Мёртвая по ошибке
Пенсионерку внесли в список умерших и отказали в выдаче пенсии
Пенсионерку внесли в список умерших и отказали в выдаче пенсии
В Общественную приёмную Балтийской медиа-группы обратилась инвалид III группы, пенсионерка Светлана Ерёмина. Женщина ежемесячно больше пяти лет получала пособие по инвалидности и трудовую пенсию, пока однажды не нашла в своём почтовом ящике конверт из территориального управления Пенсионного фонда. В письме Светлана Анатольевна прочитала страшное: она мертва, а значит – в пенсионных выплатах больше не нуждается.
– Я была в шоке, – рассказывает Светлана Ерёмина, – ни с того ни с сего у меня отняли пенсию. В письме говорилось, будто меня теперь нет в живых и с 1 мая 2013 года я уже не смогу получать деньги. У меня на нервной почве подскочило давление, появились приступы астмы, ухудшилось зрение. В итоге – на три недели я оказалась в Александровской больнице.
Трудовая пенсия Светланы (чуть больше 7000 рублей) и пособие по инвалидности (около 2000 рублей) – единственный источник её дохода в летнее время, когда школа, где она подрабатывает в столовой во время учебного года, закрывается на каникулы. Лишиться их для пожилой женщины – значит попасть в беду. Выйдя из больницы, Светлана Анатольевна всё лето брала в долг у своих друзей и знакомых, ведь купить лекарства и еду было не на что. Но и это не самое страшное – намного сложнее оказалось доказать в Пенсионном фонде, что она жива. Паспорт, прописка, свидетельство о рождении, заявления родственников – ничего не могло убедить работников фонда. Бесполезные визиты в госучреждение лишь подрывали и без того слабое здоровье женщины.
По совету знакомой пенсионерка обратилась в Общественную приёмную Балтийской медиа-группы, где вместе с юристом Борисом Филимоновым они решили восстановить права и обратиться в суд.
– Выяснилось, что в управление Пенсионного фонда РФ по Приморскому району поступил звонок о её смерти, – пояснил Борис Филимонов. – От кого – неизвестно. Абсурдность ситуации в том, что солидное и серьёзное учреждение верит какому-то анонимному звонку, который становится основанием для остановки выплат.
По словам юриста, по закону о смерти человека обязаны сообщать медицинские учреждения, близкие родственники, в некоторых случаях органы следствия или, к примеру, командование воинской части. В соответствии с законом «Об актах гражданского состояния» в органы загса нужно предоставить данные, среди которых – медицинские документы, где зафиксирована причина смерти. В итоге составляется документ – свидетельство о смерти, который и является основанием для приостановки выплат. В данном же случае сотрудники Пенсионного фонда не проверили эту информацию ни в медучреждении, ни по месту жительства, ни в службах загса, ни даже у родственников.
– Это называется чиновничьим разг ильдяйством, – констатировал Борис Филимонов, – с ним мириться нельзя, потому что оно подрывает основы государственного устройства и авторитет власти.
Светлана Ерёмина с помощью сотрудников Общественной приёмной собрала документы и подготовила заявление в суд. В конце августа Приморский районный суд признал действия комиссии управления Пенсионного фонда РФ в Приморском районе незаконными, и пенсионерке в полном объёме возместили три месяца ожидания, а также снова стали стабильно начислять пенсию.
Следующий шаг, как считают юрист и сама пенсионерка, – это добиться возмещения морального вреда. Буквально на днях Светлана Анатольевна снова обратится в суд. Она рассчитывает на компенсацию в размере 300 тысяч рублей, но окончательное решение по этому вопросу примет судья.
Борис Филимонов признаётся: в судебной практике этот случай – прецедент. По мнению юриста, главная причина таких ошибок – это халатность чиновников и почтенный возраст людей, которые чаще молодых попадают в непростые ситуации.