«С мозолями на душе всё в порядке»
Легендарные актёры советского кино и театра Татьяна Пилецкая и Юлиан Панич встретились с журналистами в Балтийском медиа-центре. Встреча была из тех, которые случаются не так часто: случай, когда людей искусства связывают по-настоящему дружеские отношения более 60 лет, – скорее исключение из правил
Легендарные актёры советского кино и театра Татьяна Пилецкая и Юлиан Панич встретились с журналистами в Балтийском медиа-центре. Встреча была из тех, которые случаются не так часто: случай, когда людей искусства связывают по-настоящему дружеские отношения более 60 лет, – скорее исключение из правил.
Татьяна Львовна живёт в Петербурге, служит в театре «Балтийский дом», играет в театре «Приют комедианта», снимается в кино и сериалах. Юлиан Александрович эмигрировал в самом начале 70-х, многие годы проработал в Мюнхене на радиостанции «Свобода», где читал и «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына, и «Чонкина» Владимира Войновича, и поэму «Москва – Петушки» Венедикта Ерофеева. В настоящее время они с женой и коллегой Людмилой Панич живут во Франции, под Парижем. Супруги Паничи бывают в Петербурге, может быть, не так часто, как хотелось бы. И каждый раз непременно встречаются с Татьяной Пилецкой и её мужем Борисом Агешиным, замечательным мимом. В творческой встрече «Судьбы у нас – разные», проведённой при участии «НВ», Борис Дмитриевич участия принять не смог в связи с временным недомоганием.
В далёком 1956-м вышел на экраны фильм «Разные судьбы», где Татьяна Пилецкая и Юлиан Панич сыграли вчерашних школьников Федю Морозова и Таню Огневу, судьбы которых сложились… по-разному. Картина Леонида Лукова называлась «Знакомые судьбы», но министр культуры СССР Екатерина Фурцева на просмотре возмутилась: «Это что ещё за «Знакомые судьбы»? Вы хотите, чтобы зрители начали оглядываться?..»
– Из картины уже тем, что заменили название, вынули полемическую заострённость, – сказал Юлиан Панич. – Но картина осталась. Как хорошая сказка. А для меня этот фильм уж точно воспоминание о потрясающем времени, когда мы были слепые, но честные, умные, но необразованные.
Неожиданно Юлиан Александрович повернулся к Пилецкой:
– Я должен повиниться и попросить прощения у Татьяны Львовны (Пилецкая подняла брови). Большая редкость, когда у актёра есть фильм жизни. Для Тани это – «Разные судьбы». А после того как я эмигрировал, картину положили на полку больше чем на 20 лет! Она даже на творческих встречах не могла показывать фрагменты, говорить о партнёрах, в числе которых не только я, но и Бруно Фрейндлих, Лев Свердлин, Ольга Жизнева, Татьяна Конюхова… Таня, винюсь, что я тебе немножко подрезал крылья.
– Конечно, эта картина сыграла большую роль в моей жизни, как положительную, так и отрицательную, – согласилась Пилецкая. – Много ролей пролетело мимо, но не только по той причине, о которой ты говоришь. К сожалению, режиссёры часто об актёрах судят по типажу: «Огнева – злющая! Не надо». Но, несмотря на несыгранные роли, даже Дездемону, считаю: я счастливый человек уже потому, что в моей жизни были «Разные судьбы», были и есть Юлечка Панич и его жена Люся.
Разговор, естественно, не ограничился одним, пусть и «знаковым» фильмом, – говорили о современном российском и мировом театре и кинематографе, журналистике и опять ностальгически возвращались в 50-е, 60-е, 70-е...
– Я делала фильм к столетию Ленина, – рассказывала Людмила Панич. – Если бы вы знали, как его кромсали! Там была глава о любви Ленина и Крупской в Швейцарии… А из фильма о Лермонтове приказали вырезать хрестоматийное – «Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ!..».
– С мозолями на душе у нашего поколения всё в порядке, – констатировал Юлиан Панич.