Повторения Кондопоги не будет

Что сделано в Карелии для укрепления межнационального единства

Что сделано в Карелии для укрепления межнационального единства

Прошло шесть лет со времени беспорядков в Кондопоге, когда в этом провинциальном карельском городке разгорелся меж-этнический конфликт такой силы, что зарево того пожара было видно даже в самых отдалённых уголках России. Что изменилось в Карелии с тех пор? Что сделано местной властью для недопущения подобного? На фоне последнего обострения, которое началось в Бирюлёво, вопрос не праздный: нам, представителям разных национальностей, жить вместе.

Однажды я участвовал в полицейской операции, целью которой было задержание наркоторговца. По национальности этот мужчина был цыган. С изумлением узнал, что у него шведская фамилия. Мне это показалось странным, и я стал выяснять. Оказалось, что в Олонии цыгане появились в семнадцатом веке. Пришли из Швеции, где и жили несколько столетий, пока на них не начались гонения. Массовые убийства, как мы теперь сказали бы – этнические чистки. Вот и появились у нас цыгане со шведскими фамилиями. Так что они более коренные, чем большинство русских в Карелии.

Я не о приоритете заселения говорю. И не о том, что в Швеции – ныне цивилизованной и донельзя толерантной – существовал жесточайший геноцид цыган, а в России, по крайней мере на территории Олонецкой губернии, – нет. Просто – как поёт Максим Леонидов – «это может кому-то казаться смешным, но все всё равно равны».

В истории моего города этот тезис находит массу подтверждений. Те, кто сейчас бурчит: «Понаехали тут!» – не помнят, что в Петрозаводске сто с лишком лет назад существовало компактное поселение китайцев – более тысячи человек к началу Первой мировой войны.

Ворчуны не сознают, что ещё до их появления в Карелии (а большинство русских, белорусов и украинцев приехали в Карелию после Великой Отечественной войны) здесь жили кроме карелов, финнов, вепсов и немцы – выходцы из прибалтийских губерний Российской империи, шведы, евреи, голландцы. Не поверит современный петрозаводчанин, что был микрогородок хивинцев – представителей народов Средней Азии. Мало кто теперь помнит, что существовали целые неправославные кладбища. Например, протестантское напротив Крестовоздвиженского собора – через дорогу от православного Зарецкого кладбища.

К чему это я – о грустном, о кладбищах? Да к тому, что очень много проживало здесь представителей других народов. Представителей нетитульных наций. Настолько много, что отдельные кладбища были. Причём большие кладбища.

И – теперь внимание! – главное. В те времена, сто и больше лет назад, никаких межэтнических, межконфессиональных конфликтов в Петрозаводске не было. То есть в Петрозаводске, да и в Карелии в целом, за столетия была выработана практика и культура совместного мирного сосуществования разных народов.

Экскурс в историю нужен для понимания современной ситуации. Были события в Кондопоге? Да. Причины известны: плохая работа местной администрации, непрофессионализм милиции, устаревшие и недействующие законы, косность, лень и безответственность на разных уровнях, короче – неготовность государственного аппарата к новым социально-экономическим реалиям. Ворошить былое заставляет современность. Жена спросила, посмотрев телерепортажи о Бирюлёво: мол, новая Кондопога? Разольётся теперь, дескать, по всей России?

Да боже ж мой! Бирюлёво – да, та же Кондопога! С точностью та же. Опять – коррупция, опять – преступное бездействие чиновничества в решении острейших экономических и социальных вопросов. Всё то же. Только в большем масштабе и в столице. Но – успокойтесь. По крайней мере в Петрозаводске успокойтесь.

Ведь после Кондопоги многое сделано, чтобы не полыхнуло. И это заметно даже по ощущениям, получаемым на улице, в магазине, в кинотеатре. Становится заметно, что приезжим не нужен конфликт. Я вижу с их стороны иное, отличное от того, что было семь-десять лет назад, отношение к коренным жителям. Что-то изменилось внутри диаспор. Причём и в молодёжной среде, и у людей постарше. Дерзких взглядов в мою сторону, гортанных выкриков без повода, якобы случайных толчков плечом в моё плечо я в последние годы замечаю всё меньше. Сосед по дому, владелец ларька, при встречах в подъезде вежливее, чем раньше. Его многочисленное потомство ведёт себя скромнее, чем ещё пару-тройку лет назад. На улицах я всё чаще наблюдаю смешанные компании подростков и молодёжи: один-два – смуглых, два-три – блондина. Дружат. Раньше этого не было или почти не было. Хулиганят, конечно. Не без этого. Это я по сводкам происшествий знаю. Но – вместе.

Мой знакомый бизнес завёл с чеченцем. Компаньоны. Вроде – уже года три – всё нормально. Доволен. У моей мамы постоянный поставщик овощей – азербайджанец. По отзывам – преду-

предителен, честен. Лет десять назад мать их побаивалась, приезжих. Старалась покупать у русских. Теперь – пожалуйста, покупает у азербайджанца.

Есть и другие факты, наблюдения, чёрточки, штришки из бытовой, повседневной жизни, заставляющие думать, что нет причин для «новой Кондопоги». Наврал, пожалуй. Точнее сказать так: если и есть, то их число очень далеко от критической массы. Словом, по ощущениям – налаживается. Устраивается. Это и жена отмечает: ей тоже как-то хоть немного, но комфортнее стало. Спокойнее.

Причины? Я полагаю, что ментально продиктованный, выкованный тысячелетиями нелёгкой борьбы за выживание выбор образа действий в незнакомой среде, между незнакомыми и чуждыми им людьми у приезжих – заявить о себе, как о крутых, опасных (нас не тронь!), напасть первым, преду-преждая возможную и даже не возможную, а лишь предполагаемую агрессию или хотя бы недоброжелательство – претерпевает быструю эволюцию.

Это первая причина происходящих изменений в отношениях. Вторая – работа проводится. В реализации Стратегии государственной национальной политики сделано многое. Судя по моим и моих близких ощущениям – действительно сделано.

Так что – живём вместе. Как жили наши предки в мире сто лет назад с китайцами, хивинцами, мусульманами и буддистами, как в восемнадцатом веке – с немцами, французами и шведами, протестантами и католиками, как в семнадцатом – со шведскими цыганами. В основном в мире. Бытовые конфликты – не в счёт. Они во всех странах, во все времена были и, скорее всего, будут. Пока всё население планеты не смешается, не станут все «приятно смуглявенькими», как говаривал по этому поводу мечтатель Макар Нагульнов, – будут. Но это – тема для другого исследования.

 

резюме

В Республике Карелия подобного кондопожским или тем более бирюлёвским событиям не произойдёт. Не случится по той простой причине, что к этому практически не осталось предпосылок. Региональными властями, например, была проведена – ещё до федеральной реформы – чистка милиции, то же сделано и в муниципальном звене управления. Проводится постоянная просветительская работа с населением – приезжим и коренным. Особенно много внимания уделяется профилактике ксенофобии и нетерпимости к представителям других национальностей среди учащейся молодёжи.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.