О павших героях снова забыли?
В Мурманской области чуть не было сорвано торжественное захоронение останков солдат и офицеров, приуроченное ко Дню освобождения Заполярья
В Мурманской области чуть не было сорвано торжественное захоронение останков солдат и офицеров, приуроченное ко Дню освобождения Заполярья
В Мурманской области погибшие герои Великой Отечественной войны оказались забытыми дважды. Поисковики, долгое время собиравшие и захоранивавшие останки солдат, теперь оказались вне закона. Им не могут выделять средства на экспедиции, и даже денег на венки у общественников нет. Люди, на практике любящие свою страну и её историю, одним росчерком превратились в нелегалов. Региональные чиновники, следуя изменениям в федеральном законодательстве, вычеркнули из бюджета деньги, предназначенные на захоронения павших в Великую Отечественную в Долине Славы. Тем самым чуть не было сорвано это торжественное мероприятие, которое традиционно проходит в день освобождения Заполярья – 19 октября.
Воспитание патриотовНет северянина, который бы не знал этого места – Долину Славы. Ведь сколько здесь осталось солдат и офицеров самой страшной в ХХ веке войны! Они умирали, но не сдавались. И каждый год, в годовщину разгрома немцев в Кольском крае, здесь проходила церемония захоронения найденных останков погибших солдат. Но сейчас всё изменилось.
В конце сентября заполярные поисковики завершили традиционные военно-патриотические экспедиции «Рубежи Славы». 94 участника из Ковдора, Оленегорска, Никеля, Мурманска, Петербурга, Москвы, Умбы, Туломы преодолели путь в 115 километров. Они отправились от Титовского рубежа, где в июне 1941 года шли тяжёлые бои. Путь проходил по дороге, заросшей карликовой берёзой, болотам и сопкам. Дальше участники экспедиций добрались до легендарной высоты 122 – «Безы-мянной». Потом их ждала сопка Большая Муста-Тунтури. Здесь погиб отряд разведчиков капитана Юневича. Чтобы почтить его память, поисковики возложили цветы.
Кстати, любая экспедиция поисковиков – нелёгкое дело. Порой они с собой несут стройматериалы, песок, цемент, обелиск и мемориальные доски. Благодаря этому какие-то памятники сразу появляются на местах боёв. Но бывает и чистый поиск останков, которые потом займут своё место в Долине Славы.
На протяжении всего маршрута старейшины движения рассказывали более молодым о боях, которые происходили в здешних местах, и солдатах Победы. Это ли не патриотическое воспитание, о необходимости которого любят твердить в нашем обществе? Но кому-то поисковики помешали. Иначе как можно объяснить тот факт, что изменения в федеральном законодательстве лишили их возможности проводить экспедиции, разыскивать родственников погибших воинов, не говоря уже о перезахоронении?
Герой, которого нашлиМежду тем с 2012 года в Заполярье существует программа «Патриотическое воспитание граждан Мурманской области». Один из пунктов касался захоронения павших. В нынешнем году на эти цели выделялось более 150 тысяч рублей. Однако неожиданно чиновники регионального правительства убрали это из программы. Для общественных организаций – как поисковых, так и ветеранских – это было большим ударом. Все они собирались принимать участие в церемонии захоронения.
– Нам и так весь год запрещали проводить экспедиции, – говорит руководитель Центра гражданского и патриотического воспитания молодёжи Михаил Орешета. – Но это уже ни в какие ворота не лезет!
И всё-таки в нынешнем году поисковики нашли останки 60 военнослужащих. Общественникам удалось установить личности 11 погибших. К слову, одним из них оказался Герой Советского Союза знаменитый лётчик Алексей Хлобыстов. Тот самый, что прославился своими таранами против немецких асов. Его самолёт нашли ещё два года назад. Однако останков в нём не было. Поисковики предположили, что лётчик мог катапультироваться. Поэтому они принялись обследовать окружающую самолёт территорию. И обнаружили погибшего героя. Собирались похоронить Алексея Хлобыстова с почестями, если бы не чиновники.
Поисковики решили не сдаваться. Они написали несколько обращений к региональным властям и даже губернатору Мурманской области Марине Ковтун. Происходящее возмутило и представителей политической элиты области. Особенно негодовала оппозиция. Лидер фракции «Справедливая Россия» в областной думе Александр Макаревич обратился за разбирательствами в прокуратуру.
Между тем поисковики, не зная что делать, уже решили просить, чтобы северяне пожертвовали деньги. Эти средства позволили бы провести церемонию захоронения вовремя…
Вмешаться пришлось губернаторуЧиновники комитета по взаимодействию с общественными организациями только разводят руками. И их тоже можно понять. Они же не виноваты, что в апреле нынешнего года вступили в силу изменения в федеральный закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества». Эти поправки сделали недействительными все региональные законодательные акты, касающиеся работы поисковиков. Так что никакого отношения областные власти к ним не имеют. Теперь в ответе за увековечивание памяти павших Министерство обороны. Оно же контролирует общественников и финансирует их деятельность.
И в этом главная закавыка. Судя по всему, в военном ведомстве столько проблем, что про эту забыли. А ведь для того, чтобы закон начал действовать в полную силу, нужно разработать порядок уполномочивания общественных объединений для организации поисковых экспедиций. А он до сих пор отсутствует. Поэтому никаких оснований у региональных властей помогать общественным организациям такого толка нет. Тем более выделять им финансирование.
Однако в областном правительстве проблемы поисковиков понимают. И пытаются что-то сделать, насколько это возможно. Губернатор даже обратилась в Министерство обороны с просьбой вмешаться в ситуацию. Правда, пока ответа оттуда не поступало.
– Мы предложили координационному совету поисковых объединений Мурманской области обсудить вопрос захоронения с муниципалитетами, на территории которых проводились поиски, – рассказал руководитель комитета по взаимодействию с общественными организациями Леонид Мостовой.
В комитете считают, что в нынешнем году центру и так выделили достаточно денег – 766 тысяч рублей, и недоумевают, что этой суммы не хватило. По словам общественников, все деньги были потрачены на основную работу и благоустройство воинских захоронений. Другое дело – церемония захоронения, когда средства нужны на венки, оплату аренды автобусов и общую организацию. Областные власти пригласили поисковиков на специальное совещание правительства под председательством вице-губернатора Николая Векшина.
– Хотя необходимые регламентирующие документы отсутствуют, традиционное торжественное захоронение останков советских солдат в этом году пройдёт, как и прежде, в дни празднования разгрома фашистских войск в Заполярье в Долине Славы, – уверил он присутствующих.
Николай Векшин подчеркнул, что ситуацию взяла под особый контроль губернатор Марина Ковтун и средства будут изысканы. Вероятнее всего, чиновники воспользуются внебюджетными фондами.
Вот только совершенно не ясно, как будут поисковики работать дальше. Говорят, что закон изменили для того, чтобы не допускать к поиску чёрных копателей, охотящихся за оружием и боеприпасами, чтобы продавать их. Но такие «любители истории» и так особенно себя не афишировали и уж тем более не светились в коридорах власти. Им не нужны ни разрешения, ни чиновничье финансирование. Так что нынешним изменением наказали не их, а честных поисковиков, не ставящих перед собой корыстных целей.
прямая речь
Александр Макаревич, глава фракции партии «Справедливая Россия» в Мурманской областной думе:
– Сложившаяся ситуация вызывает крайне отрицательную реакцию и возмущение у членов поисковых отрядов, общественных ветеранских организаций, которое я разделяю полностью, и не может восприниматься иначе как проявление неуважения органов власти к подвигу и памяти погибших защитников Советского Заполярья. Исполняющий обязанности прокурора области согласен с моей точкой зрения и уверен в необходимости принятия региональных нормативно-правовых актов, обеспечивающих захоронение.
Михаил Орешета, руководитель Центра гражданского и патриотического воспитания молодёжи:
– Весь нынешний год и у меня, и у моих коллег по общественным объединениям возникало ощущение, что наша работа чиновникам не нужна. Нас постоянно вызывали и запрещали вести поисковую деятельность. И вообще интересна судьба этих 150 тысяч рублей, которые руководство комитета сразу куда-то перебросило.