Не футболом единым
Интернет-исследование показало, что в разных регионах России популярны разные виды спорта и не везде отдают предпочтение игре номер один
Интернет-исследование показало, что в разных регионах России популярны разные виды спорта и не везде отдают предпочтение игре номер один
Принято как-то по умолчанию считать, что вид спорта номер 1 в России – это футбол, в крайнем случае хоккей. Они собирают больше всего болельщиков на трибунах и у телеэкранов, чаще остальных привлекают к себе внимание СМИ и могут похвастаться самыми большими бюджетами и контрактами. Социологические исследования, с одной стороны, подтверждают этот стереотип. Среди всех видов спорта в поисковых запросах в интернете лидирует футбол: в месяц россияне от пяти до десяти миллионов раз, в зависимости от сезона, ищут информацию о нём. Хоккей пусть не сильно, но уступает: в период сезона КХЛ, а особенно чемпионатов мира количество запросов доходит до 6–8 миллионов в месяц. В топ-10 также входят автоспорт, баскетбол, биатлон, бокс, волейбол, лёгкая атлетика, теннис и шахматы. Пользователи интернета обращаются к ним от нескольких сотен тысяч до двух-трёх миллионов раз в месяц.
В Москве и Петербурге десятка самых популярных видов спорта выглядит одинаково, но внутри неё есть небольшой и примечательный нюанс. В отличие от столицы, в нашем городе больше в почёте шахматы – наиболее интеллектуальная дисциплина входит в пятёрку, опережая баскетбол, волейбол и теннис.
Любопытно, что интерес к спорту в разных регионах нашей необъятной страны совершенно неоднороден. То, что в южных областях отдают предпочтение футболу, а за Уралом – хоккею, допустим, не новость. В Чечне мяч популярнее шайбы в 14 раз, а в Челябинской области, наоборот, игра на льду с клюшками превосходит своего основного конкурента в 4 раза.
Популярность отдельных видов в отдельных регионах, как правило, связана с успехами местных команд. Так, на рубеже 1990–2000-х в Пермском крае был невероятный всплеск увлечения баскетболом. Едва основанный клуб «Урал-Грейт» дважды подряд становился чемпионом России, а в семитысячном Дворце спорта «Молот» негде было яблоку упасть. Но сказка продлилась недолго: в 2002 году президент клуба Сергей Кущенко (ныне исполнительный директор Союза биатлонистов России) ушёл в московский ЦСКА, уехали лидеры, сократилось финансирование – и в 2009 году клуб был расформирован. Теперь на вершине популярности в Перми футбольный «Амкар», но до славы «Урал-Грейта» ему далеко.
Когда успех не проходит быстро, можно говорить о победных традициях. Так, в Белгородской области давно и уверенно звание вида спорта № 1 занимает волейбол, поскольку «Белогорье» – самый титулованный клуб страны: восьмикратный чемпион России и двукратный победитель Лиги чемпионов. Кстати, это характерно не только для командных дисциплин. Республика Мордовия никогда не отличалась серьёзными спортивными достижениями, но после открытия в середине девяностых годов Центра спортивной ходьбы в Саранске её представители выиграли три золота Олимпийских игр и одиннадцать раз поднимались на высшую ступеньку чемпионатов мира. Про популярность борьбы в кавказских регионах России лишний раз можно и не напоминать – именно спортсмены из южных республик вносят неоценимый вклад в успехи сборной России.
При этом в некоторых регионах на лидирующие позиции выходят порой неожиданные виды спорта. Довольно сложно объяснить, почему столь высокой популярностью, по запросам в интернете, пользуется, например, лёгкая атлетика на Алтае и в Якутии, бокс в Бурятии или шахматы в Туве.
Хорошо, что наши соотечественники не ограничиваются футболом-хоккеем, а интересуются и занимаются разными видами спорта. Большинство крупных российских городов (исключение пока составляют Москва, Петербург, Казань и Нижний Новгород) не хочет, а скорее, не может содержать несколько профессиональных команд. Поэтому важно, чтобы в глубинке развивались, может быть, не самые популярные, но не менее полезные и важные виды спорта, о которых мы, к сожалению, вспоминаем только раз в четыре года с приближением Олимпиады.
авторитетно
«Популярность того или иного вида спорта навязывается сверху»Елена Утишева, доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта:
– Популярность конкретного вида спорта во многом зависит от того, насколько его развивает государство. Сколько затрат идёт на него со стороны властей. Население обычно предпочитает то, что ему навязывают сверху. Вкладывают у нас много средств в футбол и хоккей – эти виды спорта остаются самыми популярными. Народ любит успешность, любит спортивное мастерство самого высокого уровня. Всё это появляется только тогда, когда вид спорта развит во всех отношениях, когда он неизменно пополняется инвестициями и не обделён вниманием со стороны государства.
Эта картина во многом отражена у нас в Университете имени Лесгафта. Самые популярные виды спорта в институте – игровые. Причём сейчас наметилась тенденция идти в эту область из-за финансовой составляющей. Люди понимают, что игровые виды спорта сегодня очень богаты, и используют наш институт в качестве некоего социального лифта, с помощью которого можно попасть в обеспеченное будущее.
Доходит даже до того, что многие родители отдают детей в спортивные школы в сверхраннем возрасте. Я знаю людей, которые приводили своего ребёнка в хоккей не в стандартном для этого события возрасте – семь лет, а когда мальчику едва стукнуло пять. Так родители пытались ускорить его хоккейное образование, чтобы как можно быстрее войти в этот мир огромных денег. Всё это вряд ли способствует появлению больших спортсменов в нашей стране. Концентрируясь на деньгах, молодые люди теряют в мастерстве, а это значит, что мы, как и прежде, будем выезжать за счёт одарённых людей, невероятных талантов, которые периодически появляются в России.
В нашем университете в основном учатся, конечно, питерцы, но в последнее время частенько поступают и выходцы из других городов. По всем видам спорта набор у нас есть всегда. Наибольшее количество абитуриентов стремятся традиционно в игровые и олимпийские виды спорта. Нет такого, чтобы в один год был бум интересующихся каким-то ранее малопопулярным видом. Для резких скачков популярности нужна соответствующая инфраструктура, какой в Петербурге попросту нет.
Мы, кстати, не всегда следим за модными тенденциями. Скажем, сегодня очень популярен фитнес, но в Университете имени Лесгафта фитнеса нет, так как здесь он не считается спортом.
История, когда в одном конкретном регионе очень хорошо развит какой-то определённый вид спорта, мне знакома. Недавно я была в Ханты-Мансийске, так там невероятно развита хоккейная инфраструктура. Это объясняется просто: прошлый мэр города очень любил хоккей и всячески его поддерживал. Состояние конкретного вида спорта в отдельном регионе очень зависит от того, увлекается ли им местная власть. Если в городе есть харизматическая элита, которая всячески продвигает свой любимый вид спорта, – тот всегда будет на самом высоком уровне. Причём и в дальнейшем эта спортивная деятельность по инерции будет держаться на плаву, обрастать традициями.
У нас никто и никогда не считал, насколько СМИ влияет на популярность того или иного вида спорта. Но думаю, что влияние, безусловно, есть. В качестве объекта внимания медиа находится всегда зрелищный спорт. То, что не очень зрелищно, – показываться телевидением не будет, а значит, и освещаться в прессе тоже. Соответственно, ещё один критерий популярности определённой спортивной деятельности, несомненно, – зрелищность. СМИ как бы выделяют конкретный спорт, включая его в свой контент, тем самым подталкивая этот вид спорта к дальнейшему развитию.