Куда сегодня можно закопать «пять золотых»?

«НВ» представляет пять самых распространённых схем промывки мозгов и кошельков доверчивых граждан

«НВ» представляет пять самых распространённых схем промывки мозгов и кошельков доверчивых граждан

Ни в одном толковом словаре русского языка нет слова «лохотрон». Но тем не менее все жители России знают, что оно обозначает. Лохотронов вокруг нас великое множество, и многие трюки ловкачей уже давно всем известны (например, игра в напёрстки). Однако сегодня мы наблюдаем очень тревожный процесс – мошеннические схемы усложняются, пирамиды разрастаются, прикрываясь бизнес-идеями, а их идеологи делают ставки уже не на тех, кто хочет быстро и много заработать, а на тех, кто имеет ту или иную ахиллесову пяту.

 

Лохотрон № 1. Уязвимое место – одиночество

Допустим, вы одиноки, но при этом состоятельны, серьёзны и ищете партнёра для создания семьи. Обычные сайты знакомств имеют целый ряд недостатков, поэтому вы готовы платить за отборный контент для избранных. И вот удача – вы натыкаетесь «ВКонтакте» на рекламу сайта знакомств с красивым иностранным названием, про который известно, что «его уникальность заключается в научно-психологическом подборе кандидатов для знакомства». Вам обещают за небольшие деньги и гарантию безопасности ваших данных, и подбор кандидатов лично для вас. Отныне еженедельно вам будут высылать на почту три анкеты идеальных для вас личностей и 20 анкет потенциально подходящих в рубрике «Решайте сами». Вы платите деньги – 1500 рублей ежемесячно – и постепенно понимаете, что большинство кандидатов, которых вам предлагают, – мёртвые души.

Как ни странно, искать самостоятельно партнёров в базе этой сети знакомств невозможно. Вас тоже нет в свободном доступе для клиентов – вас могут только предлагать подходящим кандидатам сотрудники сайта. Через 2–3 месяца вялой переписки с единичными кандидатами (за которых с вами переписываются модераторы сайта) активность на сайте вообще замирает. Между тем деньги регулярно списываются с вашей карты без запроса ПИН-кода или клиентской подписи. Договор с компанией автоматически продлевается через полгода, после чего с вашей карты снова уходит кругленькая сумма.

Чтобы его расторгнуть, нужно пройти огромный ряд бюрократических процедур, переписываясь с людьми в (почему-то) Мюнхене! Но легче – «потерять» банковскую карту, чтобы отсосалась эта неожиданная пиявка. Насторожитесь, если сайт знакомств платный и требует данные вашей банковской карты!

 

Лохотрон № 2. Уязвимое место – страх за здоровье

Всё начинается безобидно: вам звонят по телефону и предлагают в подарок два пятилитровых баллона лечебной воды – бесплатно, в качестве рекламной акции, да ещё и с доставкой на дом. Но вместо бутылок с этикетками к вам приходит красивый молодой человек в костюме и с большим чемоданом. Он подключает прибор-чемодан к водопроводной системе, в него бежит вода, загораются разноцветные лампочки, а из двух разных краников течёт «живая» и «мёртвая» вода.

Этот корейский водно-щелочной ионизатор воды носит какое-то красивое иностранное название. По сути, в нём находятся обычные электроды, которые осуществляют банальный электролиз воды, разделяя её на кислотные и щелочные ионы. Но вам этого узнать не придётся. Вы услышите вот что: все наши страшные хронические болезни оттого, что мы пьём неправильную по составу воду, наш организм чрезмерно окисляется и рано или поздно у нас возникает либо рак, либо сахарный диабет. Вам показывают страшное кино и тут же дают попробовать спасительную воду. Через три часа общения вы не понимаете, как раньше жили без «живой» воды. И когда вы уже готовы купить себе такой прибор и навсегда спасти всю семью от смертельных недугов, вам называют цену – 138 тысяч. Можно в рассрочку на 10 месяцев, можно прямо сейчас наличкой, главное – подписать договор сегодня, потому что завтра цена прибора вырастет.

 

Согласившиеся проехать в офис спустя ещё несколько часов психологической обработки подписывали какой-то невинный документ и лишь позже узнавали, что росчерком пера, оказывается, оформили кредит в банке на 140 тысяч и стали счастливыми обладателями копеечного прибора с недоказанной эффективностью! Расторгнуть договор крайне затруднительно. Разве что с неустойкой 30 процентов от суммы. Дорогие читатели, будьте бдительны! Ведь прямо завтра люди с «целительной» водой могут позвонить в вашу дверь!

Лохотрон № 3. Уязвимое место – боязнь невидимых паразитов

Коллеги по работе предупреждают вас, что дали ваш телефон компании с супер-пупер-пылесосом, представители которой просто приедут к вам домой и покажут, как он работает. А заодно и бесплатно почистят от пыли диван. Вы думаете, что легко отделаетесь и заодно получите халявную уборку, но не тут-то было. Три часа вам придётся взирать на гору фильтров с пылью, которую выуживают из обивки вашего дивана. Вам будут задавать серьёзные вопросы, например, что вы знаете о вреде пылевых клещей-сапрофитов? Вас будут убеждать, что вы живёте с ними в обнимку, не задумываясь о том, что эти маленькие чудовища поедают ваши волосы и кожу, при этом медленно отравляют вас и ваших детей продуктами распада.

В конце концов вы понимаете, что не иметь такого пылесоса – это чудовищная беспечность и халатность. Когда вы робко интересуетесь ценой чудо-агрегата, выясняется, что стоит он 150 тысяч и это не деньги, если учесть, что у него есть ещё и насадка для массажа спины.

 

Боже вас упаси покупать у них этот пылесос! Ни за что не сможете вернуть его обратно, потому что пылесос вам отдают тот, работу которого уже продемонстрировали у вас дома. А в договоре написано, что обмену и возврату подлежит только тот прибор, который не эксплуатировался! Если уж вы так впечатлились этой техникой, закажите пылесос по интернету в США – там он стоит в три раза дешевле. А ещё лучше смиритесь с невидимыми паразитами – они куда менее вредны, чем те паразиты, что разводят вас на покупку пылесоса по цене автомобиля.

Лохотрон № 4. Уязвимое место – страх потери красоты и молодости

На мобильном телефоне высвечивается незнакомый номер, вы снимаете трубку и получаете очень заманчивое предложение – пройти бесплатно SPA-процедуру в косметическом салоне. Шикарный офис в центре города, приветливый «косметолог» в белом халате. Дама критично осматривает ваше лицо и сообщает: у вас невероятные проблемы с кожей. Спасти вас может только пластическая операция. Или чёрный чемоданчик с набором косметики. Вам обрабатывают половину лица и показывают в зеркале результат. Вроде бы эта часть выглядит посвежее (но она была бы свежее, даже если бы вы просто смочили её водой). Пока вы сомневаетесь, «косметолог» рассказывает об уникальном составе этой косметики – жемчужные частицы и интеллигентные кристаллы.

Что это? Это уникальная технология, согласно которой в вашу кожу внедряются «особые полисахариды, несущие информацию о здоровой клетке и запускающие процесс оздоровления кожи изнутри». Физику и химию вы, конечно, уже забыли и вряд ли вас осенит, что информацию записать на полисахарид невозможно.

 

Тем временем в руках «косметолога» волшебный прибор-массажёр, без которого чудо-кремы не достигают нужных слоёв кожи, и договор купли-продажи. Вечная молодость обойдётся вам всего в 40 тысяч рублей. И ваше счастье, если кожа не ответит на эту манипуляцию отёком и аллергией, ведь на баночках нет ни состава, ни срока годности.

 

Лохотрон № 5. Уязвимое место – желание похудеть легко и вкусно

Эта история отличается от всех предыдущих тем, что уговорит вас попробовать французскую «еду космонавтов», от которой ещё и худеют, либо ваш знакомый, либо знакомый знакомого. Словом, человек из своего круга, который не может «развести». Если проблема с лишним весом есть, то, скорее всего, вы не устоите и купите «идеально сбалансированную, невероятно полезную и вкусную» порошковую еду в банках, которой можно полностью заменить привычную еду, – космонавты именно так и делают. Коктейли, пюре, супы, омлеты, пудинги – всё что захотите. Одна банка стоит 1600 рублей.

 

Если верить в то, что состав уникален и вам обязательно поможет, то это недорого. А если выслушать мнение человека, который умеет объяснять состав продуктов, то вы отдали такие деньги за смесь сухого молока, соевого белка, ароматизаторов, консервантов и порошковых витаминов. В лучшем случае вы похудеете на эффекте плацебо. В худшем, как произошло у моей хорошей знакомой, получите воспаление жёлчного пузыря. Как понять, что ваш диетолог – это член пирамиды, а не представитель безобидного сетевого маркетинга? Очень просто: если вы не можете приобрести товар, не став членом организации, то это пирамида. «Космическую еду» невозможно купить без клубной карты и регистрации в системе.

комментарий специалиста

Елена Сытник, семейный психолог:

 

– Лохотроны конца прошлого века были в целом простыми схемами – с элементами игры, но без серьёзной «психологии». Новые же лохотроны – это целые организации, мимикрирующие под разные бизнес-схемы, с богатыми офисами и сложными структурами. И если в мошеннических схемах первого типа люди попадались на желании преумножить имеющиеся у них деньги «сказочным» путём или получить ценный приз, вытащив счастливый билетик, то в современных схемах второго типа мошенники подлавливают людей совсем на другой крючок – они бессовестно манипулируют базовыми ценностями человека, находя уязвимое место. Организаторы таких схем эксплуатируют тайные страхи и надежды людей, используя суггестивные техники, а также инструменты агрессивного маркетинга, которым невероятно трудно противостоять. Словом, применяют специфические методы, известные лишь узким специалистам.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.