И на Неве бывают пятна

Корреспондент «НВ» вместе с волонтёрами спасала петербургское побережье от нефтяного разлива

Корреспондент «НВ» вместе с волонтёрами спасала петербургское побережье от нефтяного разлива

На танкере «Волгонефть» произошёл прорыв – около 80 кубометров нефтепродуктов вылилось в район Морского канала. Мелководная часть и побережье в черте города находятся под угрозой экологического загрязнения. На ликвидацию последствий катастрофы отправились студенты десяти вузов Петербурга. Предварительно они прошли инструктаж, облачились в спецкостюмы, вооружились лопатами. Экологам помогала машина «Труксор», специально предназначенная для очистки водоёмов от маслянистой плёнки. В результате было собрано несколько килограммов… мусора. А всё потому, что авария на танкере – всего лишь легенда для тренировки по ликвидации катастрофы, в которой приняла участие и корреспондент «НВ».

На волонтёрские учения приехали около ста студентов из десяти вузов города, многие из которых начинающие экологи

Как на войне

Мы доехали до пункта назначения. Первая смена волонтёров-ликвидаторов только что высыпала из автобуса. Полсотни юношей и девушек (а последних раза в полтора больше), похоже, оставили свой боевой настрой где-то в родном вузе – на кафедре экологии, где слушали лекции про нефть, мазут и битум. На практике же мокнуть в малярных комбинезонах с лопатами на берегу Финского залива оказалось занятием не из приятных.

– Тут, ребята, как на войне. Главное – дисциплина, – тщетно пытается успокоить ребят с помощью мегафона Игорь Березин, начальник отдела координации аварийных работ комитета по природопользованию.

Он проводит инструктаж, но слушают его вполуха – волонтёры и так всё знают. Подобные тренировки, как оказалось, проводятся осенью и весной вот уже четыре года, поэтому алгоритм «переодевание – инструктаж – ликвидация аварии» ребятам хорошо знаком. А тем, кто приехал впервые и в нефтепродуктах профан, перед учениями прочитали курс лекций про опасность мазута и даже отвезли на экскурсию в одну из городских экологических служб.

А ну-ка, девочки!

Смелую девушку зовут Ирина Мох, она студентка 3-го курса Полярной академии Петербурга и приехала из Абакана учиться на эколога. Ира ещё полгода назад забронировала себе место, чтобы попасть на учения. От каждого университета едут всего по восемь человек, а желающих немало –вот и выходит, что приходится ждать.

– В школе мы с друзьями часто сажали деревья, я ещё с детства интересуюсь экологией, – рассказала студентка. – В академии объявили, что пройдёт такая акция и желающие могут приехать помочь. На инструктаже объяснили, как по Неве ходят эти ледоколы и лодочки, у которых усы выдвигаются, ну, чтобы нефть собирать. Показывали, как работает механизм лодки, как нефть выливается в Неву, как образуются пятна, как их собирают в бочки и увозят на переработку.

«Кораблики», «усики», «лодочки» – у Иры свой уровень знаний экологической техники, по-женски трогательный. Студентка куда задорнее рассказывает, как они с однокурсниками собирают на берегу «стёклышки» и «камушки». Материнскую заботу о природе проявляют ещё шесть девушек из Полярной академии, а руководит ими молодой человек – Евгений Жухевич, координатор отряда.

– Здесь нужна массовость, – рассуждает Женя. – Какие бы ни были специалисты, им всё равно тяжело в одиночку убрать большой участок суши. В этой работе неважно, эколог ты или волонтёр, у любого на уборку уйдёт немало времени. В экологических службах есть… ну 100 человек. Эта сотня не сможет очистить всю береговую полосу без помощи волонтёров.

Особая мужская миссия

– Вы чего девушкам не помогаете? – интересуюсь я.

– У нас особая миссия… – таинственно отвечает волонтёр Стас.

В группе «полярников» есть и ребята, но их немного – всего трое. Пока барышни несут к «пухте» (так здесь шуточно называют ПУХТО – пункт утилизации и хранения твёрдых отходов) уже третий мешок с «пляжными» отходами, сильный пол задумчиво глядит на горизонт Финского залива.

– Девушки собирают весь мусор по пакетам, а потом мы их уносим, – объясняют систему работы молодые люди, которые опаздывают, поэтому девушки-экологи всё равно сами несут мусорные мешки.

Весь пляж разделён на две части: грязную и чистую зоны. «Заражённую» территорию убирают семь групп волонтёров, в каждой из которых работает по шесть человек. Сам берег – одно из мест отдыха жителей Красносельского района, поэтому мусора здесь предостаточно – бутылки, мангалы, пластиковая посуда и много другого. Инсценированная ликвидация аварии проходит в две смены – это тоже, по мнению организаторов, важный момент, который нужно отработать с волонтёрами.

– Если раньше мы вместе выходили на берег, то в этом году сначала убираются одни университеты, потом – другие, – рассказывает Евгений Жухевич. – Ведь в реальной ситуации человек не сможет работать вечно – ему нужна замена.

Нефтяная амфибия

Я запихиваю в мешок очередную пластиковую бутылку и поднимаю глаза – в воде стоит необычная машина с манипулятором, напоминающая маленький танк. Вспоминаю инструктаж Игоря Березина – действительно, как на войне. Волонтёры под пристальным взглядом водителя спецтехники загружают на платформу пакеты с мусором.

– Держи ещё один! Аккуратнее смотри, чтобы не упали! – командует координатор отряда.

Странный танк на самом деле не должен возить мешки с мусором. Это многофункциональная платформа класса амфибия «Труксор», предназначенная для очистки водоёмов. Машина перемещается по земле, по воде и даже по болотам. У «Труксора» несколько сменных насадок, которые могут расчищать и углублять водоёмы, отсасывать ил, косить траву под водой и, конечно, собирать мазут с поверхности.

– Сейчас на платформе установлена специальная щётка, кроме того, у неё есть ёмкость для сбора нефтепродуктов, – рассказывает моторист Сергей Журавлёв. – Обычно при разливе нефти используют плавучие заграждения или нефтесборщики. «Труксор» же может пробраться в прибрежную зону, которая для обычных катеров недоступна.

Таких машин в Петербурге три – все они находятся в подведомственных комитету по природопользованию учреждениях: на предприятии по очистке и благоустройству водоёмов «Ленводхоз», предприятии по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти «Пиларн» и природоохранном предприятии «Экострой». Как отметили в комитете, каждая машина стоит 5 миллионов рублей, к слову, в среднем в мире, чтобы собрать один килограмм нефтепродуктов с воды, государству нужно потратить 1 евро, а с берега – в 100 раз больше.

– На реальный разлив «Труксору» приходилось выезжать только однажды, – рассказал Игорь Березин. – Весной 2011 года в устье реки Смоленки случился небольшой разлив – с аварийного катера «Метеор» начали стекать нефтепродукты. Ледокол «Невская застава» тогда спустил на лёд амфибию «Труксор», которая и собрала опасное вещество.

Материнский инстинкт

По дороге обратно мы проезжаем Полежаевский парк у Петергофского шоссе. Автобус останавливается на перекрёстке, и мы видим, как на газоне у трассы пять пенсионерок сгребают осенние листья.

– Смотрите, девчонки, – они тоже волонтёрят!

Всем студентам, которые спасали залив, выдадут сертификаты, подтверждающие, что они профессиональные волонтёры. Ребят, которые захотят применять свои навыки на практике, занесут в базу данных, и если случится реальный разлив нефти, их призовут на помощь городу. Сегодня в базе предприятия «Пиларн» около 200 добровольцев, а после сегодняшней тренировки к ним прибавится ещё сотня студентов.

– Среди волонтёров сегодня больше девочек, – рассказывает Александра Жукова, ведущий специалист комитета по природопользованию. – Возможно, потому, что в университетах просто пропорционально учится больше девочек. Но надо отметить, что они в целом ответственнее относятся к защите окружающей среды. Видимо, сказывается материнский инстинкт.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.