Чисто по-русски?
Корреспонденты «НВ» отправились в Кронштадт, чтобы выяснить: действительно ли эксперимент c отказом от дворников-гастарбайтеров можно считать успешным, как о том отрапортовал глава района
Россиянин Сергей (на фото справа) стал дворником задолго до начала эксперимента, но его результатами тем не менее доволен: новая техника не подводит, а с коллегамисоотечествен¬никами куда проще договориться...
В администрации Кронштадтского района заявили: эксперимент, в ходе которого дворников-гастарбайтеров заменили граждане России, прошёл успешно. Согласно результатам некоего опроса (проведённого силами самой администрации), «более 60 процентов жителей Кронштадта положительно оценили изменения в жилищно-коммунальном хозяйстве города».
Так или иначе, с самого начала эксперимента было понятно, что Терентий Мещеряков, пойдя на эксперимент, попал в точку. Тема обилия мигрантов для города становится актуальной, если не сказать больной. И, экспериментируя таким образом, глава района как минимум в очередной раз привлёк к себе внимание. И набрал вистов у определённой (и весьма значительной) части населения.
Но действительно ли с тех пор, как за мётлы и грабли взялись русские, улицы в Кронштадте стали чище? Ведь если верить жалобам местных жителей в социальных сетях, то качество уборки в районе за последние месяцы, напротив, заметно упало.
И, к слову, эти жалобы тоже (как и результаты опроса) не удивили. Ведь за последние годы петербуржцы привыкли к тому, что дворников, по крайней мере, стало больше. Раньше – одна-две женщины в оранжевых фуфайках, теперь – целая бригада гастарбайтеров.
Корреспонденты «НВ» отправились с ревизией на остров Котлин, чтобы разобраться в нюансах стартовавшего в середине лета эксперимента.
...а вот Елена считает, что соотношение объема работ и зарплаты вряд ли привлечёт толпы желающих освоить метлу и лопату «А дворников я попросту не вижу»
Итак, по заверениям районных властей, ни одного мигранта с метлой в Кронштадте не осталось, а улицы убираются как никогда. Что ж, на улицах Кронштадта действительно довольно чисто. Опавшая листва – не в счёт.
Как сообщил заместитель начальника Жилищного агентства Кронштадтского района Николай Платонов, нынче в городе работают 90 дворников, которые обслуживают 327 домов. Все они – граждане России.
И действительно, вот женщина славянской внешности сосредоточенно сгребает листья на газоне вдоль одной из главных улиц.
А вот её коллега Сергей, которого мы встретили у здания ЖЭС № 2 на Посадской улице, где тот заправски орудовал пылесосом для уборки тротуаров. Оказалось, что Сергей вовсе не новобранец и трудится дворником уже не первый год. Вот только новую технику освоил недавно. Её, кстати, закупили в рамках кампании по привлечению соотечественников. С целью «создания более технологичных рабочих мест». В частности, администрация приобрела два новых пылесоса: каждый заменяет три пары человеческих рук, а в использовании крайне прост.
Результатами эксперимента дворник доволен. Говорит, работать с коллегами-россиянами проще.
– Взять хотя бы ту же технику, – аргументирует дворник. – Сколько раз мигранты её в скупку сносили…
Ну а что касается жителей Кронштадта, то в целом, как выяснили корреспонденты «НВ», поговорив с местными обитателями, саму идею возродить престиж профессии дворника и сделать её «русской» они одобряют. А вот их мнения о том, насколько равноценной оказалась замена на практике, неоднозначны. Одни говорят, что с приходом российских дворников в подъездах и дворах стало чище, другие, наоборот, – грязнее. Однако большинство из опрошенных нами горожан никакой особой разницы не заметили. Может, заметят зимой – когда для дворников настанет пора главных испытаний?..
– Не могу сказать, что что-то изменилось, – говорит Владимир, житель дома по улице Фейгина. – Лестницу по-прежнему моют редко. А дворников я попросту не вижу. Даже не знаю, кто у нас убирает.
«Кто захочет работать за эти деньги?..»
Между тем критика эксперимента Терентия Мещерякова звучала и из уст высшего городского начальства. В частности, сомнение в успешности проекта в начале октября на заседании правительства высказал Георгий Полтавченко. Губернатор заявил, что, по его данным, укомплектованность дворниками и кровельщиками на острове Котлин составляет 50 процентов. Однако Мещеряков заверил: мол, дворников хватает.
Мы решили отправиться на Флотскую улицу – именно оттуда летом, по данным СМИ, поступало больше всего жалоб на нерасторопность русскоязычных работников метлы.
Во дворе одного из домов мы застали Елену, дворника с почти 20-летним стажем. Она инициативу администрации оценивает скептически.
– Три года назад решили нанимать мигрантов – тогда всю нашу бригаду расформировали, и мне пришлось уволиться, – вспоминает Елена. – Теперь вот решили сделать наоборот. Разогнали иностранцев, стали брать на работу русских. Да только русские не особенно шли – первый месяц мы с мастером участка работали вдвоём. Бригаду укомплектовали только к середине сентября. Теперь вот только нас стало шестеро.
Кадровые проблемы Елена объясняет просто:
– А кто захочет работать за эти деньги?..
Между тем с началом эксперимента зарплату дворникам Кронштадта повысили. Этого удалось добиться за счёт отказа от услуг клининговых компаний – теперь жилищно-эксплуатационные службы нанимают дворников напрямую, без посредников. Сэкономленные на аутсорсинге средства пошли на прибавку к жалованью: с 1 октября зарплата дворника увеличилась на 20 процентов и составляет 8,5 тысячи рублей.
– Это зарплата за один участок, – поясняет замначальника ГУЖА Кронштадта Николай Платонов. – Никто не запрещает брать больше. Фактически дворник, который задействован на двух участках и к нему нет нареканий, получает почти 20 тысяч.
– Зарплату подняли, это да, – говорит в свою очередь дворник Елена. – Только вместе с ней заодно увеличили и площадь уборки. Мне за мой оклад нужно теперь отмыть 1200 квадратных метров. Можно, конечно, взять ещё один участок – так ведь это нереально, просто-напросто сляжешь!
То есть ситуация неоднозначная. С одной стороны, глава района уверяет, что дворников хватает. С другой – заместитель начальника ГУЖА Кронштадта отмечает:
– Сейчас недостатка в дворниках нет, но мы всё равно принимаем желающих.
Кстати, россиян «заманивают» в профессию и жилплощадью, которая предоставляется (впрочем, только иногородним) на время трудового договора.
Эксперимент только началсяКак заявляет глава района, эксперимент в сфере ЖКХ только начало масштабного проекта. В ближайшее время администрация Кронштадта планирует сменить мигрантов на граждан России и за рулём маршруток. Каким образом Терентий Мещеряков собирается привлекать отечественных водителей в коммерческий транспорт – остаётся только догадываться.
Но даже если ему это и удастся… Конечно, рассказы про мигрантов, которые «всю дорогу болтают на непонятном языке, держа одной рукой телефон а другой пересчитывая деньги», которые «лавируют между машинами на своих раздолбанных вёдрах», хорошо известны. Но разве местные водители ведут себя иначе? Ну разве что разговаривают по телефону на «понятном» языке. А уж качество подвижного состава зависит вовсе не от национальности водителя.
Более того, доводилось слышать мнение, что среднеазиатские водители куда более приветливы к пассажирам (обходительность по отношению к клиентам у южных народов вообще в крови) в отличие от наших, которые по старой советской памяти чувствуют себя за рулём этакими «шефами».
Словом, вопросов много… С другой стороны, экспериментальная площадка – это всегда полезно.
Анастасия Ложко. Фото Алексея Лощилова
компетентно
«С мигрантами проблем намного меньше»Михаил Карзов, председатель одного из ТСЖ Красногвардейского района:
–Эксперимент в Кронштадтском районе, бесспорно, интересен. Но актуален ли он? На моём опыте был только один удачный случай, когда я устроил на работу двух русских женщин-дворников. Это было около семи лет назад, и они хорошо работают до сих пор. А вот на другой объект я пытался устроить четырёх наших соотечественников, но никто из них нормально не работал. С этой работой обычно хорошо справляются разве крепкие пенсионеры, которые живут в том же доме, который убирают.
Между тем у меня, как у работодателя, проблем с работниками-мигрантами в разы меньше. Потому что такому работнику ставишь задачу, и он её просто выполняет. Наши же постоянно жалуются, что им тяжело: не та метла, не тот совок, закончились мешки… В общем, постоянные отмазки – лишь бы не работать. А у дворника из Средней Азии почему-то хватает ума предупредить, что мешков осталось мало, за неделю до того, как они действительно закончатся.
И это уже не говоря о том, что далеко не все русские идут работать на такие низкие зарплаты.
точка зрения
Поколение дворников и сторожей...Сергей Лукьяненко, писатель, Москва:
– Иван Петрович вышел из дома. Кивком головы поприветствовал дворника Афанасия. Тот усердно работал лопатой, сгребая снег со двора.
В троллейбусе, который вела миловидная девушка Маша Иванова, Иван Петрович почитал айфон. В новостях рассказывали про трудовые успехи бригады каменщиков под руководством Святослава Зайцева. «Нас семеро братьев в бригаде работает», – рассказывал Святослав.
Иван Петрович выключил айфон и посмотрел в окно – на русскую-прерусскую Москву...
…А теперь давайте я расскажу вам, что нужно для этого благолепия. Нет, ясен перец, нужно выгнать всех гастарбайтеров. Но кто придёт им на смену?
Любое развитое общество рано или поздно попадает в паскудную ловушку: начинает падать рождаемость. И чем лучше уровень жизни, чем выше развитие общества – тем рождаемость ниже.
В России и СССР это очень долго компенсировало село. Именно из села шёл поток тех, кто вкалывал на неквалифицированной работе в городах (да и в самом селе). Москва была полна гастарбайтеров – только русских, и назывались они «лимитой». И относились к ним... да хреново относились. Вспомните, кто моего возраста и старше.
Но и «лимиты» не хватало. Завозили... вьетнамцев. Да-да. Как и ныне. Из Средней Азии и с Кавказа особо никого не везли: СССР развивал рабочие места повсюду, руки нужны были и для сбора хлопка, и для строительства в горах...
Сейчас село пусто. Вымерло и вымирает. Спилось. Убежало в города – кто смог. Мелкие города тоже не блещут населением. Откуда взяться «лимите»? Кто пойдёт дворником за 25 тысяч в Москву, где жизнь стоит как в Европе?
И не надо, пожалуйста, сказок о том, что все эти малоквалифицированные места заняты гастарбайтерами, а русскому человеку на них не устроиться. Враньё. Зарплаты до 30–40 тысяч в Москве не котируются. Всегда есть дефицит грузчиков, дворников, строителей. Дефицит врачей, инженеров, учителей тоже есть, но не о том сейчас речь...
И капитализм, кстати, тут ни при чём – социализм, хоть сколько-нибудь работоспособный, тоже вынужден считать деньги и нанимать тех, кто дешевле всего. Любой общественный строй предпочтёт дешёвую рабочую силу дорогой. Или – умрёт.
Если убрать из России (из двух столиц в первую очередь) всех гастарбайтеров, работающих дёшево и много (пусть и плохо), – рухнет всё. Вам это может не нравиться, мне лично не нравится тоже. Но это правда, а на правду не обижаются.
Набрать 5 миллионов трудоспособных и не сваливающихся в запой при малейшей возможности людей на малоквалифицированные работы – просто негде.
Так же как США встанут без мексиканцев (помните серию «Южного парка» «Последний из мексикан»?), Великобритания – без индусов и пакистанцев, Германия – без турок, вся Европа – без прибалтов и молдаван (а вскоре и без украинцев). Как «встали» Прибалтика и Молдова – когда из них вымыло в Европу рабочую силу.
И какой у нас выход?
Либо продолжать держать на работах гастарбайтеров. Ужесточая законодательство, контролируя их и так далее и тому подобное. Но понимая, что эти с чужой, вызывающей опасение (в нашем понимании) религией делают то, что мы сами делать не хотим.
Либо увеличивать собственное население. Чтобы мы сами были готовы работать за маленькие деньги, в ужасных условиях (и ещё при этом размножаться активно).
И тот мир, где русские дворники, русские грузчики и русские рабочие ласкают взгляд образованного и довольного жизнью русского человека, – он возможен только в одном случае. Если где-то за МКАД (и вообще за границами городов) – крепостное право, колхозы или иные формы деления населения на элоев и морлоков. И там постоянно кипит-бурлит котёл жизни, рождаются дети, раздаются песни и пляски под гармонь, там труд, секс, сон и периодическая выпивка. И тянется оттуда в города «лимита». Которая частично образуется, частично цивилизуется – и через пару поколений сама становится «горожанами», которые потянут из деревень новые соки.
К сожалению, голубчики, именно так ныне функционирует мир. Людей не хватает. Большой вампир – США – сосёт самую лучшую кровь, вампиры поменьше – то, что достаётся им. России же стараниями конкурентов досталось вытягивать человеческие ресурсы из Средней Азии. Уж какие есть. Своих-то не осталось. Что сломали, что потеряли...