Большая игра продолжается
Дипломатическая победа России в «сирийском вопросе» – очередной эпизод глобального процесса, который длится уже более двухсот лет и называется Большая игра
Дипломатическая победа России в «сирийском вопросе» – очередной эпизод глобального процесса, который длится уже более двухсот лет и называется Большая игра
Многие считают, что термин The Great Game (Большая игра) придумал английский писатель Редъярд Киплинг, сам причастный к английской разведке, впервые употребив его в романе «Ким». Но на самом деле широко этот термин распространился со слов офицера британской секретной службы Артура Конноли. Возможно, и не Киплингу принадлежит девиз, красной нитью проходящий через роман: «Когда все умрут, тогда только кончится Большая игра». Но в любом случае мрачноватая фраза полностью соответствует действительности: умирали в ходе Большой игры обильно, но на место умерших вставали новые участники.
В самом узком смысле Большая игра – это соперничество между Британской и Российской империями за господство в Центральной Азии в 1813–1907 годах. Другие исследователи ведут её с несостоявшегося Индийского похода Павла I 1801 года (не исключено, что с этим походом было связано и убийство Павла). Но, скорее всего, временные рамки этого явления гораздо шире – и во времени, и в пространстве. Большая игра в разное время захватывала и Ближний Восток, и Кавказ, и Иран, иной раз и Монголию, и Китай, и даже Эфиопию. Она продолжалась после революции и продолжается до сего дня, на что уже появился термин «Новая Большая игра».
Но почему именно этот регион – Центральная Азия? Во-первых, это своеобразный геополитический ключ к торговым и военным путям. Если в XIX веке Британия боялась продвижения России на юг и восток и её вторжения в Индию, то раньше этот регион интересовал великие державы как средоточие торговых потоков. Здесь зарождались самые древние цивилизации, отсюда распространились все мировые религии, здесь находилось средоточие важнейших торговых артерий. Примерно с этой точки зрения рассматривал человеческую историю Лев Гумилёв, который даже назвал одну из своих книг «Тысячелетие вокруг Каспия».
Не исключено, что некие аналоги Большой игры велись уже со II века до нашей эры, когда китайцы стали вывозить лошадей из Средней Азии в обмен на шёлк. Но возможно, всё началось ещё раньше, во мгле веков, когда загадочные шумеры и не менее загадочная цивилизация Мохенджо-Даро вели активную торговлю.
На протяжении чуть ли не всей истории человечества через евразийский мост идёт перераспределение ресурсов, за что ведутся войны – тайные и явные. И неважно, что это за ресурсы – шёлк, пряности, наркотики… Сегодня игра основана главным образом на контроле над энергоносителями, а призом являются выгодные контракты, маршруты транспортировки. Но суть осталась старая – речь идёт об огромных деньгах и большой власти. А главные игроки в последние 200 лет – Британия и США, с одной стороны, и Российская империя – СССР – РФ – с другой.
– Это наше российско-британское противостояние. – говорит политолог и телеведущий Михаил Леонтьев, автор цикла передач и книги «Большая игра». – После Англия передала права на эту игру США, и уже 65 лет это российско-американская игра.
– Как игрок Россия появилась при Петре, – продолжает Михаил Леонтьев. – Это же англичане впервые открыли Россию при Иване Грозном. Они тогда искали путь в Индию. А пряности в России стоили в три-четыре раза меньше, чем в Европе. Это же в то время был основной признак мирового господства – кто доберётся до Индии. И вот в середине XVI века Англия посылает в Россию экспедицию Уиллоби – Ченслера, чтобы сухопутно выйти в Индию. Они же глобус видели, самый короткий путь – через Россию. И идея у них была – создать в России что-то вроде будущей Ост-Индской компании, сделать из Московии такую прото-Индию. Приплыли, посмотрели и обалдели. То есть они Россию открыли – как Колумб открыл Америку. И быстро-быстро закрыли на три ключа. Потому что испугались. Увидели, что эта хреновина не колонизируема в принципе!
Между прочим, примерно тогда, в 1650 году, кончился торговый договор между Англией и Россией, заключённый «англофилом» Иваном Грозным. А когда английские послы явились в Москву и обратились в правительство Алексея Михайловича с просьбой возобновить договор, им было отвечено: «Поелику оные аглицкие немцы свово короля Каролуса до смерти убили, то Великий государь Московский и всея Руси повелел – оных аглицких немцев на Русскую землю не пущать». Государь не любил революций и казней царствующих особ. Торговый договор на жёстких условиях заключили не с англичанами, а с голландцами.
После этого, а особенно после Персидского похода Петра I в 1722–1723 годах, англичане и перепугались за «жемчужину британской короны» – Индию. Тогда Россия и вступила в Большую игру, которую ещё иногда именуют «пляска теней», ибо суть игры – тайные операции разведки и контрразведки.
– Большая игра – это история амбициозных офицеров и бесстрашных искателей приключений, которые, переодевшись армянскими купцами или паломниками, пробирались по пустыням и горам, где никогда не ступала нога европейца, – отмечает известный итальянский писатель и учёный Умберто Эко. – Русские пытались найти пути расширения своей империи до самой Индии; англичане – способ спасти свои колонии и создать на их границах ряд буферных государств, где правили бы подвластные им марионетки: эмиры, ханы, царьки. История полная засад, обезглавливаний и убийств в царских покоях.
Конечно, при этом шли и открытые боевые действия: Россия активно продвигалась в Центральной Азии, англичане трижды вторгались в Афганистан и трижды терпели поражение (что не послужило уроком ни СССР, ни США). Но основные действия велись в мутном и зыбком закулисье спецслужб, о чём великолепно поведал гениальный Киплинг в уже упомянутом романе «Ким», в котором русские олицетворяют опасность для всего человечества.
Мы мало знаем об этой странице нашей истории. А ведь это было интереснейшее время, когда научные экспедиции возглавлялись офицерами военной разведки, а дипломатические миссии были ничуть не менее опасны, чем открытые войны, – вспомним трагическую гибель Александра Грибоедова. И это не единственное громкое имя «актёров», принимавших участие в этом тайном спектакле. Казах из сиятельного рода чингисидов Чокан Валиханов – выдающийся этнограф и офицер русской службы. Сосланный поляк Ян Виткевич – один из лучших русских агентов в Афганистане, таинственно погибший уже по возвращении в Петербург. Будущий военный министр Российской империи Алексей Куропаткин. Шведский барон и будущий президент Финляндии Карл Маннергейм. Николай Пржевальский, широкой публике известный только как путешественник и натуралист. Лавр Корнилов, вождь Белого движения. Николай Гумилёв, русский офицер, гениальный поэт…
Не менее колоритные фигуры играли и со стороны противника, вроде упомянутого уже Артура Конноли, в 1842 году казнённого в Бухаре. Тот раунд закончился вничью: стороны разделили сферы влияния, кроме того, на горизонте появились новые игроки, прежде всего Германия.
Крушение Российской империи дало противнику уверенность, что он победил, но как только большевики занялись государственным строительством, игра продолжилась.
От третьего вторжения англичан в Афганистан в 1919 году и до вывода советских войск из Афганистана же (история любит такие иронические «загогулины) в 1989-м Большая игра (она же холодная война) шла, набирая обороты. Потом СССР не стало, и противник вновь праздновал победу. Радостно полезли на Кавказ, в Центральную Азию, провозгласили концепцию «однополярного мира». Но как только Россия разобралась со своими внутренними нестроениями – следствием переходного периода, – игра возобновилась.
В 1996 году создана Шанхайская организация сотрудничества, последний саммит которой показал, что это истинно евро-азиатский блок, ведущая роль в котором принадлежит России.
10 февраля 2007 года в Мюнхене Владимир Путин в своей речи отверг «однополярный» мир. А в августе 2008 года в ходе «пятидневной войны» Россия отстояла свои позиции на Кавказе. Сейчас дипломатическими (и не только) усилиями защищает свои интересы в Сирии.
…Недавно через портал WikiLeaks произошла утечка информации, согласно которой принц Эндрю, герцог Йоркский, сказал: «Мы снова играем в Большую игру. И на этот раз мы нацеливаемся на победу!» Поглядим, поглядим… Как всегда, наши противники забывают сформулированный собственным идеологом девиз: «Когда все умрут, тогда только кончится Большая игра». И, как показала практика, умерли ещё далеко не все.
кстати
Что ещё почитать о Большой игре?Хоть о Большой игре довольно много написано на Западе, о ней известно не так уж много.
«В самый разгар глобализации представление о некоторых вещах настолько смутно, что мурашки начинают бегать по коже», – пишет Умберто Эко в своей рецензии на монографию Питера Хопкирка «Большая игра» – наиболее полную западную работу по теме.
У нас же есть только несколько биографий активных участников игры: книга Алексея Постникова «Схватка на Крыше мира», посвящённая лишь одному эпизоду – памирскому вопросу, книга «Большая игра» тележурналиста Михаила Леонтьева, представляющая собой беллетризованную версию его цикла телепередач, да изданная тиражом всего 800 экземпляров обобщающая монография Евгения Сергеева «Большая игра, 1856–1907: мифы и реалии российско-британских отношений в Центральной и Восточной Азии». Из беллетристики стоит упомянуть ещё не дописанный, но вывешиваемый поглавно в интернете роман Вадима Нестерова «Большая игра» да роман Павла Виноградова «Деяние XII», осмысливающий подлинные события Большой игры с альтернативно-исторической точки зрения. Так что тема ждёт своего исследователя.
Павел Виноградов, редактор отдела социальных проблем «НВ»
компетентно
Игра чуть-чуть ушла в сторону
Михаил Леонтьев, создатель телепроекта «Большая игра»:
– Логика Большой игры в данный момент в целом точно такая же, как несколько лет назад, когда я снимал свой фильм, и как в прошлые века. В широком смысле это противостояние Востока и Запада, восточной и западной идеологии, образа жизни. В более узком – противостояние России с англо-саксонскими странами – Великобританией и США.
Противники нашей страны в Большой игре во все времена стремились к экспансии, завоеванию других земель. Началось это ещё в Римской империи. И после того, как она прекратила своё существование, её дело продолжили другие европейские народы. В первую очередь – англосаксы. Несмотря на то что почти вся Европа, включая и Англию, после развала Римской империи приняла христианство – мирную и неагрессивную религию, это не помешало англичанам пытаться захватить как можно больше других государств, создать как можно больше своих колоний. Противоречия в этом на самом деле нет. Дело в том, что западное христианство очень быстро превратилось в инструмент, который европейские народы использовали по своему усмотрению. В том числе и для того, чтобы оправдать экспансию. А о сути христианского учения там постепенно забыли, и теперь я бы назвал религию стран Европы «псевдохристианством» или «преодолённым христианством».
Экспансия англосаксонского народа была успешной в большинстве случаев. Единственное большое исключение из этого правила – мы, Россия. Все восточные страны либо остались нецивилизованными, варварскими, либо их цивилизовали по своему образцу Великобритания, а потом США. И только Россия стала цивилизованной страной, но цивилизованной по-своему, не подвергаясь влиянию Запада. У жителей России иная религия, иная, не западная, мировоззренческая позиция. Поэтому Англия и Америка по-прежнему хотели бы подчинить её себе. Подчинить не воюя, мирным путём.
Но Россия пока держится, и это противостояние будет длиться вечно. Ну, по крайней мере пока Россия будет существовать в том виде, в каком она существует сейчас.
Однако сейчас на Большую игру стал влиять ещё один фактор – Китай. Он развивался независимо от всего остального мира, он не испытывал на себе ни нашего, ни западного влияния, и для Великобритании с Америкой должно быть очевидно, что он представляет для них угрозу и что им выгоднее было бы сейчас «заморозить» Большую игру с Россией, начать поиск компромиссов с нами. Но на это они пока не идут, пытаясь противостоять и Китаю, и России. Так что можно сказать, что сейчас Большая игра чуть-чуть ушла в сторону, в противостояние двух цивилизаций вмешалась третья.
Правда, я уверен, что это временное отклонение от основного пути. Китайская цивилизация развивается не по спирали, как наша и западная, а по кругу. Она то пребывает в полном хаосе, то приводит этот хаос в порядок и некоторое время процветает, то в ней снова наступает хаос – и в плане материального благополучия, и в плане идеологии и философии. Поэтому в будущем Китай должен выйти из Большой игры, и в ней опять останутся только два главных игрока.