А ну-ка покажи свой чемоданчик
Корреспондент «НВ» протестировал новый терминал петербургского аэропорта и узнал, какие сюрпризы ждут гостей Пулково
Корреспондент «НВ» протестировал новый терминал петербургского аэропорта и узнал, какие сюрпризы ждут гостей Пулково
До официального открытия нового терминала аэропорта Пулково остаётся всего-то 47 дней. Счётчик, напоминающий рабочим об этом, красуется на стене одного из залов для совещаний. Чтобы перед первыми пассажирами самый современный мировой аэровокзал предстал во всей красе, с начала сентября на его территории регулярно проводят специальные тесты, в ходе которых все службы с помощью волонтёров выявляют любые возможные нестыковки. Корреспондент «НВ» принял участие в тестировании нового Пулково.
Вообще-то члены ORAT (так сокращённо называется Служба контроля операционной готовности, в обязанности сотрудников которой и входит подготовка к открытию нового терминала) не любят термин «тест». Вместо него предпочитают использовать слово «испытания». И действительно, в эти дни фактически испытываются все необходимые системы, а также проверяется готовность персонала к всевозможным ситуациям – от простого объяснения пути к стойкам регистрации непонятливому пассажиру до пожара или угрозы теракта. Волонтёров для таких испытаний набирают из всех желающих, главное, чтобы возраст был старше 18 лет, а также из тех, кому уже совсем скоро предстоит работать в новом терминале: всего примерно по 200–250 человек с каждой стороны.
Для начала все участники проходят инструктаж. Волонтёрам, например, объясняют, как себя вести внутри терминала и что им предстоит делать в ближайшие несколько часов (всего в день проводится по два теста, каждый по полтора часа). Особенно инструкторы заостряют внимание на безопасности – внутри ещё продолжаются пуско-наладочные и отделочные работы, так что без каски вход туда строго воспрещён.
Затем волонтёрам раздают конверты с указанием их виртуального маршрута. С этого момента каждый из них перестаёт быть самим собой, потому что на билетах значатся совершенно другие имена. Как пояснила официальный представитель ООО «Воздушные ворота северной столицы» (компания-оператор петербургского аэропорта) Анна Федосеева, все эти люди действительно существуют, их данные специально взяты из баз различных авиакомпаний.
Но просто так отправиться на посадку добровольцы не могут. Нужно ещё получить багаж. Перед испытаниями закупили несколько сотен больших сумок и чемоданов на колёсиках. Их-то и раздают в порядке живой очереди волонтёрам. Любопытный факт – молодые люди из ORAT, занимающиеся распределением багажа, стараются вручить девушкам сумки полегче, чтобы те не особенно надрывались. А одной хрупкой барышне в качестве багажа достались… старые лыжи, причём почему-то лишь с одной палкой.
Перед тестированием добровольцам обещали множество сюрпризов. Первый ждёт как раз на пункте распределения чемоданов. Коварные сценаристы положили внутрь примерно трети из них особый груз – деревянные дощечки с прикреплёнными на них стальными брусками. Эти конструкции изображают запрещённые грузы и нужны для проверки новой багажной системы и внимательности работников внутреннего периметра безопасности. К слову, волонтёры, ставя сумки на ленту просвечивающей багаж машины, даже не догадываются, что «везут» что-то подозрительное.
За работой службы досмотра зорко следят наставники. Проверяющие должны зафиксировать запрещённый груз на мониторе и наклеить на чемодан специальную бирку – жёлтую или красную. После регистрации и получения посадочного талона пассажиром с подозрительным багажом его чемодан направляется на дополнительный досмотр. Если эксперты не обнаружат ничего опасного, сумка получит статус «зелёной» и спокойно отправится в багажный накопитель, чтобы там дожидаться погрузки. Если же у специалистов по безопасности груз вызывает сомнения, его хозяина приглашают пройти в особое помещение, где чемодан распаковывают и требуют объяснений.
Про новую багажную систему стоит сказать отдельно. В современном терминале Пулково использовали уже привычный, но усовершенствованный принцип работы лучших мировых аэропортов. Попасть в зону паспортного контроля и посадки пассажир сможет только в том случае, если его багаж уже получил «зелёную метку». На каждом посадочном талоне есть специальный код, присваивающийся и пассажиру, и чемодану. Когда оператор сканирует его, на экране появляется сигнал. Зелёный цвет означает, что человек может спокойно отправляться на посадку, красный – что ему нужно пройти дополнительное обследование сумки. Жёлтый цвет показывает, что багаж ещё не успел пройти обычную процедуру досмотра и гостю нужно немного (как правило, не более 5–7 минут) подождать.
Как пояснили корреспонденту «НВ» эксперты ORAT, эта система не только серьёзно повысит уровень безопасности, но и ускорит процесс обслуживания пассажиров. Кстати, в отличие от действующего терминала, в новом здании предусмотрены не два, а целых четыре коридора для отправляющихся на посадку граждан, так что очередей и заминок возникнуть не должно. То же самое касается и увеличенного количества кабин паспортного контроля и стоек регистрации.
Пройдя все процедуры, пассажир может отправляться в зону посадки. Но перед этим ему ещё обязательно придётся пройти через магазин беспошлинной торговли (более известный в России как «дьюти фри»). В современном терминале он устроен таким образом, что миновать его не получится. Сделано это специально – часть доходов оператор надеется получать и с помощью продажи популярных у пассажиров товаров. Сама зона посадки порадовала своими размерами – толпиться в тесноте в ожидании рейса уж точно не придётся. А попадать в самолёты пассажиры смогут через один из 14 современных телетрапов. Впрочем, традиционные перронные автобусы тоже никто отменять не собирается. Но их в основном планируют использовать после ремонта нынешнего Пулково-1 – его отведут исключительно под внутренние рейсы и зал ожидания.
– Главная задача испытаний – ознакомить сотрудников всех служб с новой инфраструктурой и достичь взаимодействия работников ВВСС, таможни, пограничников, – рассказал глава петербургского команды ORAT Александр Лариш. – Они должны чувствовать себя уверенно. Благодаря волонтёрам нам каждый раз удаётся выявлять какой-нибудь нюанс, который мы можем исправить или сделать лучше. Спасибо им за это!
– Добровольцы для нас – настоящие помощники, без них мы бы не справились, – подтвердил официальный представитель ООО «ВВСС» Игорь Лаптев. – Впереди ещё много испытаний, поэтому будем рады, если петербуржцы примут участие в них. Записаться в волонтёры не сложно – достаточно позвонить по телефону 332-03-04.
Официально Пулково откроют 29 ноября, но первые рейсы из него отправятся чуть позже – 4 декабря. Именно к этому времени в терминал переведут все службы и системы из старого Пулково-1, который закроется на реконструкцию сроком примерно на год. С вводом в строй объединённого терминала петербургский аэропорт сможет принимать 17 миллионов пассажиров в год.
Многих добровольцев ждёт сюрприз: в некоторых чемоданах находятся «бомбы», которые оперативно обнаружат сотрудники службы досмотра