«Фильмы, не отпугивающие зрителя»
Второй Санкт-Петербургский международный кинофестиваль, открывшийся американской картиной о создателе модной IT-продукции «Джобс. Империя соблазна», заявил о себе как о качественном форуме. Подтверждение тому – полные залы и горячие обсуждения фильмов
Второй Санкт-Петербургский международный кинофестиваль, открывшийся американской картиной о создателе модной IT-продукции «Джобс. Империя соблазна», заявил о себе как о качественном форуме. Подтверждение тому – полные залы и горячие обсуждения фильмов.
По красной ковровой дорожке, расстеленной на Малой Садовой улице, в Театр Комедии на торжественное открытие продефилировали деятели кино, среди которых – Борис Хлебников, Артемий Троицкий, Сергей Бодров-старший, Анастасия Мельникова, Сергей Мигицко, Борис Смолкин, Анвар Либабов, Татьяна Москвина, Александр Половцев.
Не обошлось без разочарований: обещанный приезд знаменитого Оливера Стоуна, создателя «Взвода» и «Прирождённых убийц», не состоялся – у режиссёра тяжело заболела мама, которой 91 год, и он решил не покидать её надолго. Также по состоянию здоровья не приедет Авдотья Смирнова.
Несмотря на неудачи на старте, шоу продолжается: фестиваль приготовил 93 фильма, включая ретроспективы, кино северных стран, грузинскую программу, шедевры из коллекции «Ленфильма», детскую программу и целую серию кинорассказов о футболе.
Первый же фильм конкурсной программы «Водоворот» сербского режиссёра Бояна Вука Косовчевича, объединивший в себе три непростые человеческие истории, вызвал весьма острую реакцию петербургских зрителей. По сюжету руководителя группировки скинхедов, главаря преступного клана и художника, побывавшего на войне, затягивает воронка жизненных обстоятельств, и чтобы выйти победителем, нужно опуститься на самое дно... Создатели фильма не ожидали столь бурного потока вопросов и, чтобы не сорвать показ следующего фильма, удалились с наиболее активными зрителями за кулисы продолжать обсуждение.
Другая конкурсная картина – «Повседневность» английского режиссёра Майкла Уинтерботтома, – несмотря на поздний сеанс, собрала полный зал в «Авроре». История отношений супругов, когда Иэн сидит в тюрьме, а Карен приходится одной воспитывать четверых детей, представлена одновременно обыденно и очень пронзительно. Зритель видит на экране обычных людей, их подрастающих детей (картина снималась пять лет, и вместе с ней взрослели юные герои) и понимает, что сквозь унылую, тягостную повседневность трудно, но тем не менее возможно пронести любовь друг к другу – это и есть самая главная человеческая победа.
– Мы учли некоторые ошибки прошлого фестиваля и постарались отобрать как в конкурсную, так и во внеконкурсную программу фильмы, которые не отпугнули бы зрителей, а позволили им соотнести собственную жизнь с обстоятельствами героев на экране, – рассказал корреспонденту «НВ» председатель отборочной комиссии СПМКФ Алексей Дунаевский. – Нельзя допустить, чтобы зритель, посмотрев первую картину, ушёл опустошённым, без какого-либо света в душе – а такого кинематографа сегодня в мире достаточно. Мы хотим, чтобы наш зритель рассказывал дома, на работе о тех открытиях, моментах удивления, которые он получил в кинозале, и таким образом наш кинофорум обрастал бы всё новыми и новыми поклонниками.
Директор СПМКФ Мария Авербах признаёт, что фестивалю, чтобы стать действительно значимым событием европейского масштаба, потребуется порядка десяти лет, но эту амбициозную задачу организаторы с помощью городских властей, инвесторов, спонсоров, профессионалов кино и любви зрителей непременно хотят выполнить.
В перспективу горячо верит и председатель жюри Сергей Бодров-старший:
– Я вижу, что на фестивале представлена свежая программа, нет излишней мишуры, как это сегодня, например, происходит в Каннах. Петербургу есть куда расти.
Фестиваль завершается 22 сентября французским фильмом «Я стану лучше».
В рамках СПМКФ проходит XII Санкт-Петербургский международный фестиваль дебютных и студенческих фильмов «Начало». Открылся он фильмом «Подпись», снятым Павлом Семченко, в котором в качестве авторов идеи и актёров выступили Михаил Шемякин, Вячеслав Полунин и Антон Адасинский. В программу фестиваля вошли 143 фильма из 49 стран. Сегодня, 17 сентября, режиссёр фильма «Молния», завоевавшего главный приз Роттердамского кинофестиваля, Мануэла Морген лично представит фильм и проведёт мастер-класс.