День воспитателя. Один день
Сегодня, в День дошкольного работника, «НВ» рассказывает о буднях одной из лучших петербургских воспитательниц детского сада
Проведя день с воспитательницей детского сада № 8 Яной Зиминой (к слову, в прошлом году победительницей в конкурсе на звание лучшего дошкольного педагога Калининского района), корреспондент «НВ» поняла: этот нелёгкий труд может окупить лишь искренняя детская любовь.
06.00–07.00. Завтрак – и вперёд
06.32.Яна отправляется на службу на авто – после смены есть дела в другой части города. Вместе с ней едет и Алёна – обещала помочь маме подготовить занятие
День воспитателя начинается рано – в 5.45 Яна уже встаёт. На сборы времени немного, в семь утра нужно быть уже в садике, сегодня – в первую смену. По натуре Яна далеко не жаворонок, любит поспать, но пришлось привыкнуть. К тому же надо ещё поднять 17-летнюю дочь Алёну, чтобы та ненароком не проспала первую пару в педагогическом училище. Завтрак овсянкой – и вперёд. Иногда утренней трапезой приходится пожертвовать – либо в пользу ещё нескольких драгоценных минут сна, либо на подготовку к трудовому дню: скачать нужную музыку, распечатать из интернета материал для малышей.
До родного садика Яна обычно добирается пешком – благо живёт неподалёку, а 20-минутная прогулка быстрым шагом бодрит как нельзя лучше.
Около семи утра, в предрассветной сентябрьской мгле, Яна заходит в здание детского сада, уютно примостившегося во дворе на проспекте Науки. По пока ещё пустынным коридорам разносится сладкий, ни с чем не сравнимый запах детсадовской кухни.
07.00–09.00. «Не хочу! Не пойду!»09.15. На занятии дети повторяют названия деревьев и плодов
До того как в садик приведут первое заспанное чадо, у воспитателя есть около часа, чтобы сделать всё необходимое: подготовить группу, достать нужный инвентарь, добавить последние штрихи к подготовленному накануне заданию. Сегодня старшая группа Яны Олеговны будет повторять названия деревьев и плодов, поэтому вместе с дочерью они вырезают и наклеивает на разноцветные картонки изображения листьев, ягод, желудей и прочей растительности.Но вот появляется первый подопечный – 5-летний Саша не готов расставаться с мамой и устраивает небольшой концерт:
– Не хочу! Не пойду!
Это обычное дело, но на то, чтобы утихомирить малыша и уговорить его пойти в группу, уходит некоторое время. Постепенно подтягиваются и остальные дети. Всего в группе 26 ребят, сегодня пришли чуть больше половины. В кабинете стоит радостный гвалт, но надо усаживаться на завтрак. Мальчики и девочки деловито снуют от раковин к столикам. Наконец, все руки вымыты, можно приступать. Пока малыши лениво возят ложками в рисово-пшённой каше, Яна Олеговна успевает выпить чаю. В следующий раз перекусить можно будет только во время тихого часа. В это время появляются запоздавшие.
– Наташа, кашу будешь?
– Да! – радостно кричит белокурое чудо и с энтузиазмом принимается за еду.
09.00–13.00. «Игрушки убрали. В туалет сходили. Строимся!»10.46. Ещё нет 11 утра, а кажется, что время тянется бесконечно медленно. Но для воспитателя такого эффекта нет. Чтобы уследить за дюжиной непосед, требуется колоссальная концентрация. Кажется, что у Яны глаза на затылке. Или просто своих подопечных она чувствует спинным мозгом. Для Яны такой драйв как раз то, что нужно, – именно за ним, как она сама признаётся, и пришла работать воспитателем
Пока нерасторопные малыши завершают трапезу, остальные уже начали игры. Миша Медведев – главный озорник – распластался на ковре, это его коронный номер. Дети восторженно носятся по кабинету, распространяя вокруг себя тугие волны ничем не омрачённого счастья. Но в детском саду главное – режим, из которого нельзя выбиваться. Поэтому пора приступать к занятию.
– Игрушки убрали, в туалет сходили, строимся на синюю дорожку! – командует Яна Олеговна.
Маленькая гвардия нехотя успокаивается, волоча стульчики в центр комнаты. Каждый получает несколько карточек. Задание – определить, лист какого дерева изображён на картинке, и подобрать в пару плод, который на этом дереве растёт.
– А что такое плод? – раздаётся робкий вопрос.
…Следующий этап – гимнастика. Малыши приносят спортивную форму, начинается долгий процесс переодевания. Затем репетируют танец, подготовленный к грядущему Празднику осени, – Яна поставила его сама. Группа вдохновенно повторяет движения, от напряжения маленькая Гуля даже высунула язык – экспрессии и степени отдачи юных танцоров позавидовал бы МХАТ.
– По специальности я логопед, но проработала им недолго, – рассказывает Яна. – Стало скучно всё время сидеть в кабинете и тренировать одни и те же звуки. Поняла, что это не моё, мне нужно движение! Тут его хоть отбавляй.
Воспитатель в Яниной семье – профессия новая: мама инженер, бабушка хирург. По словам Яны, работать с детьми она мечтала с детства, и когда после школы встал вопрос, кем быть, не сомневалась ни минуты. Пошла в педагогический колледж, затем окончила Ленинградский областной педагогический университет в Пушкине. Когда только начинала карьеру, часто ходила за советом к своим собственным воспитателям, о которых до сих пор вспоминает с теплотой и благодарностью.
– Труд это тяжёлый, что тут скажешь, – говорит Яна. – Дети непредсказуемы, и день на день не приходится: то шёлковые, то стоят на ушах. И нужно добиться того, чтобы они слушали меня, воспринимали, доверяли.
Кстати, и дочь Алёна решила пойти по маминым стопам – учится на педагога дополнительного образования по ИЗО и компьютерной графике. Если педагогический талант передаётся по наследству, то переживать Алёне точно не о чем.
11.29. Во время прогулки Яна тоже должна контролировать своих воспитанников
13.00–15.00. «Для меня это отдых»
Когда дети, утомлённые прогулкой и разморённые обедом, отправляются на дневной отдых, у Яны появляется первая за весь день возможность передохнуть. Можно и самой пообедать, но сегодня в меню гороховый суп, который она не любит.
– Ничего, дома поем, – успокаивает она.
Перед уходом ещё нужно обсудить с коллегами предстоящее родительское собрание, разобрать с детсадовским психологом сложные случаи. Потом нужно сдать группу второму воспитателю, и можно отправляться по своим делам. Помимо общей нагрузки раз в неделю Яна ведёт кружок по подготовке к обучению чтению, но сегодня занятие пришлось отменить по семейным обстоятельствам.
15.00–23.00. «Помешана на садике»Когда заканчивается официальный рабочий день, начинается неофициальный. Часто после занятий в садике Яна отправляется в рейд по магазинам – не только за продуктами, но и в поисках новых игр или пособий для дошколят. Программа составлена, но каждый педагог волен подстраивать её под свои вкусы, добавлять что-то более современное и актуальное для продвинутого юного поколения. В этом смысле Янина фантазия неистощима – всё время придумывает для своих ребят нетривиальные задания, тратя на это существенную часть своего свободного времени. Ну а когда, наконец, выдаётся свободный час-другой, старается заполнить его встречами с друзьями или общением с дочкой.
– Друзья в шутку ругают меня, говорят, мол, помешана ты на своём садике, – смеётся Яна. – В общем-то они правы, потому что я занимаюсь любимым делом. Бывает, придёшь на работу с утра, не выспалась, настроение на нуле, свет не мил. А тут Миша Медведев на ковре валяется… Как тут можно грустить!
В садик – как на эшафот…
Софья Андреева, редактор отдела информации
Мне не повезло. Я не помню своих воспитателей. Не помню вообще – ни внешности, ни голоса, ни деталей, даже имени, словом, ничего. Точнее, нет. Есть одно воспоминание, но я его выуживаю из закоулков памяти крайне редко. Оно неприятное, даже болезненное и всякий раз царапает меня. Царапает, потому что в воспоминаниях царапаются мои детские рейтузы. Шерстяные, грубые. …Этот случай произошёл вскоре после моего появления в детском саду. Можно сказать, это одно из первых знакомств с моим воспитателем. Назовём её Лариса Ивановна.Зимнее утро. Все дети младшей группы, как в армии, вяло потянулись к своим шкафчикам – дана громогласная команда одеваться на прогулку. Мороз, гулять, понятное дело, не хотелось. Видимо, такие же эмоции испытывала и моя подружка Аринка – она тоже не желала мёрзнуть на одинокой горке возле садика. Не сговариваясь, мы стали тянуть время – отлучились, извините за мой французский, пописать. И вот, когда Лариса Ивановна решила подводить итоги «одевательной кампании», аутсайдерами (кто бы сомневался!) оказались мы с Аринкой. Все дети почти одетые – раскрасневшиеся, вспотевшие и злые, а мы, напротив, – удовлетворённые итогами нашей отлучки и довольные собой. Видимо, эти эмоции были написаны на моём лице, иначе я не могу объяснить дальнейшие действия Ларисы Ивановны.
Случившееся я помню смутно. Фраза: «Да ты издеваешься!..» (было ли ругательство – не помню, не удивлюсь, если было), резкий хлопок открывшейся двери моего шкафчика, болезненный ожог на щеке от сильного и неожиданного удара рейтузами… А дальше – обида и жгучие мысли: «меня опозорили перед всеми», «я не такая, как все» и «со мной теперь никто не будет дружить», даже соучастница нашей отлучки – Аринка. Сейчас, с высоты возраста, эти мысли кажутся бредом и излишним самобичеванием. Но тогда невинными на вид рейтузами моей детской психике был нанесён непоправимый удар.
И я закрылась. Вызывая недоумение родителей, утром я устраивала истерики и наотрез отказывалась идти в сад. Но делать нечего – родителям нужно было отправляться на работу, и меня, зарёванную, приводили в сад. В группу шла как на эшафот, стараясь не смотреть в глаза своему палачу – «страшной Ларисе Ивановне». Рассказать о страшных рейтузах маме мне мешал страх – вдруг будет «ещё хуже», и Лариса Ивановна станет «ещё страшнее» и в ход пойдут другие вещи в моём шкафчике. И всё же через какое-то время плотину прорвало, вместе со жгучими слезами, льющимися в «жилетку» моей мамы, тайна про рейтузы вскрылась.
Последовала расплата. Мои родители были беспощадны – они добралась до заведующей. Воспитательницу, «ударившую ребёнка и тем самым грубо нарушившую свои должностные обязанности», моментально уволили. Но вот беда: моё нежелание ходить в садик не улетучилось вместе с Ларисой Ивановной.
К страху, что на меня могут поднять руку, присоединилось и чувство вины. Мысль, что из-за меня, маленькой девчонки, взрослый человек лишился работы, не давала мне покоя. Причём эти чувства вины и стеснения так прочно пустили во мне корни, что с годами лишь разрастались. Словом, мой воспитатель Лариса Ивановна воспитала во мне… страх и неуверенность.
Зато моей дочке – ныне первоклашке – повезло. Она помнит своих воспитателей. Помнит досконально – начиная от имени и заканчивая деталями внешности и привычками. Причём вспоминает их охотно, с умилением, восхищением и даже обожанием, с радостью восстанавливает в памяти картинки и сценки из своей весёлой детсадовской жизни.