Большая перемена

Сборная России обыграла израильтян и вышла на первое место в отборочной группе, сместив лидировавшую до этого Португалию

 

Сборная России обыграла израильтян и вышла на первое место в отборочной группе, сместив лидировавшую до этого Португалию

По какой-то неведомой причине накануне матча сборных почти все журналисты были уверены, что «Петровский», пришедший посмотреть на игру национальной команды, по составу будет мало отличаться от того стадиона, что болеет за «Зенит». Задавали вопросы то Игорю Денисову, мол, не опасается ли он провокаций со стороны «виража», то Фабио Капелло, мол, знает ли он, насколько принципиальной будет игра для капитана его команды. Главный тренер даже специально призвал болельщиков, раскупивших все билеты на стадион, именно поддержать сборную, а Денисов всячески подчёркивал, что будет играть за сборную, а потому клубные предпочтения должны быть забыты.

В результате все дули на воду – кроме хорового пения «Неба славян», скандирования «Русские, вперёд!» и «Православные», а также попытки выгнать с трибуны полицию лозунгом «Футбол для фанатов», вираж «Петровского» на матче сборной мало был похож на тот, что приходит на «Зенит». То ли «аборигенов» среди обитателей этих секторов оказалось мало – билеты-то продавало Всероссийское общество болельщиков, а значит, среди их обладателей оказались и москвичи, и представители других городов. Да и полицейские, сменившие на трибунах стюардов, обеспечивающих порядок на играх чемпионата России, очень быстро навели порядок на фанатском вираже, погасив в зародыше все проявления агрессии.

Без давления фанатов, не терпящих «неправильной» поддержки команды, центральные трибуны вдоволь насладились атмосферой дышащего в унисон футбольного стадиона. Перед началом матча по трибунам пошла знаменитая «волна», когда зрители поочерёдно вскидывают руки вверх, а затем стадион то вздыхал, то аплодировал, то скандировал имя Александра Кержакова, несколько раз опасно бившего по воротам, но так и не сумевшего забить гол. Среди приехавших в этот день в Петербург поклонников футбола оказалось много детей, в том числе и двое младших Семаков – их вели ко входу на трибуну под восторженные возгласы болельщиков сам Сергей Богданович и пытавшийся замаскироваться огромными очками от солнца Лучано Спаллетти. Маскировка не удалась – Лучано узнавали и приветствовали.

«Несыгранность» трибун, где явно было мало завсегдатаев «Петровского», слегка скомкала начало: не все зрители знали, что диктор объявляет только имена футболистов – фамилии дружно скандирует стадион. Пришлось знаменитому «голосу «Петровского» Константину Анисимову самому представлять игроков сборной России. И лишь однажды за всю игру трибуны проявили единодушие, дружно прокричав фамилию вышедшего на замену Владимира Быстрова. Больше такой чести – услышать своё имя в исполнении многотысячной аудитории – почему-то не заслужил никто, в том числе и авторы голов в ворота сборной Израиля Василий Березуцкий, Александр Кокорин и Денис Глушаков.

После матча те, кто бывал на «Петровском» ещё в начале 2000-х, могли наблюдать ностальгическую картинку – на беговые дорожки стадиона спустился министр спорта Виталий Мутко и привычным маршрутом (в бытность президентом «Зенита» Виталий Леонтьевич это делал после каждого домашнего матча) направился в раздевалки футболистов.

– Да, Виталий Леонтьевич заходил к нам, – подтвердил Александр Самедов. – Ничего особенного не говорил, просто поздравил с победой.

«Ничего особенного» в исполнении Виталия Мутко растянулось минут на 30 – именно столько из раздевалки сборной России никто не выходил в микст-зону, где томились в ожидании героев вечера журналисты. Но вот поздравления министра отзвучали, и для прессы началось настоящее пиршество – успевай только вопросы задавать.

– В Казани и в Петербурге сборную очень здорово поддерживали! Огромное всем спасибо! Чувствовалось единение болельщиков с командой, – это первые эмоции Александра Кержакова.

– Вася перехватил, прошёл, отдал мне, а я ему вернул мяч. Там ещё рикошет небольшой был, но передача прошла. Хорошо к нему прилетело, он мастерски забил, – это Роман Широков рассказывает, как Василий Березуцкий забивал первый гол.

– Приятно быть капитаном сборной, – это опять Рома, но уже о том, что весь второй тайм отыграл в повязке капитана.

– В первом тайме мы чуть не уснули на скамейке. Габулов даже пошутил, что болельщики сорвали горло, потому ничего и не кричали. Слабо, если честно, – а это уже впечатление Дениса Глушакова, вышедшего на поле только во втором тайме.

– Ну а что ещё может сказать спартаковец о «Петровском»? – усмехались петербургские журналисты, уязвлённые такой оценкой самого, по нашему питерскому счёту, лучшего стадиона страны.

– Атмосфера здесь всегда отличная, – не соглашался с бывшим партнёром по «Локомотиву» Александр Самедов. – Сюда приятно приезжать даже на матчи чемпионата России, а уж со сборной, когда стадион болеет за тебя, – тем более!

Расходились зрители неохотно, хотя время было позднее и многим предстояла долгая дорога домой. Кто-то ждал возможности взять автограф у футболистов, кто-то рассказывал друзьям, как увидел пробирающегося сквозь толпу и куда-то сильно торопившегося Виктора Файзулина (зенитовцам, в отличие от других футболистов сборной, не нужно было улетать в Москву), кто-то пытался надышаться воздухом футбольного праздника, который не так часто приходит в тот же Новгород или Псков. Да и когда ещё сборная сыграет в Петербурге? И всё же ближе к десяти вечера «Петровский» опустел и затих в ожидании теперь уже «Зенита». Он сыграет здесь в субботу.

 

компетентно

«До Бразилии теперь рукой подать»

Алексей Игонин, экс-полузащитник «Зенита» и сборной России:

– Первый тайм матча с командой Израиля вовсе не предвещал лёгкой победы, но во втором наша сборная здорово преобразилась. Полагаю, дело в заменах и перестановках, которые Фабио Капелло произвёл в перерыве. Итальянец посмотрел на соперника, на то, как развивается игра, и понял, что держать в таком матче четырёх защитников и настроенного только на разрушение Игоря Денисова – слишком большая роскошь, поскольку разрушать-то было нечего. Формально на его позицию вышел Денис Глушаков, но это всё-таки разные футболисты, спартаковец больше настроен на игру вперёд, на обостряющие, а не поперечные передачи. То же касается и Алана Дзагоева, заменившего Виктора Файзулина: с появлением армейца в атаке стало больше обводок и каких-то интересных, рискованных действий.

Во втором тайме на поле «Петровского» остались всего двое зенитовцев – Роман Широков и Александр Кержаков. Похоже, что петербургский клуб начинает утрачивать своё влияние в сборной. Это естественный и даже позитивный процесс: значит, в российском футболе появляются новые имена, а старая плеяда, составлявшая костяк главной команды страны, постепенно сходит со сцены.

Александр Кокорин забил три мяча в двух матчах сборной и, наверное, заслужил право называться лучшим российским нападающим на сегодня. Признаюсь, не очень внимательно слежу за его карьерой в клубах, которые он меняет довольно часто, но в национальной команде динамовец проявляет себя действительно ярко, радуя прежде всего высокой эффективностью, хорошей реализацией голевых моментов.

До выхода на чемпионат мира в Бразилию сборной России теперь рукой подать, но расслабляться всё равно рано. В матче с Израилем, например, пропущенный на последних минутах гол ощутимо смазал впечатление от хорошей игры. То же самое, кстати, было и во встрече с Люксембургом. То есть какие-то проблемы в обороне у нашей сборной есть, и проявляются они вне зависимости от уровня соперника. Оставшиеся матчи с Люксембургом и Азербайджаном гостевые, а это всегда непросто. Так что через месяц подопечным Капелло снова предстоит сыграть на максимуме возможностей и доказать своё право на первое место в группе.

Записал Дмитрий Иванов

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.