель с ходу перечислит те фильмы, действие которых происходит с видом на собор Святого Марка. Из известных в России назовём ленты таких разных режиссёров, как Федерико Феллини («Казанова»), Лукино Висконти («Смерть в Венеции»), Энтони Мингелла («Талантливый мистер Рипли»), Тинто Брасс, Отар Иоселиани. В Венеции оказалась и героиня Инны Чуриковой в мелодраме «Плащ Казановы». А про то, сколько раз в Венеции снимали фильмы про местных дожей и Казанову, не скажет точно, наверное, даже самый компетентный кинокритик. Гонялся по местным каналам и суперагент 007 Джеймс Бонд, причём в разных фильмах.

Нынешний кинофорум несёт на себе все черты юбилейного мероприятия. Всего на смотре будут продемонстрированы 3470 фильмов, среди которых 1534 полнометражных и 1936 короткометражных. Также в этом году здесь состоятся 52 мировые премьеры тех или иных работ.

Открытие было шумным и помпезным. Впервые в истории «Мостры» программу начинала лента, снятая в технологии 3D. Это была фантастическая драма Альфонсо Куарона. В ней главные роли сыграли Джордж Клуни и Сандра Баллок. И если в фильме они на экране появляются в основном в скафандрах, то на гала-премьере обе звезды прибыли на гондолах в традиционных вечерних нарядах. Естественно, что традиционной красной дорожки, ведущей в зал, как и криков восторженной толпы поклонников, им было не миновать.

Юбилейный Венецианский кинофестиваль «вспоминает» свою долгую яркую, а порою и непростую историю (были годы, когда он не проводился, причём уже в послевоенное время; случалось, на нём и вовсе не присуждали призов). Для этого был организован показ тех фильмов, которые в разные периоды «Мостры» ярко заявили о себе. Программа называется «Венецианская классика». И в неё включена отреставрированная картина Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин». Заметим, что наше кино всегда благосклонно встречали на старейшем кинофоруме мира. В разные годы из Венеции увозили с собою главные призы и Андрей Тарковский, и Никита Михалков, и Андрей Звягинцев, и Александр Сокуров. Нынче Россию на «Мостре» представляет петербургская актриса Ксения Раппопорт, которую в Италии знают и любят. Ксения являестя членом жюри одной из конкурсных программ, которая называется «Горизонты».

Что же касается основного конкурса, то свой вердикт главное жюри вынесет под председательством живого классика итальянского и мирового кино Бернардо Бертолуччи. Несмотря на своё пошатнувшееся здоровье, он полон энтузиазма, хотя и известен своими оригинальными взглядами на ситуацию соревнования в искусстве. Бертолуччи нынче возглавляет жюри фестиваля уже в третий раз за свою славную карьеру кинематографиста. Выбор будет непростой, ибо в главную программу отборщиками были приглашены самые свежие работы многих известных кинематографистов.

Зрители уже увидели мировые премьеры картин Терри Гиллиама («Теорема Зерро») и Стивена Фриэрза («Филомена»). Кинокритики отметили не только традиционный высокий для венецианских премьер уровень проблем, затронутых в лентах обоих англичан. Обе они связаны с вопросами религии и её места в жизни отдельного человека. А ещё публику ждут фильмы Джанни Амелио («Неустрашимый»), Хаяо Миадзаки («Ветер крепчает»), Амоса Гитая («Ана Арабиа»), Филиппа Гареля («Ревность»). Участвует в конкурсе и режиссёрский дебют американского актёра Джеймса Франко «Дитя божье».

Обладателя Гран-при фестиваля – «Золотого льва Святого Марка» (символа Венеции) – жюри назовёт 7 сентября. Однако уже сейчас известен обладетель почётного «Золотого льва», которого вручают в знак признания заслуг того или иного деятеля кино. На нынешней «Мостре» эту награду получил американский режиссёр Уильям Фридкин. По этому поводу публика увидит его отреставрированную ленту «Колдун», которую сам лауреат считает лучшей в своей творческой биографии.

Праздник мирового кино в Венеции в разгаре. Публика, кинокритики, букмекеры – все строят свои прогнозы и делают ставки, но явного фаворита пока не просматривается. Однако это вовсе не означает, что победить может «тёмная лошадка». «Мостра», как и любой солидный фестиваль, любит открывать новые имена. Скоро, очень скоро мы узнаем, кто из его участников увезёт с собою из этого прекрасного города не только воспоминания, но и награды.

Сергей Ильченко, искусствовед

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.