«Реклама должна быть согласована»

Главный художник Петербурга планирует гармонизировать городскую среду и найти способ размещения рекламы без ущерба историческим фасадам

 

Главный художник Петербурга планирует гармонизировать городскую среду и найти способ размещения рекламы без ущерба историческим фасадам

Вчера в комитете по градостроительству и архитектуре представили главного художника Петербурга Александра Петрова. Событие значимое, ведь город был лишён этой должности с 2009 года. Кандидатуру Петрова, одобренную тремя творческими петербургскими союзами – архитекторов, дизайнеров и художников, – уже согласовали КГА и Георгий Полтавченко. По сути, вчера у журналистов была первая и… последняя возможность познакомиться с главным художником города лично. Официально к своим обязанностям он приступит не ранее ноября. Пока же Александр Петров подробно распространяться о своих планах и давать интервью не готов – всё это время он намерен «знакомиться с текущей ситуацией».

В начале встречи председатель КГА Олег Рыбин очертил непростой круг обязанностей новоявленного главного художника. По словам чиновника, Александру Петрову предстоит отвечать за ландшафтную архитектуру, колористику фасадов, регламенты главных магистралей города, в том числе Невского проспекта, монументально-декоративное искусство, рекламу в историческом центре. К слову, последний вопрос главный художник города должен будет курировать наиболее тщательно.

Говоря «пару слов» о себе, главный художник подчеркнул, что его жизнь всецело связана с Петербургом.

– Я родился в Ленинграде в 1955 году, учился в школе с табличкой: «Эта сторона улицы наиболее опасна при артобстреле», – поделился Александр Петров. – С детства я сросся с Ленинградом, ныне Петербургом, жил на углу Мойки и Невского. В восемь лет начал самостоятельно посещать Эрмитаж. Интерес мой был к этому неслучаен – мне очень нравилось искусство. Мой первый юношеский опыт выбора профессии был неточен. Я попал в армию и, уже неся службу, понял, чего хочу на самом деле. В Мухинское училище поступил не с первого раза, но был ужасно счастлив, когда его окончил и осознал, что нашёл свою профессию. Проработав в нескольких учреждениях, я пришёл в ВиПС (конструкторское бюро высотных и подземных сооружений. – Прим. авт.), затем перешёл в региональный центр делового сотрудничества.

Также Александр Петров развеял слухи о том, что имеет какое-то отношение к Мариинке-2 и стадиону «Зенит».

– Эти слухи несостоятельны, – ухмыльнулся художник, – эти объекты делала фирма, где я работал, но я их не проектировал.

Называя свои последние архитектурные проекты, Александр Петров перечислил Большой зал Санкт-Петербургской консерватории и Центр современного искусства имени Сергея Курёхина, в которых планируется реконструкция. Назвать же свои дизайнерские проекты в Петербурге главный художник затруднился:

– Это были небольшие объекты городской среды, к тому же за свою деятельность я сделал более сотни проектов, поэтому многие не помню.

О своих планах на новом посту Александр Петров высказался сдержанно:

– Мне кажется, любой профессионал, прежде чем что-то делать, сначала как следует подумает и сосредоточится, – пояснил он. – Вот и мне предстоит ознакомиться с текущей ситуацией и затем предпринимать обдуманные шаги. Городская среда – большой и сложный организм, и делать какие-то скоропалительные движения неправильно. Поэтому сначала нужно ознакомиться, осмыслить и только тогда приступать к делу, чтобы не навредить.

И всё же, как выяснила корреспондент «НВ», в первую очередь главный художник планирует приступить к «гармонизации среды».

– В городской среде всем должно быть удобно и комфортно, – считает он, – гостям, жителям, бизнесу. Всё это проявляется в различных объектах – рекламе, дорогах и зелёных насаждениях, малых архитектурных формах. Из этих взаимосвязанных элементов нельзя вычленить что-то одно, поэтому придётся заниматься всем вместе и сразу.

Говоря о городской среде, главный художник признался, что его смущает хаотичное размещение рекламных стендов и вывесок.

– Если честно, то неприятно видеть гранитный фасад весь высверленный, как «термитами», на котором висит реклама, – признался художник. – Эта реклама снимается, потом в фасаде сверлятся новые дыры и вешается новая реклама, а старая остаётся. Иногда смотрю и думаю: «Когда эта конструкция упадёт?» Нужно найти техническое решение, чтобы размещать вывески и рекламу, не повреждая фасадов. Кроме того, все рекламоносители должны быть согласованы, а при размещении рекламы нужно следовать существующим законам и правилам. Также стоит выступать с законодательной инициативой, чтобы эти законы совершенствовать и корректировать.

 

справка «нв»

Александр Петров родился в 1955 году в Ленинграде, окончил школу в 1972 году. В 1973–1975 годах служил в армии. В 1982 году поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной на факультет промышленного искусства. После окончания в течение 10 лет работал в научно-исследовательском секторе ЛВХПУ  имени В.И. Мухиной, занимаясь разработкой орбитальных и наземных аэрокосмических программ. Александр Петров – заслуженный художник России, неоднократный победитель российских и международных конкурсов, принял участие в 16 международных конкурсах. В 1992 году совместно с Александрой Беляновой получил Гран-при на международном конкурсе дизайна в Нагое за проект главной площади города-спутника Нагои Окадзаки; в 2000 году на международном конкурсе в Осаке получил золотой приз за проект «Танкер Altfuel». Обладатель 10 патентов на изобретения и полезные модели, в том числе «Автономного уличного светильника», «Движителя», «Концентратора солнечной энергии», «Водного энергетического комплекса».

 

мнения

Иван Уралов, бывший главный художник города (1994–2005), завкафедрой изобразительного искусства факультета искусств СПбГУ:

– На пост главного художника приходит дизайнер, архитектор, что вполне соответствует духу времени. Александр Петров – седьмой в шеренге известных главных художников города, и это немаловажно. Говоря об обязанностях главного художника, я считаю, что одна из важных и трудных его задач – упорядочить рекламу в центре города. Мне кажется, что закон и регламент рекламы важны для Петербурга. Главные художники приходят и уходят, но до сих пор не удавалось создать ясную систему, которая независимо от личности главного художника работала бы сама по себе. В своё время мы создали целую систему регламентов и правил работы с фасадами при размещении рекламы, но, к сожалению, все они носили рекомендательный характер. Если руководство КГА сможет их доработать и создать условия, при которых они станут обязательными, то это будет «золотой заслугой» нынешнего руководства комитета и главного художника в частности. Но, думаю, этого не будет. Почему? Да потому, что эти регламенты затрагивают интересы и возможности многих. Но создание единого регламента размещения рекламы, который бы работал в жизни, сегодня одна из важных и трудных задач главного художника.

Альберт Чаркин, председатель правления Санкт-Петербургского союза художников:

– Я мало знаком с Александром Петровым, но его творческий путь и рекомендации коллег убедили меня в том, что его кандидатура достойна этого поста. Но, конечно, впереди у Петрова уникальная и сложная работа как главного художника России, потому что Петербург – олицетворение лучшей части творческой жизни России, поэтому ему должно быть свойственно разумное и взвешенное принятие решений. Я желаю Александру мужества, потому что ему придётся работать в сложные времена.

Олег Романов, президент Санкт-Петербургского союза архитекторов:

– Александр Глебович мне хорошо известен как человек творческий и давно работающий в сфере искусства. Я считаю, что Петров удивительно точно подходит на эту должность – он сочетает в себе качества не только художника, поскольку закончил Мухинское училище и по образованию художник, но и архитектора. Я хорошо знаком с его архитектурными работами, они отличаются оригинальным подходом и интересным и неожиданным решением. Я считаю, что его персона – очень удачный выбор на этот пост. И сочетание «архитектурного» и «художественного» в нём будет очень полезно на этом тяжёлом поприще. И ещё немаловажно, что теперь всё встанет на свои места и комитет по печати не станет больше заниматься вопросом размещения рекламы – это дело главного художника.

Александр Тимофеев, председатель правления Санкт-Петербургского союза дизайнеров:

– Александр Петров является блестящим разносторонним специалистом. Нам, как никому, довелось наблюдать за восхождением Александра, за его победами на международных престижных конкурсах. Он является нашим общим кандидатом от всех творческих союзов. Но в то же время тревожит, что мы его отправляем как космонавта в космос. Его ждёт много неизвестного –  и как он справится со всеми трудностями? Мы ему желаем стать полноправным членом команды КГА, думаю, это у него получится, ведь он очень ответственный человек.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.