«Расследования «НВ» подтолкнули государственную машину к действиям»

Сенатор от Калининградской области Николай Власенко уверен, что именно публикации «Невского времени» стали прологом победы над янтарной мафией

 

Сенатор от Калининградской области Николай Власенко уверен, что именно публикации «Невского времени» стали прологом победы над янтарной мафией

– Николай Владимирович, в ноябре прошлого года наша беседа на страницах «НВ» закончилась достаточно оптимистично: янтарная отрасль страны находится на рубеже больших перемен. Насколько этот посыл подтвердился за столь непродолжительный срок?

– Здесь иного мнения и быть не может – не только у оптимистов, но и у закоренелых скептиков. За неполный год в отрасли произошли глубокие изменения. То, что долгое время творилось вокруг солнечного камня, иначе как парадоксами не объяснишь. Россия владеет более чем 90 процентами мировых запасов месторождений, а звание янтарных столиц носят Вильнюс и Гданьск! Имея монополию на добычу, государственный комбинат пребывает систематически в бедственном финансовом состоянии, а некие частные дилеры этого предприятия не только имеют возможность манипулировать ценой, но и получают субсидии от государства за якобы проведённую переработку. Рано или поздно эти вопросы надо было решать. Отдаю должное вашей газете «Невское время» – это одно из немногих, если не единственное из федеральных, изданий, которое систематически принципиально вскрывало проблемы отрасли. И что важно: делалось это не в рамках кампании, а наоборот. Считаю, именно расследования в вашей газете стали прологом больших перемен и подтолкнули государственную машину к поступательному движению.

– Проблемы вскрыты, машина запущена, что произошло?

– По решению проблем, а их на поверку оказалось немало, разработан системный подход. Создана стратегия развития отрасли на уровне руководства страны. Весь комплекс мероприятий, который уже проведён, вряд ли уложится в формат одного интервью. Поэтому перечислю основные. Поставлены барьеры незаконным добытчикам солнечного камня. Увеличены на порядок штрафы за незаконные разработки и закреплено право конфискации инструментов преступного промысла. Сухая статистика регионального УМВД констатирует: такая мера сократила на треть нелегальную добычу янтаря. За территориями, где, по данным геологоразведки, сосредоточены залежи солнечного камня, теперь закреплён статус особо охраняемых.

Кардинальные изменения произошли и на Янтарном комбинате. Предприятие из ведения Минфина перешло под юрисдикцию «Ростехнологий». По первым шагам видно, что изменился подход и к добыче, и к реализации солнечного камня. Новое руководство отказалось от посредников, и теперь ювелирные компании имеют возможность приобретать сырьё без всяких сомнительных схем. То есть дирекция взяла курс на предельную прозрачность.

– Что это даёт государственному комбинату?

– Во-первых, возможность стать наконец-то хозяином на мировом рынке янтаря. Во-вторых, получать прибыль, которую до этого получали непонятные личности. Длительное время комбинат жил в пространстве экономического абсурда. Он отдавал на реализацию добытое дилеру, притом лучшие фракции, а сам забивал свои склады не имеющими широкого спроса мелкими фракциями. Как человек знакомый с экономикой, я никогда не понимал этих реляций: в этом году мы увеличили добычу! А прибыль? Почему прибыли-то не было? И зачем увеличивать, если ещё не реализовали часть продукции прошлого года? Теперь же при гибком подходе к разработке карьеров можно будет поддерживать спрос на все фракции. Когда процесс продажи становится прозрачным, у обработчиков появляется возможность приобретать янтарь по одинаковым ценам. За этот месяц я неоднократно встречался с представителями отрасли, и бизнесмены в голос утверждают, что теперь все они получили равный доступ к сырью. Ещё один немаловажный нюанс, о котором стоит упомянуть, – новое руководство не испытывает синдрома временщиков. То есть никто не хочет снять пенки с пляжных месторождений и похоронить и сам комбинат, и экологию на побережье. Идёт процесс инвестирования в разработку карьеров, где янтарь залегает на глубине от 60 метров. Подготовительные работы на таких залежах изначально всегда затратны.

– И всё-таки о нелегальной добыче. Сокращение правонарушений в этой области на треть можно ли действительно считать успехом? Поясню вопрос: ежегодно на комбинате добывается порядка 450 тонн камня различных фракций, а за границу импортируется около 600 тонн, притом в основном фракций деловых. То есть сегодня серыми методами добывается в год минимум 100 тонн янтаря.

– В идеале любые преступления нужно сводить к нулю. Но для этого тоже нужно время и реальные рычаги. Представляете, как ещё в прошлом году полицейские ловили янтарщиков, разрабатывающих нелегальные карьеры помпами и экскаваторами: те платили штрафы по 500 рублей, забирали оборудование и направлялись прямиком на промысел. Теперь и штрафы выросли на порядок, и орудия добычи суд может конфисковать. У криминала увеличились накладные расходы. Хотя всем понятно: если ежедневный доход иных копателей составляет до 100 тысяч рублей, то административные меры их вряд ли остановят. Кстати, во времена Восточной Пруссии с незаконными добытчиками не церемонились – по всему побережью стояли «янтарные» виселицы. Нам опускаться до жестоких традиций прошлого нет резона, но защищать свои недра от разорения государство обязано. Поэтому на нынешнюю осеннюю сессию в Госдуму калининградские парламентарии вышли с инициативой о внесении поправок в Уголовный кодекс: о введении ответственности за незаконную добычу и оборот янтаря.

– Если речь зашла об Уголовном кодексе, то, конечно, интересует, как продвигается уголовное дело в отношении дилера Янтарного комбината Виктора Богдана. Насколько существует вероятность перспективы, что он предстанет перед судом?

– Наверное, этот вопрос следует адресовать следствию, тайны которого работники правоохранительных органов не имеют права никому раскрывать. Бизнесмен Виктор Богдан, больше известный в определённых кругах по кличке Балет, объявлен в международный розыск. Ему инкриминируется хищение 350 миллионов рублей. Если говорить о настрое компетентных органов, то, судя по всему, настрой решительный. Во всяком случае, никто ничего спускать на тормозах не собирается.

– Но согласитесь, что экс-сержант милиции с занимательным прошлым не мог так запросто на протяжении нескольких лет распоряжаться целой отраслью. За Богданом наверняка стояли какие-то люди, заинтересованные в том, чтобы и сегодня тайное осталось тайным.

– Ещё раз повторюсь, что не готов обсуждать нюансы следствия. Просто потому, что не знаю его деталей. Знаю точно, что процессы, которые произошли в отрасли, уже не дают возможности возврата к прежним преступным схемам, благодаря которым государство теряло миллионы. И дело не в фамилиях, дело в том неэффективном алгоритме, по которому и распределялся янтарь. Задача реформ – не заменить одного янтарного барона на другого, а сделать механизм добычи и реализации солнечного камня прозрачным и рентабельным для государства, а не для некой группы лиц. Сегодня никто и не скрывает, что группировка Богдана обросла за годы деятельности необходимыми связями. При этом активно продвигала своих людей в органы власти. Тем не менее мы видим, что расследование уголовного дела в отношении этого бизнесмена продолжается. И, судя по вполне осознанным шагам, должность янтарного короля уже сокращена и восстановлению не подлежит.

 

между тем…

Бригада власть не отдаёт

О том, что за время активной деятельности группировка Виктора Богдана делегировала своих людей во власть, знают все областные инстанции. Не избежал этой участи и посёлок Янтарный, где год назад прошли выборы в представительный орган.

– Была откровенная скупка голосов деньгами Богдана, он ездил по посёлку с видом хозяина, – рассказывает местная жительница Татьяна Дятлова. – В итоге пришла к власти организованная группировка, которая на самом деле не имеет понятия об организованности. Янтарный стал большой помойкой – всё побережье в мусоре.

Всё, чем запомнились делегаты от янтарного барона за минувший год, это громкими демаршами. Благодаря их активности посёлок уже несколько месяцев находится без главы исполнительной власти, и назначать нового сити-менеджера совет не спешит, откровенно игнорируя конкурсные процедуры.

– Я обратился в суд по факту срыва конкурса, – рассказал корреспонденту «НВ» один из кандидатов на пост Виктор Роденков. – На рассмотрение депутатов в суд сопровождают коротко стриженные ребята. Сами ответчики делают всё, чтобы затянуть процесс.

В посёлке уверены: если вакханалия продолжится и далее, то отопительный сезон в Янтарном будет сорван. Однако депутаты от этого не пострадают – коллективной ответственности за бездействие в Уголовном кодексе РФ не предусмотрено.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.