И как теперь «мамочка» будет общаться с Россией?

Mutti macht's – «Мамочка позаботится об этом». И это не название нового семейного фильма, а почти официальный лозунг партии Христианско-демократический союз (ХДС) Германии: активисты её молодёжной организации скандируют эту кричалку на каждом партийном митинге

Mutti macht's – «Мамочка позаботится об этом». И это не название нового семейного фильма, а почти официальный лозунг партии Христианско-демократический союз (ХДС) Германии: активисты её молодёжной организации скандируют эту кричалку на каждом партийном митинге. «Мамочка» – это, конечно же, Ангела Меркель, которая в выходные в третий раз подряд стала канцлером ФРГ и тем самым побила рекорд Маргарет Тэтчер по долгожительству среди женщин-политиков.

Впрочем, нас, россиян, больше волнует другое: как будут складываться российско-германские отношения после столь убедительной победы госпожи канцлера. Ведь за исключением постсоветского пространства для России нет более важного партнёра, чем Германия: пока обе страны живут в мире и согласии, в Европе молчат пушки и царит какое-никакое благополучие. Но самое главное – между русскими и немцами, несмотря на трагические изломы истории XX века, на глубинном уровне существует какая-то удивительная духовная взаимосвязь. Русский талант к импровизации и немецкая тяга к организации – вот тот магический сплав, который, когда возникает, творит настоящие чудеса!

На первый взгляд Ангела Меркель – не самый удобный для России партнёр. В отличие от Гельмута Коля и Герхарда Шрёдера с их «банно-пивной дипломатией» она сторонится личной дружбы с российскими лидерами и нередко критикует отдельные аспекты внутренней политики РФ. Подчёркнуто отстранённый тон в диалоге с Москвой нередко объясняют её «гэдээровским» прошлым – мол, юность в тоталитарной Восточной Германии привела к прохладным чувствам в отношении к бывшему «большому брату». С другой стороны, Ангела Меркель никогда не была диссиденткой, всегда стараясь избегать излишнего оппортунизма и чрезмерного фрондёрства. Да и с Россией у неё связаны приятные воспоминания: за победу на олимпиаде по русскому языку её наградили поездкой в Москву, где она насладилась первым «глотком свободы» (купила пластинку «Битлз»).

Какие эпизоды молодости – положительные или отрицательные – будут определять политику Ангелы Меркель на российском направлении? Поскольку госпожа канцлер является не создателем, а скорее выразителем общественных настроений, всё будет зависеть от того, какое из двух начал возьмёт верх в немецком национальном характере. Нужно понимать, что в «германской душе» живёт аккуратный, работящий, приземлённый лавочник. С другой стороны, «немецкая душа» – обитель возвышенного поэта-романтика, рыцаря и философа, способного перейти от бескорыстного служения великим идеалам к горделивому утверждению своего мятежного духа.

«Лавочник» заинтересован в дальнейшем сближении с Россией. Оно и понятно: немецкие бизнесмены уже более двадцати лет получают в нашей стране баснословные прибыли и подталкивают своих политиков к прагматизму. Но фрау Меркель придётся учитывать и «поэтические порывы немецкой души», а здесь дела обстоят не столь радужно. Ведь германский «поэт» в последние десятилетия с присущей ему страстью служит новомодной философии постмодерна, отвергая свои христианские корни, традиционные ценности и классическую европейскую культуру. И это неизбежно приводит его к конфликту с Россией, которая видит себя оплотом консерватизма в Европе.

Посмотрим, кому Ангела Меркель в конечном итоге отдаст предпочтение – «практичному сыну» или «романтическому отпрыску». Наверное, определённая ясность появится тогда, когда в Германии будет сформирована новая правящая коалиция. Если выбор падёт на прагматичных и близких к бизнесу социал-демократов, это будет означать торжество «лавочника». А если ХДС отважится на партнёрство с более идейными «зелёными», то праздник придёт на «философскую улицу» со всеми вытекающими отсюда последствиями для России.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.