Начали за здравие?

Эксперт «НВ» подводит первые итоги работы по новым правилам оказания медицинской помощи

Эксперт «НВ» подводит первые итоги работы по новым правилам оказания медицинской помощи

С 1 января этого года в России начали действовать новые нормы и стандарты оказания первой помощи, серьёзно напугавшие людей. В то время, когда эти правила ещё только обсуждались, у многих возникли опасения, что бесплатная медицинская помощь, и так уже почти всегда бывающая бесплатной только на словах, в будущем и вовсе станет платной для всех без исключения. Причём платить за медицинские услуги и лекарства придётся ещё больше, чем раньше…

Напомним, что по новым правилам в российском здравоохранении теперь стало платным всё, кроме услуг, включённых в полис обязательного медицинского страхования. Без полиса за любую врачебную помощь пациентам теперь выставляется счёт. В том числе и за вызов «скорой помощи», что в своё время вызвало особенно бурные протесты российских жителей. Многие были уверены, что, если у них возникнут какие-либо проблемы с ОМС или просто не будет при себе этого документа, «скорая» не приедет к ним вообще. Врачи и чиновники тогда заверили, что ничего подобного не случится и что «умирать без врачебной помощи никого не бросят». «Скорая», по их словам, должна работать, как и раньше, приезжая на вызовы ко всем заболевшим. Просто тем, у кого не окажется страхового полиса, нужно будет потом, уже после оказания помощи, оплатить эту услугу.

Но и наличие оформленной по всем правилам медицинской страховки тоже не гарантирует бесплатных врачебных услуг. Если человек обращается к врачу с какой-то конкретной проблемой, то лечить бесплатно ему будут именно эту проблему, а за лечение сопутствующих заболеваний придётся платить. Кроме того, новые стандарты предусматривают только определённый перечень бесплатных лекарств, и если пациент хочет заменить их другими аналогичными препаратами, их он тоже должен будет покупать за свои деньги. Исключения – те случаи, когда бесплатные препараты опасны для пациента, например, у него возможны аллергические реакции на них. Наконец, платным по новым правилам стало ещё и любое анонимное лечение.

А на практике реализация новых стандартов создала ещё больше проблем. В худшем положении вопреки ожиданиям оказались не те, у кого нет страховки, а те, у кого она оформлена по всем правилам. Теперь работники «скорой помощи» могут отказаться госпитализировать людей, имеющих полис ОМС, если те, по их мнению, находятся в «недостаточно тяжёлом состоянии». Причём случаи, когда человек, вызвавший «скорую», был признан «недостаточно тяжёлым», происходят всё чаще. Много шума вызвала история с мужчиной, которого отказались забирать в больницу и который в результате лишился одного пальца на ноге. Но она – далеко не единственная. Были и другие подобные случаи, к счастью закончившиеся не так плачевно. «Скорой» теперь невыгодно везти в больницу тех, кто не должен это оплачивать, и поэтому доказать, что тебе действительно плохо, становится всё труднее.

Татьяна Алексеева

 

компетентно

«Спорьте, требуйте, преувеличивайте!»

Андрей Хромов, председатель общественного совета Общества защиты пациентов

«Скорая помощь» обязана госпитализировать, если видит, что существует угроза жизни пациента. Это основной критерий, по которому она госпитализирует или отказывает в госпитализации по существующим нормам. Дело в том, что оценить степень риска для жизни фельдшер, врач «скорой» способны не всегда, – они не обладают необходимым оборудованием, чтобы провести нужные анализы, обследование пациента.

Благодаря средствам массовой информации, благодаря активности пациентов и общественников Росздравнадзор уже начал проверку службы «03». Более того, руководитель департамента здравоохранения Москвы Георгий Голухов пообещал, что правила будут скорректированы, доработаны, чтобы не возникало подобных проблем, как с известным случаем, когда пациенту-мужчине ампутировали палец на ноге только из-за того, что врачи «скорой помощи» отказывали ему в госпитализации.

Я бы хотел ещё объяснить позицию чиновников – они могут отчитаться об эффективности своей работы только с помощью отчётов и цифр. Существует норматив приезда «скорой помощи» по вызову: это 20 минут. Это касается Москвы, крупных городов. У регионов есть возможность корректировать эти сроки, поскольку понятно, что в некоторых регионах расстояния достаточно большие и не представляется возможным выполнить этот норматив. На сегодня «скорая» в Москве в среднем прибывает в течение 17 минут. Я так понимаю, чиновники хотят ещё больше сократить эту цифру, и с этой целью издаётся подобный закон. Я уверен в том, что данные приказы никак не направлены на улучшение качества оказываемых услуг, и не понимаю чиновников, почему они не считают количество повторных вызовов на один и тот же адрес. Если они хотят поднять эффективность, имело бы смысл обязать бригады «скорой помощи» по приезде стабилизировать состояние, оказать первую неотложную помощь и везти больного в стационар, чтобы уже там врачи профильных специальностей смогли оценить степень тяжести заболевания, возможные последствия и, собственно, необходимость госпитализации. Может быть, таким образом не уменьшится время прибытия бригады «скорой» по вызову, но я уверен, что количество вызовов может сократиться значительно. Поскольку уже сейчас пациенты, которым отказывают в госпитализации, вызывают бригады «скорой помощи» ещё и ещё раз, до 5, до 7–10 раз. Было бы целесообразно провести некий анализ этих вызовов, то есть посчитать, сколько вызовов приходится на один адрес в течение недели, двух-трёх дней.

Отказать в госпитализации не могут никому, если состояние пациента вызывает опасения или существует угроза жизни пациента. Ситуация с детьми берётся вообще на особый учёт. А если станция скорой помощи будет вам утверждать, что ждать придётся долго из-за того, что человек старше 70 лет, – запишите этот разговор на диктофон, и я уверен, что человек, который вам это сказал, понесёт ответственность, поскольку его действия незаконны.

Спорить и что-то доказывать врачам необходимо. Бригады «скорой помощи» не занимаются лечением. Они обязаны только отвезти вас в стационар или передать специалистам, которые могут правильно поставить диагноз и определить степень тяжести заболевания. Спорить с ними, наверное, можно в таком контексте – требовать, чтобы они вас госпитализировали, говорить, что они не имеют права вам отказать. Напомните им про статьи 124, 125 Уголовного кодекса РФ – это неоказание помощи больным и оставление в опасности. При общении с бригадой «скорой помощи» совершенно не нужно бравировать собственной выносливостью, говорить, что не так уж сильно и болит, а температура вроде как и ничего и вы можете потерпеть. Говорите, что вам плохо, можете даже отягощать своё состояние. Говорите, что полчаса назад температура была 40. Только по вашему сиюминутному состоянию врач оценивает его тяжесть, решает, необходима вам госпитализация или нет. Поэтому не надо кричать, не надо ругаться, говорите спокойно, чётко, внятно и настаивайте на госпитализации, если бригада «скорой» отказывает вам в ней. Если же бригада «скорой помощи» всё-таки уехала и отказала вам в госпитализации, а вы чувствуете ухудшение своего состояния или состояния своих близких – вызывайте такси, садитесь в машину и езжайте в ближайшую больницу, в приёмное отделение. Вас обязаны будут принять. Если данная больница не обладает необходимыми специалистами, она должна будет обеспечить вашу доставку в то медучреждение, которое в состоянии оказать вам помощь.

Основная проблема у российской бесплатной медицины – это её руководство. Отсюда и ответ на вопрос, какие меры могут улучшить качество оказываемых услуг. Всё-таки к руководству Министерства здравоохранения должны прийти не чиновники, которые радеют за отчётность, а врачи, которые ратуют за здоровье пациентов. Для меня есть большая разница между понятием «врач» и, допустим, «травматолог». Врач – лечит, болеет душой за пациента. А тот же травматолог или кардиолог выполняет только свою некую функциональную обязанность. Так вот я за то, чтобы в руководство Министерства здравоохранения пришли не просто люди с медицинским образованием, а врачи – по духу, по совести.

Отказаться от бесплатной медицины возможно, но не сейчас. И я думаю, что не в ближайшие десять лет, поскольку уровень жизни большинства граждан России не позволяет им пользоваться услугами платной медицины. Тем более что и в платной, и в бесплатной медицине чаще всего лечат одни и те же врачи… Основная проблема российской медицины – это катастрофическая нехватка квалифицированных кадров, именно квалифицированных. Людей с медицинским образованием много, а специалистов, умеющих лечить, – крайне мало.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.