Философы экстремизма
Корреспондент «НВ» узнал подробности ликвидации ячейки экстремистской организации «Нурджулар», члены которой уверяли, что всего лишь исследуют философское течение
Корреспондент «НВ» узнал подробности ликвидации ячейки экстремистской организации «Нурджулар», члены которой уверяли, что всего лишь исследуют философское течение
Тёмным субботним зимним вечером трое подвыпивших мужчин лениво брели из соседнего супермаркета домой. Дом располагался на проспекте Обуховской Обороны. В парадной мужчины ожидали встретить кого угодно, только не группу вооружённых до зубов спецназовцев ФСБ. Не успели пакеты с продуктами долететь до пола, как оперативники уже профессионально обыскивали визитёров. Не найдя ничего запрещённого, перед мужчинами извинились, но настоятельно посоветовали повременить с возвращением в своё жилище. Через несколько минут начался штурм «нехорошей квартиры», в которой, по оперативной информации, собирались члены запрещённой на территории России и многих других государств исламистской организации.
Так, по сути ещё не начавшись, завершилась история петербургского крыла группировки «Нурджулар», ставящей своей задачей ни много ни мало создание мирового халифата, и его лидера Ширази Бекирова. В конце августа 2013 года он практически впервые в судебной практике по таким делам получил реальный срок заключения. Кстати, ни один законопослушный гражданин, включая упомянутую троицу, при задержании не пострадал.
Своим появлением «Нурджулар» обязан восточному богослову Саиду Нурси, который в середине прошлого века написал философский трактат, где выразил своё видение Корана. Его творчество пришлось по вкусу радикально настроенным исламистам. Они-то и стали продвигать в массы идею строительства всемирного халифата. При этом ориентируются руководители «Нурджулара» в основном на низшие слои общества, вербуя в свои ряды тех, кто не сумел достичь более-менее приличного социального положения.
– В исламе нет понятия «секта», мусульмане его не признают, – рассказали корреспонденту «НВ» эксперты Управления ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленобласти. – Но с точки зрения светских понятий «Нурджулар» – типичная деструктивная секта. Руководство организации находится в Турции, но сторонников они вербуют по всему миру.
Интересно, что сами последователи Саида Нурси все обвинения в экстремизме отрицают, пытаясь заверить мировое сообщество в том, что всего лишь изучают философское учение. Впрочем, Верховный суд РФ поставил точку в этих спорах ещё в апреле 2008 года, признав «Нурджулар» экстремистским обществом и запретив его деятельность на территории России.
– Около трёх лет назад к нам поступила оперативная информация о том, что в Петербург прибыл эмиссар «Нурджулара», уроженец Азербайджана Ширази Бекиров, – рассказали корреспонденту «НВ» в УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. – К тому моменту он уже имел российское гражданство, полученное в одном из регионов. Позже выяснилось, что от азербайджанского гражданства он не отказался, что по требованиям российского законодательства недопустимо.
По словам чекистов, Бекиров арендовал трёхкомнатную квартиру на проспекте Обуховской Обороны и приступил к созданию ячейки «Нурджулара» в нашем городе. Для этого он использовал присланную из-за рубежа исламистскую литературу. Когда эксперты (для изучения книг, распространяемых Бекировым, кроме специалистов УФСБ привлекли также востоковедов, профессоров СПбГУ и других признанных величин в научном мире) провели исследования одной из них, то обнаружили сразу несколько поводов объявить её запрещённой и экстремистской. Подождав, пока на квартире у эмиссара «Нурджулара» снова соберутся сторонники идей Нурси, оперативники при поддержке спецназа «Град» задержали всех членов ячейки и изъяли множество книг. Ещё более 200 упаковок с запрещённой литературой чуть позже нашли в гараже Бекирова. К слову, большая часть литературы была на английском и турецком языках, поэтому лидер зачитывал нужные отрывки своим менее образованным адептам по-русски.
– Главной целью «Нурджулара» в Петербурге было сформировать группу потенциальных лидеров, которые в будущем могли бы собрать вокруг себя каждый свою подобную группировку, – продолжает источник «НВ». – Наиболее перспективных Бекиров поощрял и даже возил в Турцию к своим руководителям. Там они проходили проверку, по итогам которой определялось, стоит ли и дальше заниматься с ними наиболее активно.
Кстати, денег на организацию ячейки «Нурджулар» в Петербурге её руководители не жалели. Официально нигде не работающий Бекиров без проблем снимал трёхкомнатную квартиру почти в центре города, ездил на собственной машине и ещё помогал деньгами вербуемым адептам. Не иначе Ширази нашёл волшебную лампу с джинном, исполнявшим все его желания, шутят чекисты. Сам же Бекиров объяснял свой доход просто – сдачей в аренду автомобиля «Газель». Правда, кому, когда и за сколько он его сдавал, мужчина пояснить не смог.
Оказавшись под арестом, Бекиров поначалу избрал излюбленную тактику членов «Нурджулара», которой их обучают в Турции: принялся всё отрицать, а себя называть исследователем философского течения. Почти сразу же к нему прибыла целая группа поддержки из Азербайджана – крепкие мужчины чуть ли не открытым текстом заявили оперативникам, что приехали забрать своего товарища. Покровители прислали Бекирову аж трёх (!) адвокатов. Но, к удивлению самого задержанного, ни один из них так и не смог изменить ему меру пресечения и вытащить экстремиста из СИЗО. К тому же с «группой поддержки» чекисты церемониться не стали, а депортировали всех за различные нарушения обратно в Азербайджан. И тут главарь ячейки, как говорят в таких случаях, «поплыл».
– Ширази Бекиров через какое-то время понял, что обещанная ему из-за границы помощь не придёт и он рискует сесть в тюрьму, причём надолго, – продолжает собеседник «НВ».
Эти планы резко расходились с той картиной будущего, которую нарисовал для себя на свободе эмиссар «Нурджулара». В самом деле, ведь гораздо приятнее сидеть в тёплой благоустроенной квартире с карманами, полными присланных щедрыми покровителями денег, чем проводить долгие месяцы в сырой и холодной камере. Бекиров начал активно сотрудничать со следствием, попросив суд рассматривать его дело в особом порядке. А самое главное – он реально признал существование организованной экстремистской группировки «Нурджулар»! И если раньше её членам удавалось избегать ответственности, уходя в «полный отказ», то теперь в Петербурге создан прецедент, по которому судить их станет легче.
тем временем…
«Будем и по следующим «гостям» работать»Признав свою вину и пойдя на сделку со следствием, Ширази Бекиров добился существенного снижения срока заключения. В итоге мужчина получил шесть месяцев тюрьмы и, выйдя на свободу, укатил в Азербайджан. Правда, теперь ему придётся объясняться с лидерами «Нурджулара», но это уже проблемы самого Бекирова, а никак не Российского государства. Всю изъятую у него и его сторонников литературу, а также электронные носители с экземплярами запрещённых книг (включая даже мобильные телефоны) по решению суда уничтожили.
– Ликвидация ячейки этой экстремистской группировки в Петербурге очень важна ещё и потому, что её деятельность именно в нашем городе могла привести к очень серьёзным последствиям, – отмечают эксперты. – Руководство «Нурджулара» крайне заинтересовано в создании мощной резидентуры в регионах, где находится множество высших учебных заведений. Они нужны для того, чтобы формировать будущие элиты для движения, вербовать людей, которые затем смогут сами заниматься вербовкой и привлекать новых сторонников.
Кроме того, как пояснили следователи УФСБ по Петербургу и Ленобласти, в ходе исследований и экспертизы изъятой у Бекирова литературы выяснилось, что её чтение в закрытых пространствах (например, в комнате) может стать условием для подготовки шахидов-смертников.
– Вряд ли «Нурджулар» остановится на достигнутом и оставит столь стратегически важный регион, как Петербург, в покое, – считают чекисты. – Наверняка пришлют следующего эмиссара с теми же задачами, что и у Бекирова. Значит, будем и по следующим «гостям» работать, чтобы не дать им шанса дестабилизировать ситуацию.
между тем…
«Органы госбезопасности с исламом не воюют»Любопытно, что в защиту членов экстремистской организации сегодня выступают те, кто должен, по идее, бороться с любыми проявлениями экстремизма. Например, представители правозащитной организации «Мемориал», не пожалевшие времени на издание 150-страничного исследования, в котором пытались доказать, что «Нурджулара» не существует вовсе и придуман он спецслужбами для того, чтобы ущемлять права мусульман.
– Этот бред даже комментировать не хочется, – признались корреспонденту «НВ» оперативники УФСБ по Петербургу и Ленинградской области. – Органы государственной безопасности с исламом не воюют. Наоборот, мы боремся с теми, кто пытается подменить понятия традиционного ислама, исторически исповедуемого на значительной части России, экстремистскими лозунгами и идеями, как правило, искусственно привносимыми из-за рубежа. К сожалению, окружающий нас мир наглядно показывает, к чему порой приводит подобный «контрабандный импорт» радикальных религиозных учений.
мнение
Защитники «Нурджулара» игнорируют национальную безопасностьСемён Багдасаров, политолог, эксперт по проблемам Центральной Азии:
– «Нурджулар» – религиозная организация, созданная в Турции идеологом курдского происхождения Саидом Нурси и в своё время получившая широкое распространение в этом государстве. Позже под влиянием этой идеологии возник гюленизм, основоположник которого турецкий богослов Фетхуллах Гюлен сейчас живёт в США. Ярким приверженцем гюленизма является нынешний премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
Когда некоторые наши правозащитники вслед за рядом российских религиозных мусульманских деятелей встают на защиту членов «Нурджулара», мотивируя это тем, что в их религиозных книгах нет ничего экстремистского и радикального, они забывают об одной простой вещи. За этим движением кроются не просто какие-то философские идеи. Оно включает в себя целую систему обучения – школы, различные вузы и пропагандистские системы, которые распространяются за пределами Турции и в том числе на территории Российской Федерации. Эту идеологию также всегда использовали в интересах своего государства и турецкие спецслужбы.
Её опасность, на мой взгляд, заключается в двух вещах. Во-первых, она взращивает в своих последователях идеи пантюркизма и панисламизма, что, согласитесь, России никак не на руку. То есть это та идеология, которая на протяжении многих веков существовала в Османской империи и имеет широкое распространение сейчас, при Эрдогане. Почему ещё различные, в том числе российские, спецслужбы преследуют членов этой запрещённой организации? Дело в том, что её используют для сбора информации и вербовки граждан других государств, включая Российскую Федерацию, для работы в интересах турецкого государства. И я считаю, что наши спецслужбы стоят на правильной позиции, поскольку они-то знают, для чего служит «Нурджулар». Отмечу, что, помимо прочего, она активно поддерживает сепаратистов и террористические группировки на Северном Кавказе, члены которых периодически уходят на территорию Турции для передышки.
К сожалению, подобных «Нурджулару» религиозных исламских организаций на территории России немало. Целый ряд связан с Саудовской Аравией и проводит аналогичную работу в интересах данного государства с целью подрыва российской государственности и ориентации нашего мусульманского сообщества на её сторону. Здесь достаточно упомянуть идеологию салафизма, появившуюся в исламе ещё в XV веке и получившую широкое распространение на Ближнем Востоке и в последние десятилетия у нас в виде того, что мы называем ваххабизмом. Это предельно опасное учение было создано аравийским проповедником аль-Ваххабом чуть больше двух веков назад именно на базе салафизма. Многие его приверженцы выступают с антироссийских и антирусских позиций, в чём и заключается серьёзная опасность этой идеологии для нашей страны. Также на её базе существует и целый ряд других организаций, базирующихся в том числе в Саудовской Аравии.
К чему приводит распространение этих идей? В качестве примера могу привести Сирию, страну, где салафизм ранее никогда не имел места. Сейчас же самое радикальное крыло боевиков, ведущих военные действия против сирийского правительства, составляют как раз салафиты. Можно также вспомнить Египет. Когда два года назад перед парламентскими выборами в этой стране меня спросили, кто победит, я ничуть не сомневался: конечно же «Братья-мусульмане»! Они тогда набрали около 47 процентов. Но при этом я и представить не мог, что 25 процентов голосов получат салафиты, которые ранее никогда не имели в Египте какого-либо влияния. Сейчас они получили очень серьёзную поддержку. Теперь же они начинают распространять своё влияние в различных субъектах Российской Федерации – на Северном Кавказе, в Поволжье, устремляются в Москву и Петербург. Среди их приверженцев очень много выходцев из Средней Азии, где эти идеи также подвергаются преследованию. Границы между нашими странами открыты, визового режима нет – вот они и едут в Россию и постепенно формируют всё большую группу людей, которая в случае дальнейшего разрастания может стать угрозой для нашей национальной безопасности.