Театр с пятью «не»

Негосударственный, некоммерческий, нерепертуарный, независимый, не имеющий своего помещения – так можно охарактеризовать маленькие театры, которые живут и выживают в культурной столице

Негосударственный, некоммерческий, нерепертуарный, независимый, не имеющий своего помещения – так можно охарактеризовать маленькие театры, которые живут и выживают в культурной столице

Количество театров в Петербурге давно перевалило за сто. И у каждого храма искусства свой статус и своя публика, порой весьма специфическая. Есть государственные – такие, как федеральные столпы вроде Александринского или Малого драматического; есть театры городского подчинения и областного, например Театр на Васильевском, «На Литейном», «Комедианты». А есть и негосударственные. Последние почти всегда создаются энтузиастами, и судьба их непредсказуема. Но с уверенностью можно сказать, что от них произошли многие ныне популярные и крепко стоящие на творческих ногах казённые театры. Корреспонденты «НВ» задались вопросом, как живут и выживают негосударственные театры Петербурга, – и нашли ответ в «Классическом театре» и «Страннике».

театр-лаборатория

«Но мы ведь живы!»

«Классический театр» Людмилы Мартыновой – негосударственный, некоммерческий, нерепертуарный, независимый, не имеющий своего помещения, а в качестве репетиционной площадки использующий жилую площадь своего руководителя.

– Какое счастье, что мне наконец удалось купить стол, за который одновременно садятся шестнадцать человек! – смеётся она.

Что ещё? Театр, разрушающий традиционные формы и не оправдывающий привычных ожиданий: сцены нет, декораций и реквизита нет, есть подлинные интерьеры и настоящая мебель, а зритель во время представления находится в двух шагах от артистов. Получается, что он видит лица крупным планом, как в кино, а это особенные ощущения. Вот что отличает «Классический театр» Людмилы Мартыновой от других. Это театр-лаборатория, выпускающий спектакли не с конвейера, а производящий редкий штучный товар, хенд-мейд.

– На одной оси – метод Станиславского, на другой – постановочные открытия Ежи Гротовского, вот на этом перекрёстке мы и существуем, – говорит художественный руководитель, она же режиссёр, директор, завлит, костюмер, кассир, администратор и пресс-атташе театра.

Подумаешь, скажут некоторые. Собрались несколько человек, ставят экспериментальные спектакли, больше для собственного удовольствия, чем для широкой публики. Имеют ли такие театры право на существование? На поддержку государства?

На этот вопрос Людмила Николаевна отвечает так:

– Раз такие театры есть, значит, они нужны. Я думаю, что мы доказали это хотя бы тем, что заканчиваем двадцать третий сезон. У нас есть свой зритель. Однажды по телефону я стала долго и нудно объяснять, где мы собираемся, чтобы всем вместе попасть на мансарду, где мы играем спектакль по произведениям Достоевского… И вдруг слышу: «Я всё знаю, я ведь приду на «Смешного» в десятый раз!»

И это при том, что специально рекламой никто не занимается. О времени и месте каждого спектакля сообщается в социальных сетях и по сарафанному радио, которое, как оказывается, не обманешь: оно мгновенно разносит информацию о том, что стоит смотреть, а что нет. И кстати, недавно спектакль «Смешной» был сыгран в 950-й раз!

На премьеры «Классического театра» приезжают из других городов. Зрители пишут благодарственные письма, а один из них, вдохновлённый всё тем же спектаклем «Смешной», написал целую книгу – «Театр и несть ему конца». Автор – Борис Майзель. На гастролях в Бостоне (США), куда «Классический театр» привёз свою версию «Трёх сестёр», каждый спектакль заканчивался тем, что зал вставал. Каждая премьера театра становится событием и ожидается с нетерпением, но…

Новых постановок совсем-совсем мало. Всего в репертуаре пять спектаклей, несколько творческих и концертных вечеров.

– Что говорить о премьерах, когда мы даже не можем показать те спектакли, которые есть. И, конечно, мы могли бы выпускать по несколько премьер в год: у труппы большой потенциал, у нас заняты блестящие, очень талантливые актёры. Были бы средства.

«Классический театр» не получает – опять та же частица «не»! – никакой финансовой поддержки ни из городского бюджета, ни от спонсоров. И существует только на деньги, полученные от продажи билетов, стоимость одного – 500–600 рублей. На спектаклях «Три сестры» и «Среди миров» зрителей собирается до 90 человек, на «Смешном» с Леонидом Мозговым в главной роли – двадцать. Свободные места бывают редко, в театре – аншлаги, но, понятно, гонорары совсем небольшие.

Из чего можно сделать вывод, что деньги – это последнее, что побуждает известных артистов играть в «Классическом театре». Значит, есть что-то помимо денег, из-за чего они ради нескольких десятков зрителей тратят своё время и силы. Хотя зрительская любовь – такая же, как и в «больших» театрах. Она не зависит от величины зала.

Театр возник в 1990 году из мечты Людмилы Мартыновой, режиссёра, ученицы Георгия Товстоногова и Розы Сироты, театрального педагога и искусствоведа, и необъяснимого стремления её учеников, защитивших дипломы, не расставаться с учителем. И ещё из их любви к русской классике. С таким нехитрым багажом этот корабль, вернее, небольшое судёнышко пустилось в море непростых штормовых 1990-х годов. Было время, когда казалось, что всё, надо расставаться, нет денег и перспектив не вырисовывается. Но всякий раз буквально из ничего возникала помощь, и труппа продолжала существовать. Заручившись поддержкой известных людей, Людмила Николаевна писала бумаги в разные инстанции Но скоро бумаги перестали влезать в ящик письменного стола.

– Однажды я появилась в одном солидном кабинете и попросила помощи, – вспоминает Людмила Мартынова. – Дама, которая тогда отвечала за негосударственные театры, сказала фразу, которую я помню до сих пор: «Людмила Николаевна, миленькая, ну кто-то же должен помирать?!» Среди театров такой же жестокий естественный отбор, как в природе. И я поняла, что просить бесполезно. Я как-то не очень умею это делать… Но мы ведь живы!

 

православный театр

«Не опускайтесь до слащавости»

Сначала были радиоспектакли. Первый из них появился в эфире Православного радио Санкт-Петербурга в 2004 году. За последующие три с лишним года было создано ещё около двух десятков спектаклей. Профессионалы и радиослушатели признали проект интересным и нужным. А актёры, участвовавшие в постановках, – среди них были Иван Краско, Пётр Вельяминов, Николай Трофимов, Александр Лыков, Дмитрий Быковский – подходили к режиссёру Владимиру Уварову и то ли советовали, то ли спрашивали: мол, не пора ли браться за создание нормального «живого» театра…

В апреле 2007 года в мансарде, расположенной над храмом Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (храм находится на территории завода АТИ), состоялась первая премьера Петербургского православного драматического театра «Странник» – зрителям показали «Раскольникова». И сразу же этот спектакль получил диплом за режиссуру на Театральном пасхальном фестивале, организованном Александро-Невской лаврой. Позже был поставлен гоголевский «Портрет», инсценированы сказки для детей «Аленький цветочек» и «Волк в мешке». Петербургский писатель Дмитрий Орехов написал для «Странника» пьесы «Свидетель» и «Профессор держит слово», Людмила Разумовская сделала инсценировку своего известного романа «Русский остаток». Нынешний, седьмой сезон театр заканчивал двумя премьерами – «Бал. Бесы» и «Бредущие во тьме». Первая из них – драматическая инсценировка знаменитого романа Достоевского, вторая – инсценировка произведений Мориса Метерлинка.

После знакомства с репертуаром «Странника», состоящим из произведений вполне светского характера и сопоставимым с репертуаром любого другого драматического театра, невольно возникает вопрос: почему православный? Чем он от других отличается?

– К окончательному решению нас подтолкнул Андрей Толубеев, – говорит директор, художественный руководитель «Странника» Владимир Уваров. – В своё время в одном из интервью он сказал, что неплохо бы в городе создать православный театр. А мы как раз тогда думали, спорили о том, каким должен быть наш театр. Так вышло, что Андрей Толубеев, сам того не ведая, помог нам. Его высказывание совпало с нашими желаниями… Тогда же, помимо прочего, решили ввести в название театра слово «православный». Нам хотелось, чтобы зрители с самого начала понимали: у нас не будет чернухи, нецензурщины, сальных двусмысленностей. Впрочем, дело, конечно, не в названии. Когда мы берёмся за постановку какого-либо произведения – классического или современного, – мы стараемся выявить его христианскую сущность. Это главное. Мы – за утверждение на сцене православной нравственности.

– Для театра заявить высокие и благородные цели – это, наверное, немало, – говорю худруку «Странника», – но, согласитесь, свою состоятельность он должен доказывать на сцене, не так ли?

– Тут не о чем и спорить. Я, например, хорошо помню одну из встреч с Николаем Бурляевым на фестивале «Витязь». Он мне тогда сказал: «Только не опускайтесь до слащавости, до неправды. Знаете, когда на сцене все такие хорошие, правильные слова говорят… Тут же – и свечечки, и иконочки…» 

Ещё в те времена, когда Владимир Уваров размышлял о том, каким должен быть новый театр, он решил: «Будет антреприза». Но прошедшие годы внесли коррективы. Постепенно, можно сказать, естественным путём вокруг «Странника» образовалась группа актёров, которые были постоянно заняты в репетициях, спектаклях. Сегодня это полноценная театральная труппа, состоящая из четырёх десятков профессионалов – разных возрастов, разных биографий. О каждом из них можно было бы рассказать много любопытного, но люди, мало осведомлённые о работе театра, прежде всего спрашивают Владимира Уварова: «Все ваши актёры верующие? Вы только верующих берёте?» Худрук терпеливо отвечает на эти простодушные вопросы:

– Мы всё же приглашаем человека участвовать не в храмовом действе, а в театральном, – говорит он. – Не все у нас воцерковлённые, есть и такие, кто только ищет дорогу к храму. И, конечно, строгого отбора нет. Просто атеист сам не придёт к нам, а придёт – так долго не выдержит. Ему будет просто неинтересно. А если останется, то он к тому времени не будет уже атеистом.

Не зря, конечно, появляются «простодушные» вопросы. Ведь «Странник» – первый в Петербурге православный драматический театр. А к новому всегда относятся как минимум с настороженностью. Легко ведь представить такую ситуацию, когда атеист, услышав о православном драмтеатре, откажется от его посещения, решив, что вместо спектакля ему предложат проповедь. А верующие люди – немалая часть из них – к любому театру относятся с опаской, не всякий пойдёт даже в православный.

Профессионалы, работающие в «Страннике», хорошо понимают своеобразие и сложность положения, опыт прошедших лет подсказывает, что и впереди их ждут немалые трудности. Но что с того – театр-то состоялся! Репертуарный театр. Он создаёт новые спектакли – за семь лет выпущено 11 премьер, он гастролирует, участвует в международных фестивалях… А трудности? Так никто «Страннику» лёгкого пути и не обещал.

 

мнение

«Рутина убивает театр…»

Александр Баргман, художественный руководитель «Такого театра»:

– Последняя наша премьера – спектакль «Тестостерон», пьеса о самовлюблённых мужиках, глупцах, эгоистах, которые почему-то корень зла ищут не в себе. А в целом, конечно, получилась пьеса о любви.

Вы спрашиваете, будет ли у «Такого театра» когда-нибудь собственная площадка? К сожалению, жизнь пока никак не двигается в этом направлении. К сожалению, а может, к счастью. С одной стороны, нам хочется иметь собственную сцену. А с другой стороны, это палка о двух концах. «Такой театр» – это странная организация… Воздушная. Я сам фрилансер, работаю на разных площадках, и мне такая система ближе и понятнее. У нас работают артисты из разных театров, и я не уверен, что если у нас появится своя сцена, то мы творчески выиграем. На репетициях у нас замечательная живая атмосфера. Только в радости и в юморе, в кайфе от компании разнополярных людей рождается хороший спектакль. И не обязательно это будет комедия! Это может быть история с печальным концом, главное, чтобы все мы, те, кто над спектаклем работает, существовали на одной волне. Это очень-очень важно. А если в «Такой театр» артисты будут приходить на работу, как в нормальном театре? Не знаю, не знаю… Я боюсь рутины, рутина театр убивает.

 

компетентно

«Мы стараемся, чтобы субсидии получали самые достойные»

Борис Илларионов, первый заместитель председателя комитета по культуре:

– Сколько в Петербурге негосударственных театров? Точную цифру назвать сложно. Одни коллективы рождаются, другие умирают. Но тех, кто работает в Петербурге давно, создаёт интересные спектакли, мы знаем. Таких коллективов больше сорока – это важная и неотъемлемая часть культурного пространства Петербурга, неиссякаемый источник новых имён и идей. И, кстати, наш город – единственный российский регион, в котором поддержка негосударственных театров осуществляется систематически, а в городском бюджете на это предусмотрена отдельная целевая статья. Такого больше нигде нет – ни в Москве, ни в краевых и областных центрах. Закон, в котором прописаны все эти вещи, появился пять лет назад благодаря Василию Панкратову, который тогда был заместителем председателя комитета по культуре. Сначала на эти цели выделялось 10 миллионов рублей, в этом году поддержку получили сорок коллективов. Общая сумма их финансирования – 35 628 тысяч рублей. Город помог театрам «Остров», «Особняк», «За Чёрной речкой», «Лицедеи», «Комик-трест», «Камерному театру Малышицкого», Интерьерному театру… Инженерный театр «АХЕ» на деньги города поставит новый спектакль «Архив Макарии», Театр пластики рук Hand Made готовит премьеру «Почему я не летаю?», интеграционный театр «Куклы» получил субсидию для подготовки спектакля «Та самая сказка» по произведениям Андерсена, а «Такой театр» поставил «Тестостерон».

В том, что негосударственные театры не первый год получают престижные награды и премии, есть и заслуга города. Театр «Кукольный формат», например, был четырежды номинирован на «Золотую маску», режиссёрская лаборатория «ON театр» – лауреат Молодёжной премии правительства Санкт-Петербурга, «Этюд-театр» получил премию «Прорыв»…

Конечно, денег на все коллективы не хватает, это понятно. Но мы стараемся, чтобы субсидии получали самые достойные. У нас есть конкурсные процедуры, мы принимаем заявки, и последнее слово остаётся за экспертным советом, в который входят профессионалы, люди, которые хорошо знают театральную жизнь города.

 

справка «нв»

Театр «Суббота» родился благодаря Юрию Смирнову-Несвицкому ещё в 1969 году. Побывав на своём веку и театром-клубом, и театром-студией, он дал театральному искусству Анжелику Неволину, Семёна Спивака, Константина Хабенского и многих других мастеров, но стал государственным лишь в 1994 году. Ныне смело экспериментирующий над драматургией и зрителем «Приют комедианта» основан как поэтический монотеатр в 1987-м актёром Юрием Томошевским, а госстатус получил только в 1992-м. А вот «Антреприза имени Андрея Миронова», основанная Рудольфом Фурмановым, даже не желает становиться государственной.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.