Географом Хабенского сделал художник

Сегодня на экраны кинотеатров страны выходит в широкий прокат фильм «Географ глобус пропил»

Сегодня на экраны кинотеатров страны выходит в широкий прокат фильм «Географ глобус пропил»

Администрация петербургского кинотеатра «Художественный» явно просчиталась – зал для предпремьерного показа фильма Александра Велединского оказался мал. 

Такого наплыва зрителей не было даже в кинотеатре «Великан» на предпремьерном показе фильма «Распутин» с Жераром Депардье в заглавной роли. Впрочем, всё закономерно и справедливо.

Картина создана по мотивам одноимённого романа Алексея Иванова. Главный герой – Виктор Служкин – сорокалетний неудачник, человек сильно пьющий; биолог по образованию, по иронии судьбы он становится учителем географии. Общего языка с учениками, мягко говоря, не находит. Но в непутёвого Служкина влюбляется десятиклассница Маша…

– Идея экранизации принадлежит Валерию Тодоровскому, – рассказывал Александр Велединский. – Он прочёл роман и сразу выкупил права. Хотел снимать, но, по его словам, перегорел. Был проведён небольшой кастинг, никого, правда, не утвердили, прошёл выбор натуры…

Тодоровский позвонил Велединскому: «Не хочешь снять?» Велединский прочитал роман. Написал сценарий – действие перенёс из 90-х в наши дни.

– Алексей Иванов создал вечного героя, он может существовать в любое время, – продолжил рассказ Александр Алексеевич. – После премьеры в Перми, где снимали фильм, театральный режиссёр Борис Мильграм скажет: «У вас фильм не о времени, а о человеке». 

Велединскому пришлось «подгонять» Служкина под возраст Константина Хабенского – его кандидатура, единственная, даже не обсуждалась, он не проходил через кастинг. 

– На обложке последнего издания романа – фотография Константина Хабенского в роли Служкина, но если вы взглянете на обложку книги издания 2003 года, и там – не поверите! – был нарисован Константин Юрьевич. Что было делать? Кому играть Служкина, за нас решил художник! – говорит Александр Велединский. – И ещё один немаловажный психологический момент. У Иванова Служкину 28 лет. У меня – сорок. Я понимал: возьми я замечательного тридцатилетнего артиста – в его персонажа очень легко будет влюбиться десятикласснице. Задача усложнялась – и перед Машенькой, и перед исполнительницей роли Анфисой Черных.

Анфиса Черных ещё гимназистка, учится в выпускном классе. Одиннадцатилетней девочкой она снялась в главной роли в картине Бориса Грачевского «Крыша», но «Географа» считает своим «настоящим» актёрским дебютом.

– У меня дрожали коленки, когда я шла на кастинг с Константином Юрьевичем, – признаётся Анфиса. – Я мандражировала от одной мысли, что нужно будет играть любовь с Хабенским.

– Этим словам Анфисы нельзя верить, – перебил юную актрису многоопытный режиссёр. – Она думала увидеть звезду, а увидела человека – доброго, внимательного, отзывчивого. Пробы были отличные! Анфиса, коленки у тебя не дрожали, поэтому ты и оказалась в картине.

Картину «Географ глобус пропил» заметили – без особой рекламы – сразу. В Служкине увидели современного Обломова, князя Мышкина. Дмитрий Быков в статье-рецензии так и называет его: князь Служкин. Едва ли Быков мог знать, что Алексей Иванов после просмотра «Географа» послал Велединскому эсэмэску: «Критики дружно поставили в один ряд с такими советскими фильмами, как «Полёты во сне и наяву», «Отпуск в сентябре», засунули в русло хрестоматийных тем маленького человека, лишних людей и кризиса среднего возраста. Ваш фильм об идеальном человеке, он куда более близок к «Идиоту» Достоевского с его блаженным и невезучим князем Мышкиным. Неадекватность интерпретации фильма вскрывает комплексы общества, а суперположительная реакция зрителей на фильм говорит о потребности общества в сочувствии и понимании…»

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.