Чему у нас учат семья и школа
Возмущаться обществом потребления можно с тем же успехом, что и необходимостью в детстве ходить в школу, а во взрослом возрасте – на работу. Так устроен наш мир. И устраивался он веками, с тех пор как началось разделение труда, когда одни приносили с охоты тушу мамонта и давали её есть другим, а те, в свою очередь, мастерили из шкуры тигра тёплую одежду на зиму не только для себя, но и для собратьев по племени
Возмущаться обществом потребления можно с тем же успехом, что и необходимостью в детстве ходить в школу, а во взрослом возрасте – на работу. Так устроен наш мир. И устраивался он веками, с тех пор как началось разделение труда, когда одни приносили с охоты тушу мамонта и давали её есть другим, а те, в свою очередь, мастерили из шкуры тигра тёплую одежду на зиму не только для себя, но и для собратьев по племени.
Сегодня все мы, от грудного младенца до столетнего старца, ежеминутные потребители товаров и услуг. Дома потребляем воду и свет, на улице – плоды труда дворника и дорожного рабочего, который замостил для нас яму в асфальте, в общественном транспорте – услуги водителя и кондуктора, в магазине – продукты, одежду и обувь, бытовую технику. Даже в Филармонии мы тоже потребители – музыки, хотя говорить так, конечно, некрасиво. Больше того, наши права потребителя – важнейшая составная часть такого масштабного понятия, как права человека.
Интересно, как бы отнеслись рьяные критики потребительства, если их всего на день лишить крошечной толики огромного перечня того, что они потребляют. И пусть после этого скажут, как определить, кому какие товары и услуги по потребностям, а какие сверх…
Если у нас в стране очень многие водители не соблюдают правила дорожного движения, это ещё не значит, что следует отказаться от машин и всем ходить пешком. Нет, правильней думать, как повысить культуру вождения. То же и с обществом потребления: оно плохо не само по себе, а благодаря нашей низкой потребительской культуре. Следовательно, надо не менять устои всей мировой цивилизации, включая принцип её экономики, а лишь подправить кое-что в системе образования. Каждого из нас в школе учили уйме всяких сведений и навыков, но никогда не было ни одного урока потребителя. Парадокс, но нас не учили главному – обыденной жизни в этом повседневном мире.
Как выбрать в магазине именно то, что тебе нужно? Как определить качество продукта? Как отделить рекламные фантазии от реальности?.. Об этих и сотнях других вопросов нас учили задумываться только в семье. Если, конечно, в семье кто-то и сам разбирается в потребительских правилах. Школа же всегда обходила эти вопросы стороной. А жаль…