«Ленфильму» дан кредит доверия
Петербургская киностудия получит полтора миллиарда рублей, которые намерена потратить на модернизацию кинопроизводства
Петербургская киностудия получит полтора миллиарда рублей, которые намерена потратить на модернизацию кинопроизводства
На счету петербургской киностудии скоро появятся деньги. А это значит, что переход «Ленфильма» в частные руки, а также продажа большого участка земли в историческом центре и перепрофилирование студии, например, в очередной торговый комплекс (такая перспектива совсем недавно была вполне реальной), откладываются. Вернее, даже так: отменяются.
Кредит студия получила на фантастически гуманных условиях. Полтора миллиарда рублей – под 10 процентов годовых, на десять лет. Обывателю сумма может показаться огромной. Но с учётом огромного и довольно запущенного хозяйства (10 гектаров земли, 40 тысяч квадратных метров помещений, требующих ремонта, котельная и две подстанции, оборудование которых сильно изношено…), а также семилетних долгов «Ленфильма» за электричество – 2 миллиона
рублей только пени! – это не так и много. А только одна современная камера, без которой сейчас кино не снять, стоит около 12 миллионов рублей…
Поэтому руководители киностудии приняли решение ремонт помещений делать своими силами, без кредитных денег. Заём, который придётся отдавать, планируют потратить только на суперэффективное оборудование, которое поможет студии зарабатывать.
Мечта о том, чтобы превратить «Ленфильм» в самую технически оснащённую кинофабрику не только на Северо-Западе России, но и во всей Европе, может показаться несбыточной. Но – кто знает, а вдруг? Во всяком случае, с фирмами – производителями кинематографической техники из Германии и Японии достигнута договорённость о том, чтобы сдавать их оборудование в аренду. Создав такой рентал-хаус, «Ленфильм» поможет кинематографистам получить доступ к огромной базе оборудования. Потому что арендовать дешевле, чем покупать: дорого, да и техника стареет мгновенно.
как это было
«Решение банка – это ещё не всё»Безмятежное существование киностудии, напомним, закончилось к 1990-м годам. Но тогда кинематографисты не жаловались – всей стране было трудно. Поток кинокартин, снятых на «Ленфильме», с каждым годом становился всё скромнее (в лучшие годы их производилось до 25 в год), а к 2008 году и вовсе иссяк. Здание на Каменноостровском, 10, некогда полное жизни, почти опустело…
В августе 2011 года Александр Сокуров и Алексей Герман-старший написали открытое письмо президенту страны. «Нам стало известно, что Минфин России поддерживает проект… при котором киностудия «Ленфильм» становится частью концерна «Всемирные русские студии», – писали деятели культуры. – Сто процентов акций киностудии «Ленфильм» оцениваются всего в 105 миллионов рублей… Мы, по сути, являемся свидетелями осуществлённого банкротства киностудии. При таком положении дел «Ленфильм» теряет всякую самостоятельность и независимость…»
То ли это письмо, то ли личная встреча Александра Сокурова с Владимиром Путиным сыграла свою роль, но на проблемы старейшей в стране киностудии власть, наконец, обратила внимание. И волевым решением продажа акций в частные руки была приостановлена. 11 сентября 2012 года прошли общественные слушания, определившие концепцию дальнейшего развития «Ленфильма», а вскоре стало известно, что один из банков даёт «Ленфильму» кредит под гарантии государства.
Казалось, самое страшное позади. Про «Ленфильм» стали писать всё реже, зато в более оптимистичных тонах. Но ни одного рубля из кредитных денег киностудия до сих пор не получила. Почему? Оказывается, только 27 сентября 2013 года последний из важных документов – решение о предоставлении кредита ОАО «Ленфильм» под государственную гарантию – был подписан.
– Решение банка – это ещё не всё. Его нужно было надлежащим образом оформить, – объяснил генеральный директор киностудии Эдуард Пичугин. – Федеральный закон о государственном бюджете ограничивает участие государства в гарантиях по кредиту 70 процентами. Это означает, что при любых инициативах нужно изыскивать средства как минимум на 30 процентов. А «Ленфильму» государство обеспечивает стопроцентные гарантии – случай если не беспрецедентный, то крайне редкий.
Поэтому нужно было практически с нуля создать нормативную базу. Разработать постановление правительства, которое работает вразрез с принятыми законами, и главное – с Законом о бюджете. Согласовать каждый документ в Министерстве финансов, Министерстве госимущества, Министерстве юстиции… Такая рутинная работа длится годами. Но с «Ленфильмом», к счастью, этот срок оказался гораздо короче.
– Поэтому следует говорить не «целый год», а «всего год», – советует Пичугин.
что дальше?
Жить без средств можно, и даже нужноЕщё год назад ежемесячный убыток составлял 2,3 миллиона рублей в месяц. Это были расходы на содержание студии – притом что доходов почти никаких не было.
Начиная с 2007 года студия ежемесячно генерировала убытки. К сентябрю прошлого года за долги были отключены все сети, специалисты писали заявления об увольнении десятками и казалось, что зиму «Ленфильм» не переживёт. В этом году в помещениях киностудии тепло дали даже на две недели раньше, чем в окрестных домах. Слухи о преждевременной смерти «Ленфильма» оказались сильно преувеличенными.
– Знаете, как говорят: с деньгами всякий сможет, а ты без денег попробуй. Это был как раз наш случай, – говорит Эдуард Пичугин.
На сухом экономическом языке это звучит так: киностудии удалось за этот короткий срок ощутимо увеличить свой доход. Деньги принесли: съёмки в павильонах «Ленфильма» масштабного проекта «Сталинград» Фёдора Бондарчука; фильма о Распутине, который снимает Андрей Малюков (в главной роли Владимир Машков); картины Владимира Бортко «Душа шпиона», где снимается всё тот же вездесущий Фёдор Бондарчук, он же председатель совета директоров питерской студии.
Самое главное – восстановлена вся производственная цепочка, в которой совсем недавно недоставало многих звеньев. Возродили гримёрный цех. Приступили к составлению электронного каталога реквизита – а это более 10 тысяч единиц хранения, многие экземпляры уникальны. Создали художественный совет студии, в который авторы тут же понесли сценарии. Заработала мастерская Александра Сокурова, где запустили сразу несколько дебютов. Один из них – короткометражный фильм «Пасха», который сейчас монтирует молодой режиссёр Игорь Ольшанский. Звукоцех возглавил Ростислав Алимов, который отвечал за звук на проекте «Сталинград». В цех спецэффектов и компьютерной графики пришёл Олег Плаксин – именно он в своё время сделал один из первых компьютерных эффектов на «Ленфильме». Помните корову, раскоряченную в бомболюке («Особенности национальной охоты» Александра Рогожкина)? Животное на самом деле распяли понарошку, на том компьютере, который тогда имелся, с оперативной памятью всего 64 мегабайта…
Производство восстановлено, и благодаря этому стало возможно закончить старый ленфильмовский «долгострой»: картины «Моя бабушка – ведьма», «Крылья», «Лимузин», которые должны были выйти ещё в 2010 году.
И самый главный проект «Ленфильма» этих лет, самый трудный и самый долгожданный – «Трудно быть богом». Премьера последнего фильма Алексея Германа состоится на VIII Международном кинофестивале в Риме, который пройдёт с 8 по 17 ноября. Российские зрители увидят картину в феврале 2014 года.
В то время, когда казалось, что дни киностудии сочтены, одни говорили, что «Ленфильм» нужно возрождать, чтобы в его стенах рождалось исключительно умное, интеллектуальное кино, артхаус, но никак не презренная попса. Другие утверждали, что снимать надо только то, что приносит прибыль. В первую очередь – телемыло.
Победили… обе концепции. Надо снимать кино для всех – и кино не для всех. Разнообразие жанров приветствуется. Как в «Золотой коллекции» «Ленфильма»: какие были сказки, мюзиклы, телепроекты, детективы, комедии и, конечно, серьёзное умное кино!
Недавно в Фонде кино рассматривались заявки на финансирование кинопроектов – проходил так называемый питчинг. «Ленфильм» подал пять заявок. Финансирование получили три проекта. Для детей режиссёр Александра Стрелина снимет сказку «Рыжий лис». «Трек» – кино о спорте: героя фильма Сергея Микаэляна «Влюблён по собственному желанию» перемещают в 90-е годы. Это было, как выразился художественный руководитель проекта режиссёр Сергей Снежкин, «время клетчатых сумок», когда бывшие спортсмены, а также кандидаты наук и деятели культуры вынуждены были становиться «челноками», чтобы прокормиться. И, наконец, «Контрибуция», исторический детектив по повести Леонида Юзефовича, которую задумал экранизировать Сергей Снежкин. Главную роль в этом фильме согласился играть Алексей Гуськов, только что снявший с себя одеяние папы римского (он сыграл главную роль в итальянском телесериале «Тайная жизнь Иоанна Павла II»).
К сожалению, не получили поддержки два проекта Юрия Мамина – комедия «Окно в Париж – 2» и «Радость любви к Джойсу» – умное, интеллектуальное кино о нашем прошлом. Но это не значит, что этих фильмов не будет. Вопрос – в финансировании. Найти денег на хорошее кино непросто. Но ведь удалось же Константину Лопушанскому закончить «Роль», создав целую интернациональную команду!
– Несмотря на то что киностудии без малого сто лет, с учётом простоя мы – самая молодая компания на кинорынке. Но выглядели мы в этом соревновании вполне достойно. Даже если бы победил только один ленфильмовский проект, это уже можно было бы считать серьёзным успехом, – считает Эдуард Пичугин. – Нам было очень жаль, что проекты Юрия Мамина не прошли в этот раз, но мы понимаем, что денег на всех не хватит: выделили 400 миллионов рублей, а заявок на два миллиарда... Теперь наша задача – показать, что «Ленфильм» – серьёзный игрок на рынке. Год, два, три, а дальше мы сами будем крепко стоять на ногах, и никаких преференций, никакого дополнительного протекционизма не потребуется.
тем временем…
Двух богатырей уже нашлиКаждый год 31 декабря на одном из центральных каналов идёт сказка Александра Игудина, который снял в своё время более 250 музыкальных клипов. То «Королевство кривых зеркал» с Киркоровым в роли Йагупопа, то «Морозко» с Настей Задорожной и Николаем Басковым, то «Волшебные приключения Аладдина» (Оскар Кучера, Филипп Киркоров, Николай Басков)…
Все эти сказки рождались в Петербурге. Каждый раз подыскивать рабочую площадку было непросто. Первую свою новогодне-эстрадную историю Игудин снимал в павильонах «Ленэкспо», потом – на РВС. В этом году Александр Игудин снова перешёл на новый уровень, как в компьютерной игре. Поэтому для съёмок фильма с рабочим названием «Три богатыря» был выбран «Ленфильм», где возможно соорудить самые сложные декорации.
Звёзды, надо заметить, за участие в этих проектах гонорара не получают, только всенародную славу и любовь, поэтому охотно соглашаются сниматься у Игудина. За это они имеют право немного покапризничать. Филипп Киркоров, например, потребовал комфортную гримуборную, где можно было бы отдыхать (съёмки идут по 12–14 часов) и с выходом непосредственно в павильон. Надо? Сделаем. В гримёрке Киркорова вовсю уже стучат молотки…
Режиссёр согласился немного приоткрыть завесу тайны. Во-первых, это будет, как всегда, история любви. Полнометражная. И со счастливым концом, потому что 31 декабря – это такой день в году, когда зрители требуют сладкого, а о проблемах предпочитают забыть. Во-вторых, создатели фильма вспомнят на этот раз не одну, а много сказок – и западноевропейских, и восточных, и русских народных; герои будут перемещаться во времени и пространстве, порой запевая красивые песни. Действие будет происходить то в сказочном лесу, то в царских палатах, то в восточном гареме, то в Париже, то на острове Буяне. Костюмы, трюки, дрессированные животные, огромная массовка… И в-третьих, уже достигнуты договорённости с двумя богатырями из трёх – со Стояновым и Гальцевым: оба Юрии и оба петербуржцы. Третий богатырь пока не определён.
Съёмки начинаются уже в ноябре.