Игорь Угольников: «Грешить не будем»
Известный актёр, режиссёр и продюсер – о том, как далеко может зайти фантазия при съёмках исторического кино
Известный актёр, режиссёр и продюсер – о том, как далеко может зайти фантазия при съёмках исторического кино
Он стал широко известен как телеведущий программ «Оба-на!», «Доктор Угол», «Добрый вечер с Игорем Угольниковым» в первой половине 1990-х годов. Большой юморист, он засветился в жюри Высшей лиги КВН. «Угол» – так зовут его друзья и поклонники – прекрасный комедийный актёр и снимался в культовой комедии «Ширли-мырли», а сейчас играет в антрепризном проекте «Ловушка для мужа»…
Тем неожиданней был его поворот к серьёзному продюсированию: в 2006-м Угольников стал председателем Телерадиовещательной организации Союзного государства России и Белоруссии (ТРО Союза), а в 2010-м – генеральным продюсером военной кинодрамы «Брестская крепость», собравшей в прокате 150 миллионов рублей и серьёзно всколыхнувшей патриотические чувства молодёжной киноаудитории.
И вот на днях Игорь Угольников дал старт в Петербурге своему новому, опять масштабному, военно-историческому кинопроекту – «Батальон смерти». Это фильм об истории Первой мировой войны. На съёмках в здании бывшей Академии тыла и транспорта на Кадетской линии Игорь Ростиславович рассказал о новой картине.
– Не так давно ваш проект «Батальон смерти» успешно прошёл питчинг (публичное обсуждение проектов) в Министерстве культуры и получил большую поддержку властей. Министр культуры РФ Владимир Мединский лично посетил первый день съёмок в Петербурге, поблагодарил вас и режиссёра Дмитрия Месхиева за то, что взялись за такую непростую и крайне важную тему: рассказать правду о Первой мировой войне… Как возник проект «Батальона...»?
– После «Брестской крепости» мне было принципиально важно углубиться в историю ещё больше, понять, отчего возникла Вторая мировая война. В год столетия Первой мировой, которое будет в 2014-м, России необходимо иметь собственную картину на эту тему, потому что просто стыдно, если у нас не будет такого фильма.
Ведь на эту тему до сих пор мало кто решается серьёзно разговаривать, потому что тут гордиться нечем: по итогам Первой мировой войны мы фактически проиграли. Но, по сути, мы победили! Защитники Отечества, настоящие герои, великие патриоты, часто они не просто не боялись смерти, а сознательно шли на неё, как это случилось с нашими героинями батальона смерти Марии Бочкарёвой. Для Керенского создание такого батальона было пропагандистской акцией, призванной поднять дух армии, а для девушек-смертниц это была их единственная жизнь, которую они пожертвовали во имя России. Разве они не достойны памяти, уважения и любви своих потомков?
И когда два года назад президент России Владимир Владимирович Путин сказал о том, что нужно возвращать память о защитниках Отечества, защитниках Первой мировой, которые совершили этот серьёзный поступок, я понял, что и мы должны совершить свой поступок в ответ – снять этот фильм.
– Вы бы сняли «Батальон смерти» даже в том случае, если бы не получили поддержки на питчинге в Минкультуры?
– Питчинг, назовём его привычным словом «конкурс», конечно же, крайне нужен нашему кинематографу. Потому что раньше Министерство культуры и Фонд кино выделяли деньги достаточно кулуарно, после чего возникало множество недоумённых вопросов, недовольных лиц. Теперь же этот процесс открытый, что правильно, плюс мне, как продюсеру, было интересно уложиться в пять минут – именно столько давалось каждому продюсеру, чтобы представить свой проект. Я уверен, что если проект правильно задуман, имеет чёткий план, то в пять минут можно уложиться. Но даже если бы не был достигнут положительный результат на питчинге-конкурсе, мы всё равно бы сняли эту картину. Ведь мы уже начали работу. Я бы не смог отказаться от этого проекта. Спасибо Минкультуры и лично Владимиру Мединскому за такое отношение. Мы получили господдержки 50 миллионов рублей – это большая сумма. Но весь бюджет фильма, как и в истории с «Брестской крепостью», равен 250 миллионам
рублей, и эти деньги собраны, как говорится, с миру по нитке. У нас есть инвесторы, достойные люди и компании. Также в проекте есть деньги нашей студии и кредиты. Продюсерская схема достаточно сложная, но мне не привыкать, уже был такой опыт, поэтому, надеюсь, мы справимся. Плюс ещё, мы должны соблюсти наш главный принцип: все деньги – на экране. Если этому принципу последуют и другие наши коллеги, то можно будет сдвинуть общественное мнение в сторону отечественного кинопрома.
– Ваш фильм правильней отнести к продюсерскому или авторскому кинематографу?
– У нас будет авторское кино, но не для показа узкому кругу на фестивалях, а рассчитанное на максимально широкий прокат. Причём мы должны уложиться в рекордно короткие сроки. Сроки определены Министерством культуры и нами: картина должна быть обязательно первый раз показана 1 августа 2014 года в День памяти жертв Первой мировой войны. Это, кстати, теперь официально памятная дата.
– Так как и история женского батальона Марии Бочкарёвой неразрывно связана с нашим городом, и значительная часть эпизодов будет снята в Петербурге, то логично предположить, что и премьеру 1 августа нужно проводить здесь!
– Дожить бы до неё (улыбается).
– Ваша картина имеет документальную, историческую основу. Допускает ли этот жанр художественный вымысел и как далеко можно в нём зайти?
– Мы снимаем игровое кино, художественное, так что, конечно, не обойдёмся без художественного вымысла, но грешить не будем, мы стараемся следовать исторической правде во всём. Что касается военного вооружения, формы и всей атрибутики тех времён, тут нам помогает Дима Бушмаков – человек, который четверть века собирает военную атрибутику прошлых лет. Именно он, например, подсказал: у Селезнёва – одного из наших главных героев – должен быть маленький значок, потому что на хронике мы обратили внимание – именно такой знак был отличительной чертой, обозначавшей принадлежность к определённому полку. В своей работе мы обращаем внимание даже на такие «мелочи»: после отречения государя двухглавый орёл был убран с погон и даже с пуговиц – и такая тонкость сохраняется у нас в картине. Поэтому прав был министр Мединский, когда сказал, что это уникальный фильм. Команда Месхиева сделала невозможное – за три с половиной месяца подготовила очень серьёзный проект, причём об истории Первой мировой, во многом забытой и утраченной.
– Как появился в вашем проекте Дмитрий Месхиев? Он ведь четыре года не снимал кино как режиссёр, был чиновником, делал продюсерские проекты…
– Дмитрий Дмитриевич не нуждается в представлении, он кинематографист с огромной родословной, сам прекрасный продюсер. И он с радостью откликнулся на моё предложение, так как, конечно же, хотел вернуться в свою главную профессию с достойным проектом. Даже свой 50-летний юбилей в октябре решил не отмечать, так как будет в этот момент на съёмочной площадке в Псковской области…
Важно и то, что «Батальон смерти» – это петербургская картина, действие происходит именно здесь. Кроме того, режиссёр сегодня должен быть не просто настоящим мастером, умеющим работать с актёрами и понимающим материал, но ещё и первоклассным организатором. А я же в Петербурге ничего не могу сделать из своей Москвы. Поэтому, естественно, выбор пал на Месхиева, а когда он ещё и сказал, что у него была мечта снять фильм о Первой мировой, тут я понял, что всё сошлось.
– Каким образом подбирали актёров?
– Я рекомендовал Месхиеву только троих актёров. Для меня было сразу понятно, что Марию Бочкарёву должна играть Маша Аронова. Мне было важно пригласить и Машу Кожевникову, думаю, что для неё роль в этом фильме будет важна актёрски, человечески, она у нас депутат, не с холодным носом ко всему относится. И конечно же, мы такую Кожевникову с вами в кино не видели. И ещё я предложил роль Керенского Марату Башарову, который очень на него похож, хотя дело даже не в этом. И он, и все остальные актёры в этой картине должны будут совершить ещё и какой-то человеческий поступок. На очень важные роли приглашены молодые актёры, и мы будем счастливы, если с этой картины начнётся их большая творческая судьба. Дмитрий Дмитриевич постоянно говорит: «На этой картине нужно открыть новых звёзд».