А может, проще пешком?..

В Петербурге разработали новую систему оплаты проезда в общественном транспорте – запутанную, дорогую и неэффективную

 

В Петербурге разработали новую систему оплаты проезда в общественном транспорте – запутанную, дорогую и неэффективную

Вскоре петербургский общественный транспорт может избавиться-таки от кондукторов. Вместо провалившегося проекта внедрения системы стационарных валидаторов (кондукторы всё равно никуда не делись) городские власти рассматривают несколько новых вариантов оплаты проезда, которые предусматривают отказ от кондукторов. В руки корреспондента «НВ» попал один из них, наиболее проработанный. По нашим данным, именно этот проект сегодня рассматривается как приоритетный. Но если городские чиновники в самом деле остановятся на этом проекте, то пассажиров, похоже, ожидает повторение бессмысленной и затратной истории с валидаторами. Только всё будет ещё дороже, запутаннее и неудобнее.

Напомним, сейчас в Петербурге оплатить проезд можно тремя способами. Первый – просто купить одноразовый билет непосредственно в салоне у водителя или кондуктора (или жетон в кассе на станции). Второй – приобрести электронный билет длительного действия (в метро также доступны карты на определённое количество поездок). Третий – списать требуемую сумму с так называемого электронного кошелька.

Тем, кто привык пользоваться месячными проездными, по поводу нового проекта волноваться нечего – им предложат ездить так, как они ездят теперь. Сложности могут возникнуть у тех, кто пользуется общественным транспортом нерегулярно. Или просто не считает нужным покупать проездные на длительный срок. А таковых – более половины.

Итак, главным элементом новой системы оплаты проезда должен стать так называемый смарт-жетон. Этот смарт-жетон можно будет купить не абы где, а только в специальном автомате. Где такой аппарат можно будет найти – об этом ниже. Пока же скажем только, что нынче разработчики ломают головы над тем, будут ли такие аппараты принимать только наличные или же не погнушаются и банковскими картами.

Но купить смарт-жетон – это только начало захватывающего процесса. Проникнув в салон автобуса, например, этот смарт-жетон надо будет опустить в специальный смарт-жетоноприёмник, который (если там ничего не сломается) выдаст вам билет. При этом билет этот не простой, а длительного пользования (от 30 минут до полутора часов) – он даст его счастливому обладателю право ездить в общественном транспорте (в том числе и на метро) в течение указанного времени. Однако для того, чтобы спуститься в подземку, вам придётся найти другой автомат, который поменяет билет обратно на смарт-жетон! И уже по нему вы пройдёте в метро. Ну а если вам после поездки на метро вдруг понадобится вновь воспользоваться наземным транспортом, то нет ничего проще! Всего-то опустить смарт-жетон в смарт-жетоноприёмник – и будет вам счастье. И так вы сможете менять смарт-жетон на билет и обратно, пока не закончится срок действия всего этого транспортного великолепия.

Впрочем, не спешите радоваться (или пугаться). Вся эта «идиллия» существует лишь в головах авторов смелого проекта. А что будет на деле? Сейчас, например, если в салоне не работает кондуктор, то водители просто не открывают задние двери – и де-факто сами работают кондукторами, выпуская пассажиров через переднюю дверь как баранов (ну или как пассажиров самолёта). Есть серьёзные опасения, что отказ от кондукторов приведёт к тому, что давка на выходе станет непременным атрибутом всех без исключения автобусов.

Однако, по замыслу авторов проекта, чинить сие безобразие водителям никто не позволит: сейчас на выходе они орудуют ручными валидаторами, а вот заветного смарт-жетоноприёмника у них в кабине не будет!

Вот только тогда возникает другой вопрос: а много ли найдётся добросовестных пассажиров, которые, оказавшись лицом к лицу с бездушным смарт-жетоноприёмником, отдадут ему свои кровные?.. С зай-

цами авторы идеи предлагают бороться с помощью… большого штата контролёров.

Что ж, подобные схемы в общем виде действуют во многих западных странах – там, где, во-первых, принято полагаться на добропорядочность пассажиров, а во-вторых, действуют поистине драконовские штрафы за безбилетный проезд. А в Петербурге эта карательная мера сегодня составляет всего 1 тысячу рублей. И ужесточать её не планируется.

– Очевидных плюсов у проекта два, – считает аналитик рынка пассажирских перево-зок Дмитрий Кочергин. – Во-первых, он теоретически позволит отказаться от кондукторов (что сокращает расходы на персонал) и в перспективе сделать все оплаченные поездки учтёнными (чёрный нал исчезает). А во-вторых, город получит европейскую систему оплаты проезда, при которой билет действует определённое количество времени.

Минусов же, по мнению эксперта, гораздо больше…

В первую очередь это немалые затраты на приобретение и монтаж оборудования. Проект предусматривает установку не менее 670 автоматов для продажи смарт-жетонов, которые должны появиться в вестибюлях метро, на остановках наземного транспорта, в крупных торговых центрах… Это обойдётся в 40 миллионов рублей. Причём 670 автоматов – это, полагает эксперт, минимум. На деле автоматов потребуется гораздо больше. Плюс установка аппаратуры в салонах наземного транспорта. Плюс обслуживание, ремонт… Плюс зарплата тех же контролёров, которые придут на смену упразднённым кондукторам…

– Кроме того, новая система неизбежно приведёт к пересмотру тарифов, – продолжает Дмитрий Кочергин. – И я очень сомневаюсь, что в конечном счёте всё это не приведёт к серьёзному подорожанию проезда.

Проект изменения системы оплаты проезда, по информации «НВ», в Смольном могут рассмотреть уже до конца нынешнего года, чтобы решить, может ли город выделить деньги из бюджета на его реализацию уже в 2014-м.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.