Будущее набережной прояснилось
Подведены итоги архитектурного конкурса проектов застройки «Набережной Европы»
Подведены итоги архитектурного конкурса проектов застройки «Набережной Европы»
Чиновники и архитекторы подвели итоги конкурса проектов судебного комплекса на Петроградской стороне. В ближайшее время контракт на рабочее проектирование квартала для объединённых Высших судов, переезжающих из Москвы в Петербург, и Дворца танцев Бориса Эйфмана заключат с «Архитектурной мастерской Максима Атаянца». Такой вердикт в субботу вынесло жюри под председательством управделами президента Владимира Кожина. Правда, автору предстоит скорректировать свой проект в соответствии с пожеланиями экспертов – расширить зелёную зону и сделать судебные корпуса более современными.
Первоначальный вариант, предложенный Максимом Атаянцем, предполагал, что судьи и другие работники судебных ведомств поселятся рядом с работой. Неподалёку от зданий судебного департамента автор предлагал возвести жилые дома. И всё же члены жюри решили, что «Набережная Европы» должна стать именно общественным местом, и попросили проектировщиков доработать свою концепцию. Эксперты предложили чуть больше пятой части бывшей «Набережной Европы» превратить в зелёную зону, а на остальной территории возвести судебные здания и Дворец танцев Бориса Эйфмана. Иными словами, если проект в таком виде воплотится в жизнь, горожане и туристы в любое время смогут свободно гулять рядом со зданиями судов. Жильё же для судей (около 100 тысяч квадратных метров) построят в другом месте, где именно – пока непонятно.
Второй важный момент – Максиму Атаянцу и шестерым специалистам его бюро, скорее всего, предстоит серьёзно изменить облик зданий, в которых разместятся судебные инстанции. «НВ» уже отмечало, что внешне они очень сильно напоминают классические греческо-римские портики. Судьи конкурса предложили авторам отказаться от прямых заимствований (в частности, с Биржи на Стрелке Васильевского острова) и разработать для них более современный облик. К слову, управляющий делами президента РФ Владимир Кожин сообщил, что само здание Биржи под судебные нужды больше не пригодится (хотя, напомним, ещё недавно речь шла о том, что в нём разместится Дворец правосудия). Дальнейшую же судьбу Биржи, заявил Кожин, решит федеральное правительство вместе с городским властями.
Между тем пожелания жюри вызывают массу вопросов. Главный из них – где разместить более двух тысяч работников судебных ведомств? Компактное проживание рядом с работой имело не только свои плюсы в плане формирования архитектурного единства комплекса, но и автоматически решало проблему его транспортной доступности. Как отметил Георгий Полтавченко, городские власти должны найти для строительства жилого комплекса место, от которого судьи и другой персонал судов могли бы быстро добираться до рабочих мест. Но, как выяснило «НВ», в окрестностях «Набережной Европы» свободных участков земли для возведения нового элитного жилого комплекса попросту нет. А транспортная ситуация в этой части Петроградского района настолько катастрофическая, что дополнительные машины (не станут же работники Высшего арбитражного и Верховного судов добираться на работу на троллейбусах) могут привести к ещё большим пробкам.
Не очень ясна и ситуация с так называемыми видовыми коридорами, которые пришлись по вкусу большинству экспертов. Речь идёт о своеобразных невидимых осях, которые соединили бы главные архитектурные доминанты. Например, такой видовой коридор в первоначальном проекте Максима Атаянца должен был связать Дворцовую набережную с Князь-Владимирским собором как раз через жилую зону. Хотя, говорят профессиональные архитекторы, коридор можно расширить и сделать его более значимым как раз с помощью увеличения открытого общественного пространства.
Доработанный проект мастерской Максима Атаянца эксперты снова рассмотрят через несколько недель. Ожидается, что вскоре после этого (в случае если комиссию устроят внесённые архитектором поправки) с автором заключат государственный контракт. А само строительство, как сообщил Владимир Кожин, может начаться уже весной 2014 года. Основное финансирование работ возьмёт на себя федеральный бюджет. При этом Владимир Кожин не исключил и возможности привлечения неких «внебюджетных источников». Вероятнее всего, речь идёт о том, что чиновники попытаются возвести часть объектов на основе государственно-частного партнёрства. Общая стоимость работ оценивается в 60 миллиардов рублей. По словам Владимира Кожина, часть средств может быть переведена в Петербург после продажи имущества Высшего арбитражного суда в Москве.